Брадилалия - симптомы и лечение

Главная » Про болезни » Психические расстройства » Брадилалия: причины, симптомы и лечение

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 17 мин.

Поделиться:

Содержание:

Брадилалия (Bradylalia, slow speech) — это патологическое состояние, которое проявляется замедленной и затруднённой речью . Пациентам с брадилалией трудно формировать слова и фразы, а также поддерживать нормальный речевой темп. Это приводит к проблемам в общении: окружающие не понимают, что человек хочет им сказать.

Окружающим тяжело понять, что говорит человек с брадилалией
Окружающим тяжело понять, что говорит человек с брадилалией

В некоторых случаях брадилалия является вариантом нормы ввиду индивидуальных или этнокультурных особенностей. Поэтому, если такое состояние не создаёт проблем в общении и не оказывает негативного влияния на повседневную жизнь, его рассматривают как часть естественной вариативности человеческой речи.

Распространённость брадилалии

Статистика указывает на то, что различные нарушения речи, включая брадилалию, довольно часто встречаются у людей с определёнными болезнями, например:

  • с болезнью Паркинсона — примерно 60–80 % больных с таким диагнозом страдают от замедленной и затруднённой речи ;
  • инсультом — затруднения в произношении слов наблюдаются у 30–50 % пациентов ;
  • травмой головы — до 20 % людей отмечают нарушения речи ;
  • неврологическими заболеваниями, при которых разрушаются миелиновые оболочки нервных волокон;
  • аутизмом;
  • психическими расстройствами (например, депрессией или шизофренией) — реже связаны с брадилалией, но такие случаи всё-таки существуют .

Статистические данные по распространённости брадилалии в рамках каждого из этих состояний предоставляют дополнительную информацию о связи между ними.

Причины развития брадилалии

Брадилалия может быть вызвана различными факторами, но обычно она связана с поражением нервной системы. К наиболее частым причинам развития патологии относят:

  • Болезнь Паркинсона. Это нейродегенеративное заболевание влияет на работу базальных ганглиев и дофаминовых путей в головном мозге, что приводит к замедлению всех движений, включая речь .
  • Инсульт. Риск развития брадилалии повышается, когда поражаются моторные (двигательные) области головного мозга. Инсульт может повредить нейромоторные пути, ответственные за контроль и координацию речи .
  • Травму головы. При серьёзных патологиях, таких как сотрясение мозга или черепно-мозговая травма, также могут нарушаться нейромоторные механизмы, контролирующие речь .
  • Неврологические и психиатрические патологии. Брадилалия может сопровождать болезнь Альцгеймера, склероз, депрессию и т. д., так как эти состояния влияют на работу нейромоторных механизмов .
  • Опухоль мозга, менингит и энцефалит. Речь замедляется в тех случаях, когда эти патологии поражают определённые области мозга, ответственные за нейромоторные функции и контроль речи.

Брадилалию также может вызвать приём некоторых фармакологических препаратов, например нейролептиков и противопаркинсонических средств.

Причины развития брадилалии у детей:

  • Перинатальное поражение нервной системы. При неблагоприятных условиях во время беременности, родов или раннего послеродового периода возможно повреждение нервной системы у плода или младенца, что приводит к нарушению речи. Их могут вызывать разные факторы, например алкогольный синдром плода, родовые травмы и др.
  • Задержка психического развития. Это может быть связано с генетическими нарушениями, недостаточной стимуляцией развития речи, нехваткой общения в раннем детстве и т. д.
  • Социально-психологические факторы. Тяжёлая психологическая обстановка в семье или другие социальные стрессы влияют на психическое и эмоциональное состояние ребёнка. Это может отразиться на его речи, включая возможное возникновение брадилалии .

Однако замедленная речь не всегда говорит о том, что ребёнок серьёзно болен. Со временем ситуация может измениться в лучшую сторону, особенно если он будет заниматься с логопедом и стимулировать развитие речи.

Чтобы точно определить причины брадилалии, необходимо проводить комплексное обследование и консультироваться со специалистами: неврологами, логопедами и психологами. Только такой подход позволяет установить точный диагноз и разработать оптимальный план лечения и поддержки для каждого ребёнка.

