Расстройства поведения - симптомы и лечение

Главная » Про болезни » Психические расстройства » Расстройства поведения: причины, симптомы и лечение

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 18 мин.

Поделиться:

Содержание:

Расстройство поведения (Conduct disorder) — это психические нарушения у детей и подростков, при котором они постоянно нарушают общественные нормы и правила. Основные черты этого расстройства: агрессивное поведение по отношению к другим людям, животным или вещам, обман, воровство или другие серьёзные нарушения правил . В отличие от обычного непослушания, связанного с возрастными особенностями, симптомы расстройства поведения длятся от 6 месяцев и дольше.

Возможные симптомы расстройства поведения
Возможные симптомы расстройства поведения

Распространённость расстройства поведения

Согласно данным мета-анализа распространённости психических расстройств, расстройства поведения встречаются у 2,1 % подростков . Количество задокументированных случаев расстройства поведения умеренно увеличивалось во второй половине XX века, причём максимальный прирост пришёлся на три послевоенных поколения. Это может быть связано с тем, что люди чаще начали обращаться к специалистам (психиатрам и психологам) .

В США пик заболевания расстройством поведения пришёлся на 90-е годы XX-го века и был связан с изменениями во внутренней политике государства, главным образом — с продажей оружия и распространением психоактивных веществ .

Точных статистических данных по расстройству поведения в СССР и России нет. Это связано с тем, что раньше в отечественной практике применялись другие термины, в частности «психопатоподобное поведение» и «патохарактерологическое развитие личности». Однако их нельзя полностью сопоставить с актуальной терминологией МКБ-10 (Международной классификации болезней 10-го пересмотра).

Ранее предполагалось, что распространённость этого психического расстройства зависит от социального класса, но более поздние исследования это не подтвердили . Развитие расстройства встречаются у детей как из бедных, так и из богатых семей, поэтому социальный класс лишь незначительно влияет на развитие расстройства .

Причины расстройства поведения

Принято считать, что причина формирования расстройства поведения включает в себя несколько факторов: генетику, окружающую среду и семью.

Главным генетическим фактором, который приводит к повышенной агрессивности, считается мутация гена МАОА, ассоциированного с нарушениями поведения . Генную мутацию провоцируют нарушения со стороны биологически активных веществ, которые влияют на зоны мозга, ответственные за эмоции и поведение.

Однако одной лишь мутации гена недостаточно для развития симптомов болезни. При расстройстве поведения большую роль играет множество средовых и семейных факторов. Их можно поделить на четыре группы:

  • биологические: повреждения и заболевания мозга (черепно-мозговые травмы, инфекции, например энцефалит, менингит и пр.), осложнения при беременности и родах (гипоксия, преждевременные роды);
  • индивидуальные: низкий уровень интеллекта, импульсивность и гиперактивность, нарушение внимания и речи, расстройства школьных и учебных навыков, например задержка речевого развития, логопедические нарушения и т. д.;
  • семейные: антисоциальное поведение родителей (например, злоупотребление алкоголем), домашнее насилие, воспитание родителем-одиночкой, жестокое обращение и очень строгая дисциплина, недостаточная или избыточная опека, гиперконтроль, депрессия у матери и наступление материнства до 18 лет;
  • социальные и школьные: низкий уровень дохода семьи, влияние агрессивных сверстников и сверстников с нарушениями поведения, отвержение одноклассниками, травля и проживание в криминальных районах.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы расстройства поведения

Всё многообразие симптомов расстройства поведения можно объединить в четыре основные группы:

  1. Агрессивное поведение — включает драки, издевательства, жестокость по отношению к другим людям или животным, использование оружия и принуждение к интимным отношениям. То есть это такое поведение, при котором ребёнок целенаправленно причиняет вред другому человеку.
  2. Деструктивное поведение — проявляется в умышленной порче чужой собственности, например с помощью поджога или осквернения.
  3. Обманчивое поведение — заключается в неоднократной лжи, краже в магазинах, чужих домах или автомобилях. Речь идёт о ситуациях, когда ребёнок постоянно обманывает других ради собственной выгоды.
  4. Нарушение правил — включает в себя нарушение общепринятых правил (например, пропуск школы) или поведение, не соответствующее возрасту (например, побег из родительского дома). Ребёнок может зло шутить над учителем или одноклассниками, а также проявлять сексуальную активность в очень раннем возрасте (полностью физиологическая и половая зрелость у мальчиков наступает примерно к 16–17 годам, а у девочек – к 15–16 годам).

Любое действие со стороны окружающих людей воспринимается детьми и подростками с расстройством поведения как угроза, а чужие успехи и позитивные чувства не только им не понятны, но и служат дополнительным поводом для гнева и ощущения неудовлетворённости. Например, усыновлённый из детского дома 11-летний ребёнок разбивает подаренный ему ноутбук и говорит приёмной матери, что он это сделал, чтобы она больше никого не усыновляла и ему не пришлось делиться.

Дети с расстройством поведения часто проявляют несвойственную для этого возраста преднамеренную жестокость. У них снижено чувство сострадания. Р. Хаэр, один из крупнейших исследователей в области патологии личности и автор книги «Лишённые совести», приводит яркий пример подобного поведения:

Другой […], отсиживавший срок за мошенничество, рассказал, что в детстве он набрасывал петлю на шею кота, привязывал другой конец верёвки к верхушке шеста и бил животное теннисной ракеткой так, что оно летало вокруг шеста. Он рассказал, что его сестра выращивала щенков и он убивал тех, которые ей не нравились. «Я привязывал их к ограде и отрабатывал на них удар битой», — говорил он с улыбкой на лице

Дети без диагноза «расстройство поведения» также могут воровать, врать или вести себя агрессивно, например враждебно относиться к младшим братьям или сёстрам (чаще всего новорождённым), потому что они не хотят делить с ними внимание родителей. Разница в том, что это единичные временные эпизоды. Как правило, дети сами понимают, что ведут себя неправильно, или им достаточно поговорить с родителями, чтобы такие ситуации больше не повторялись.