Брадилалия и брадипсихия

Брадипсихия — это состояние замедленной психической активности. Обычно она возникает при различных психических заболеваниях, таких как депрессия, шизофрения, биполярное аффективное расстройство и т. д. Это состояние характеризуется замедлением мыслительных процессов, реакции, двигательной активности и речи.

Когда брадипсихия сопровождается брадилалией, пациенту тяжело организовать свою повседневную жизнь, так как он не может воспроизводить связную речь, чётко и правильно произносить слова и фразы.

Для пациентов с брадипсихией, включая сопутствующую брадилалию, важна комплексная диагностика и индивидуальный подход к лечению. Чтобы помочь им справиться с психическими и речевыми трудностями, обычно используют методы психотерапии, медикаментозное лечение и реабилитационные мероприятия.

В случае подозрения на психические или речевые проблемы необходимо сразу же проконсультироваться со специалистом.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы брадилалии

Брадилалия — это комплексное состояние, поэтому симптомы различаются в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и причин, вызывающих это нарушение.

Основные симптомы брадилалии:

  • замедленная речь — затянутый темп слов и фраз, трудности в формировании и произношении звуков, затруднённая и нечёткая речь становится отрывистой и сжатой ;
  • отсутствие речевой плавности — проблемы с переходами между звуками и словами, неправильный ритм и интонация речи, иногда отмечается заикание (по данным некоторых исследований, замедленная речь создаёт дополнительные трудности в произношении слов, что увеличивает частоту заикания) ;
  • трудности с артикуляцией звуков ;
  • снижение объёма речи — ранее выразительная и богатая речь может сократиться до минимального количества слов и фраз;
  • трудности с инициированием речи — перед произнесением фразы возникает задержка .

Некоторые пациенты с брадилалией прикладывают значительные усилия, чтобы сформировать и произнести слово. Это приводит к нечёткому и неестественному звучанию.

Патология также может сопровождаться нарушениями мимики и общей моторики. У больных часто наблюдается общая заторможенность, они медленно двигаются и бывают неуклюжими, даже когда совершают привычные действия.

Такие пациенты нередко испытывают трудности с чтением и письмом, так как замедленный темп произношения слов и затруднённая речь часто сказываются на способности читать и писать. Например, больным тяжело осознавать смысл прочитанного, а при написании они долго формируют буквы и слова.

Эти симптомы могут быть связаны с общими нейромоторными нарушениями, которые влияют на различные аспекты поведения и двигательной активности, поэтому важно вовремя обратиться к специалисту. Только он сможет определить точную причину замедленной речи и других сопутствующих симптомов, а также разработает эффективный план лечения и реабилитации.

Патогенез брадилалии

Механизм развития брадилалии связывают с нарушением работы:

  • нейромоторных центров, ответственных за контроль и координацию речи — когда их активность снижается, урежается речь и замедляются мышечные движения, которые отвечают за артикуляцию и произнесение слов;
  • базальных ганглиев, префронтальной коры, боковых отделов и других структур головного мозга — атрофия и дегенеративные изменения могут привести к расстройству речевых центров и затруднению произнесения слов ;
  • дофаминергической сисетемы — дофамин играет важную роль в регуляции двигательных функций, в том числе влияет на координацию речевых движений ;
  • моторных путей — передача нервных импульсов по этим путям определяет скорость речевых движений .
Речевые центры головного мозга
Речевые центры головного мозга

Часто эти нарушения вызваны различными патологическими процессами, поэтому важно выявить основную болезнь.

Классификация и стадии развития брадилалии

Брадилалию классифицируют по разным критериям, включая причину, степень тяжести и характеристику проявлений .

В зависимости от причины брадилалия может быть симптоматической, т. е. связанной с другими болезнями, или идиопатической, у которой нет явной причины. Идиопатическая брадилалия требует дополнительного обследования для выявления основного заболевания .

Степень тяжести брадилалии варьируется от лёгкой до тяжёлой. У некоторых пациентов замедление речи может быть незначительным и почти незаметным, в то время как у других произношение слов и фраз значительно затруднено. Такая брадилалия может сопровождаться дополнительными симптомами:

  • дисфонией — изменением тональности голоса;
  • дизартрией — нарушением артикуляции речи и искажением слов ;
  • аноксией — недостатком кислорода в организме, в частности в мозге;
  • нарушением интонации и акцентуации в речи — неправильным ударением в словах и фразах, что делает речь монотонной и безжизненной;
  • афазией — нарушением связной речи, при котором пациенту тяжело формировать осмысленные предложения и выражать свои мысли.

Характеристика проявлений брадилалии может отличаться. Некоторые пациенты испытывают трудности в самом начале фразы, в то время как у других речь замедляется по ходу предложения. Отдельные пациенты не могут добиться правильной артикуляции определённых звуков, что делает их речь менее понятной для окружающих .

Осложнения брадилалии

Основными осложнениями являются психологические и социальные проблемы. Если человек испытывает трудности в произношении слов и фраз, окружающим сложно его понимать. В результате это может привести к отчуждению от общественной жизни, т. е. социальной изоляции.

Замедленная и нечёткая речь может вызывать чувства неполноценности, беспокойства и фрустрации (разочарование из-за того, что желание высказаться не совпадает с возможностями). Пациентам сложно выразить свои мысли и проявить себя, из-за чего их самооценка падает и появляется психологический дискомфорт .

Сложности в общении и социальной адаптации также сказываются на повседневной жизни и профессиональной деятельности. Это снижает их удовлетворённость и общую радость .

Осложнения брадилалии у детей

Ребёнок с неконтролируемым замедлением речи становится менее уверенным в себе, что влияет на его общение со сверстниками. Чувство неудовлетворённости также может повлечь за собой проблемы в учёбе.

Некоторым детям с брадилалией тяжело освоить чтение и письмо, им сложнее усваивать учебный материал. Это может привести к задержке в развитии речи и языка.

Диагностика брадилалии

Диагностика брадилалии требует комплексного подхода. В первую очередь специалист проводит медицинский осмотр и изучает историю болезни, выясняет особенности и длительность симптомов. Обычно врача интересует:

  • когда в первый раз заметили замедление и затруднение в речи;
  • есть ли другие сопутствующие симптомы, например трудности с движениями, дрожь или другие проблемы со здоровьем;
  • какие факторы усиливают или смягчают симптомы брадилалии;
  • диагностировали ли ранее какие-либо неврологические или психиатрические заболевания.

Во время разговора врач наблюдает за пациентом и оценивает его речь: темп, артикуляцию и плавность произношения. Специалист может попросить больного выполнить некоторые задания, например повторить определённые фразы или назвать предметы на картинках.

В качестве дополнительных исследований пациенту назначают:

  • неврологическое обследование — врач оценивает неврологический статус, включая координацию движений, мышечную силу и рефлексы, обращает внимание на особенности произношения и работу речевого аппарата ;
  • нейрофизиологические и нейровизуализационные методы обследования — устанавливают причину и характер нарушения, например ЭЭГ регистрирует электрическую активность головного мозга и выявляет электрические аномалии, связанные с нарушениями нейромоторных механизмов, ответственных за речь, а фМРТ показывает активность мозга в реальном времени во время выполнения задач, связанных с речью .
ЭЭГ
ЭЭГ

Диагностика брадилалии у детей

При обследовании ребёнка специалист учитывает его возрастные особенности, которые могут влиять на уровень речевого развития . Например, у некоторых детей младшего школьного возраста ещё не до конца сформировались способности произнесения и восприятия речи, поэтому они говорят медленно. В таких случаях важно сравнивать симптомы с различными вариантами развития детской речи.

При диагностике важно проводить комплексное обследование, включающее медицинский и неврологический осмотр, речевую и психологическую оценку, чтобы точно определить причину речевых трудностей и разработать соответствующий план лечения и реабилитации для каждого ребёнка.

Дифференциальная диагностика

Брадилалию следует отличать от других речевых нарушений. В их число входит:

  • Дизартрия — нарушение артикуляции речи, вызванное дефектами в артикуляционных органах или нарушениями моторной координации. В отличие от брадилалии, она обусловлена физическими проблемами с произнесением звуков и фраз, но скорость речи может быть нормальной или даже повышенной.
  • Заикание — повторения, задержки или прерывания речи. Заикание часто имеет психологические корни и может быть вызвано стрессом или эмоциональными факторами.
  • Особенности развития речи у детей — иногда под типичным развитием речи, характерным для определённого возраста, могут заподозрить признаки брадилалии .
Артикуляционный аппарат
Артикуляционный аппарат

Лечение брадилалии

Лечение предполагает комплексный подход, который включает логопедические упражнения и массаж, речевую терапию, медикаментозное лечение, коммуникативные технологии, игру на музыкальных инструментах и пение, упражнения на мелкую моторику и т. д. Так как терапия брадилалии должна быть индивидуальной в зависимости от причины и степени тяжести болезни, комбинация различных методов может быть наиболее эффективной стратегией.

Медикаментозные препараты назначают для лечения основной патологии, например болезни Паркинсона. Лекарственные средства также помогают улучшить двигательные функции и контроль мышц, в том числе тех, что отвечают за речь .

Речевая терапия включает в себя индивидуальные и групповые сессии под руководством логопедов и дефектологов. В ходе такого лечения пациенты учатся преодолевать речевые трудности, развивать правильное произношение и улучшать речевую плавность. На таких занятиях они также получают психологическую поддержку .

Коммуникативные технологии используют в случае тяжёлой формы брадилалии или когда другие методы не дают достаточного результата. К коммуникативным технологиям относят аудио- и видеозаписи, преобразование текста в речь и другие техники, которые помогают пациентам в общении .

Логопедическая терапия

При лечении брадилалии логопеды рекомендуют следующие упражнения:

  1. На артикуляцию:
  2. повторение звуков и звукосочетаний с акцентом на чёткость и правильное произношение, например повторение серии звуков «па-пе-пи-по-пу» или слов с труднопроизносимыми звуками;
  3. работа над артикуляционной моторикой с помощью языка, губ и гортани, например плавные движения языка в различные стороны или массаж губ, который усиливает контроль и координацию.
  4. На речевой темп и ритм:
  5. чтение текстов с постепенным ускорением;
  6. игры с использованием ритмических паттернов и мелодий, например специалист играет на музыкальном инструменте или использует музыкальные метрономы, таким образом задавая ритм пациенту, когда он что-то говорит.
  7. На плавность:
  8. различные дыхательные и речевые упражнения, например, чтобы научиться контролировать дыхание, больной должен плавно вдыхать и выдыхать при произношении слов;
  9. упражнения для плавного и непрерывного перехода от одного слова к другому без пауз и заиканий .

Квалифицированный логопед всегда ориентируется на персонализированный подход и подбирает упражнения, учитывая особенности пациента и его проблемы .

Занятие с логопедом
Занятие с логопедом

Коррекция и реабилитация

Логопедический массаж, упражнения на мелкую моторику, игра на музыкальных инструментах и пение используют в рамках речевой терапии, так как они также помогают в коррекции брадилалии.

Логопедический массаж способствует укреплению мускулатуры, снижению ненужного напряжения в речевых мышцах и улучшению координации артикуляционных органов (языка, губ, нёба и др.), что помогает повысить качество произношения.

Упражнения на мелкую моторику способствуют тому, что движения артикуляционных органов при произнесении звуков и слов становятся более точными.

Игра на музыкальных инструментах развивает моторные навыки и координацию движений, что также полезно для улучшения речи и артикуляции. Пение задействует множество речевых мышц, что развивает ритмичность речи и плавность произношения слов.

Эффективность таких методов зависит от правильно подобранной тактики лечения. Результат появится быстрее, если соблюдать общие рекомендации:

  • заниматься регулярно, каждый день выделять время на практику речи;
  • повторять сложные звуки, слова или фразы, сосредотачиваясь на их чётком произношении, постепенно усложняя задания путём добавления новых звуков и увеличения фраз;
  • использовать зеркало при выполнении упражнений, чтобы иметь возможность контролировать свои губы, язык и другие артикуляционные органы;
  • повторять слова и фразы, обращая внимание на правильное движение губ и языка;
  • говорить медленно и чётко, контролировать дыхание и речевой темп;
  • использовать ритмичные паттерны и паузы, чтобы помочь себе улучшить плавность речи и плавный переход между звуками и словами.
Контроль речевых движений перед зеркалом
Контроль речевых движений перед зеркалом

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от причины, степени тяжести и эффективности терапии. Обычно прогноз благоприятный, в том числе при идиопатической форме или при своевременном лечении основного заболевания. Логопедические упражнения, речевая и фармакологическая терапия могут улучшить речевые навыки и облегчить симптомы, однако в некоторых случаях, особенно при прогрессирующих нейродегенеративных заболеваниях, прогноз может быть менее благоприятным.

Профилактика брадилалии

Поскольку брадилалия часто является следствием других болезней, основная профилактика сводится к предотвращению или контролю этих патологий. Чтобы снизить риск развития патологии, следует:

  • вести здоровый образ жизни, например быть физически активным, правильно питаться и высыпаться;
  • предотвращать и контролировать развитие хронических заболеваний (болезни Паркинсона, инсульта и других нейродегенеративных или сосудистых патологий);
  • регулярно обследоваться и консультироваться с различными врачами, чтобы вовремя выявить и начать лечение тех болезней, которые могут быть связаны с брадилалией;
  • своевременно обращаться к специалисту при первых признаках брадилалии, это поможет предотвратить прогрессирование симптомов и осложнений .

Важно помнить, что конкретные рекомендации по профилактике также могут различаться в зависимости от состояния здоровья и факторов риска. Регулярное обследование и консультации с врачом помогут получить наиболее актуальные рекомендации и меры профилактики .

Список литературы

  1. Strand E. A. et al. A Motor Speech Assessment for Children With Severe Speech Disorders: Reliability and Validity Evidence // J Speech Lang Hear Res. — 2013. — № 2. — P. 505–520.ссылка
  2. Skodda S., Schlegel U. Speech rate and rhythm in Parkinson’s disease // Mov Disord. — 2008. — № 7. — P. 985–992.ссылка
  3. Крылова И. В. Отражение патологического состояния мышления на речевой продукции у подростков с шизофренией // Психология и педагогика методика и проблемы практического применения. — 2012. — № 24–21. — С. 68–74.
  4. Ziegler W. et al. The prevalence of apraxia of speech in chronic aphasia after stroke: A bayesian hierarchical analysis // Cortex. — 2022. — Vol. 151 — P. 15–29.ссылка
  5. Pan Y., Zhu H., Hou L. Epidemiological analysis and emergency nursing care of oral and craniomaxillofacial trauma: a narrative review // Ann Palliat Med. — 2022. — № 4. — P. 1518–1525.ссылка
  6. Monroe S. M., Harkness K. L. Major Depression and Its Recurrences: Life Course Matters // Annu Rev Clin Psychol. — 2022. — № 1. — P. 329–357.ссылка
  7. Jankovic J. Parkinson’s disease: clinical features and diagnosis // J Neurol Neurosurg Psychiatry. — 2008. — № 4. — P. 368–376.ссылка
  8. Lloyd-Jones D. M. et al. The Coronary Artery Risk Development In Young Adults (CARDIA) Study // J Am Coll Cardiol. — 2021. — № 3. — P. 260–277.ссылка
  9. Lee W. K. et al. Characteristics of Dysphagia in Severe Traumatic Brain Injury Patients: A Comparison With Stroke Patients // Ann Rehabil Med. — 2016. — № 3. — P. 432.ссылка
  10. Sapolsky R. M. Depression, antidepressants, and the shrinking hippocampus // Proc Natl Acad Sci. — 2001. — № 22. — P. 12320–12322.ссылка
  11. McCann S. J. et al. The Serotonin Transporter Gene and Parkinson’s Disease // Eur Neurol. — 2000. — № 2. — P. 108–111.ссылка
  12. Плешкова Е. В., Макаров И. В. Особенности нарушений речевой функции у детей с генерализованной формой эпилепсии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. — 2008. — № 3. — С. 27–28.
  13. Hara S. et al. Relationship among Subjective Satisfaction with Verbal Communication, Dental Status, and Health-Related Quality of Life in Japanese Community-Residing Elderly Individuals // Adv Appl Sociol. — 2015. — № 1. — P. 32–39.
  14. Roth C. R., Nip I. Dysarthria // Encyclopedia of Clinical Neuropsychology. — Cham: Springer International Publishing, 2017. — P. 1–5.
  15. Lowit A. et al. Rhythmic performance in hypokinetic dysarthria: Relationship between reading, spontaneous speech and diadochokinetic tasks // J Commun Disord. — 2018. — P. 26–39.ссылка
  16. McNeil M. R., Pratt S. R. Defining aphasia: Some theoretical and clinical implications of operating from a formal definition // Aphasiology. — 2001. — № 10–11. — P. 901–911.
  17. Jacinto-Scudeiro L. A. et al. Dysarthria in hereditary spastic paraplegia type 4 // Clinics. — 2023. — № 78. — P. 100128.ссылка
  18. Liégeois F., Mayes A., Morgan A. Neural Correlates of Developmental Speech and Language Disorders: Evidence from Neuroimaging // Curr Dev Disord Reports. — 2014. — № 3. — P. 215–227.ссылка
  19. Duffy J. R. Motor Speech Disorders: Where Will We Be in 10 Years? // Semin Speech Lang. — 2016. — № 3. — P. 219–224.ссылка
  20. Duffy J. R. Emerging and Future Issues in Motor Speech Disorders // Am J Speech-Language Pathol. — 1994. — № 3. — P. 36–39.
  21. Gravell R., France J. Speech and Communication Problems in Psychiatry. — Boston: Springer US, 1991.
  22. Wambaugh J. L. et al. Treatment guidelines for acquired apraxia of speech: A synthesis and evaluation of the evidence // J Med Speech Lang Pathol Delmar Learning. — 2006. — № 2. — P. 15–33.
  23. Lowit A., Kent R. D., Kuschmann A. Management of dysarthria. — 2nd edition. — Burlington: Papathanasiou I., Coppens P., 2016. — P. 527–556.
  24. Ahlskog J. Diagnosis and differential diagnosis of Parkinson’s disease and parkinsonism // Parkinsonism Relat Disord. — 2000. — № 1. — P. 63–70.ссылка
  25. Radanovic M., Mansur L. L. Language Disturbances in Adulthood: New Advances from the Neurolinguistics Perspective. — Bentham Science Publishers, 2011. — P. 85.
  26. Yorkston K. M., Beukelman D. R. Dysarthria: Tools for Clinical Decision-Making // ASHA Lead. — 2004. — № 9. — P. 4–21.
  27. Малкова Е. Е., Машнина Е. М. Проблема определения критериев нарушения речи у современных дошкольников в аспекте междисциплинарного взаимодействия специалистов // Педиатр. — 2019. — № 1. — С. 117–126.
  28. Елецкая О. В., Мохряков М. О. К вопросу о дифференциальной диагностике нарушений речи в структуре эмоциональных расстройств // Концепт. — 2015. — № S23. — С. 6–10.
  29. Meulenbroek P. et al. Tutorial: The Speech-Language Pathologist’s Role in Return to Work for Adults With Traumatic Brain Injury // Am J Speech-Language Pathol. — 2022. — № 1. — P. 188–202.ссылка
  30. Togher L. et al. INCOG 2.0 Guidelines for Cognitive Rehabilitation Following Traumatic Brain Injury, Part IV: Cognitive-Communication and Social Cognition Disorders // J Head Trauma Rehabil. — 2023. — № 1. — P. 65–82.ссылка
  31. Beaulieu C. L. et al. Occupational, Physical, and Speech Therapy Treatment Activities During Inpatient Rehabilitation for Traumatic Brain Injury // Arch Phys Med Rehabil. — 2015. — № 8. — P. S222–S234.ссылка
  32. Карпова Н. Л., Кузнецова Е. Н., Поприк Ю. Б. Роль родителей в коррекции речевых нарушений у детей // Комплексные исследования детства. — 2019. — № 1. — С. 65–72.
  33. Freed D. B. Motor speech disorders: Diagnosis and treatment. — California: Plural Publishing, 2020.
  34. Yorkston K. M. Treatment Efficacy // J Speech Hear Res. — 1996. — № 5. — Р. S46–57.ссылка
  35. Hoehn M. M., Yahr M. D. Parkinsonism: onset, progression, and mortality // Neurology. — 1967. — № 5. — P. 427–427.ссылка
  36. Aaseth J., Dusek P., Roos P. M. Prevention of progression in Parkinson’s disease // BioMetals. — 2018. — № 5. — P. 737–747.ссылка

Оставить комментарий