Патогенез расстройства поведения

Нейробиологические исследования позволили сделать вывод, что расстройство поведения — не просто последствие влияния неблагоприятных семейных и социальных факторов. Это более сложный комплекс взаимодействия генетических и эпигенетических факторов (они регулируют активность генов, но не изменяют первичную структуру ДНК). Результатом такого взаимодействия становятся нейробиологические изменения, влияющие на структуру мозга. Таким образом, мозг пациента с расстройством поведения отличается от мозга людей, не страдающих какими-либо психическими расстройствами.

Результаты МРТ показали, что у подростков с расстройством поведения орбитофронтальная кора головного мозга (участок, задействованный в принятии решений) была толще, чем у детей без признаков каких-либо расстройств психики. Кроме того, у пациентов с расстройством поведения височная доля, которая отвечает за память, анализ речевых звуков и восприятие вкусов и запахов, также оказалась более плотной, чем у людей с нормальным поведением .

Отделы мозга, связанные с расстройством поведения
Отделы мозга, связанные с расстройством поведения [23][24]

Эти качественные и количественные изменения структур мозга способствуют нарушению работы психики, в том числе поведения.

Классификация и стадии развития расстройства поведения

Расстройство поведения включает в себя несколько подтипов . Общими для них являются вышеприведённые симптомы, однако существуют и индивидуальные различия.

Классификация по МКБ-10

F91.0 Расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи

Для этого расстройства характерно то, что нарушения поведения проявляются только дома в общении с семьёй и её ближайшим окружением. Дети с расстройством поведения, ограничивающимся рамками семьи, могут воровать (как правило, только у кого-то из родственников) или портить домашние вещи.

Также под определение расстройства поведения, ограничивающегося рамками семьи, попадают проявления деструктивного поведения. Такие дети ломают игрушки или украшения, рвут обувь и одежду, режут мебель или портят ценное имущество. При этом все вышеперечисленные проявления «нацелены» на кого-то из членов семьи.

С людьми вне дома, например в школе, дети общаются нормально.

F91.1 Несоциализированное расстройство поведения

При этом типе расстройства поведения дети склонны к физической агрессии, чрезмерной драчливости и жестокости по отношению к сверстникам. Они ко всем относятся враждебно и предпочитают ни с кем не общаться. Вся их коммуникация сводится к словесной брани. Такие дети не слушаются взрослых и ведут себя с ними очень нагло.

Типичны постоянная ложь, прогулы уроков и вандализм. У детей нарушены социальные связи: они не могут нормально общаться ни со сверстниками, ни со старшими по возрасту, часто замкнуты и сами изолируют себя от общества. Для детей с такой патологией характерна низкая самооценка. Детям кажется, что все вокруг желают им зла, поэтому они используют агрессию как механизм психологической защиты.

Недостаточная социальность проявляется не только в чрезмерной агрессивности, но и сексуальной расторможенности, например дети начинают говорить о сексе без добровольного согласия собеседника, демонстрировать половые органы и/или демонстративно раздеваться (в том числе в виртуальном формате, например отправлять фото своих интимных мест другим людям), а также принуждать к половому акту.

В беседах такие дети обычно держатся вызывающе. При попытках помочь отрицают проблемы с поведением или пытаются оправдать себя, обвиняя других. Они не могут адаптироваться в социуме и спокойно общаться со сверстниками.

Несоциализированное расстройство поведения
Несоциализированное расстройство поведения

F91.2 Социализированное расстройство поведения

При этом типе расстройства поведения симптомы проявляются в подростковом возрасте. Такие дети обычно нормально развиваются и в раннем детстве ведут себя послушно. Позже их успеваемость в школе снижается. Незначительные или малозначительные эпизоды нарушения поведения сопровождаются эмоциональной неустойчивостью, например раздражительностью, перепадами настроения и истериками.

Часто они совершают преступления вместе с компанией друзей. Именно эту компанию обвиняют родители, не допуская мысли о том, что необходимо изменить семейные установки и обратиться за помощью к психиатру или психотерапевту. Если родители не готовы принимать ответственность за поведение своих детей, их место постепенно занимают друзья.

Дети с социализированным расстройством поведения полностью преданы той компании, в которой находятся. Они вместе прогуливают школу, совершают преступления и антисоциальные поступки, например воруют или избивают людей или животных.

Среди прочих симптомов встречается агрессия, направленная на окружающих, и акты вандализма. Дети с этим расстройством общаются со сверстниками, но в основном с теми, кто нарушает закон.

F91.3 Оппозиционно-вызывающее поведение

Этот тип расстройства в наибольшей степени характерен для детей 9–10 лет. Пациенты с оппозиционно-вызывающим расстройством часто спорят со взрослыми или сверстниками, специально их дразнят или раздражают, ругаются, сердятся, возмущаются и не выполняют их требования. Это расстройство почти всегда проявляется дома или в школе среди хорошо знакомых людей.

Дети обвиняют в своих ошибках и трудностях окружающих или оправдывают их тяжёлыми обстоятельствами. Причём такое поведение причиняет больше неприятностей окружающим, чем самим детям.

В типичных случаях дети с оппозиционно-вызывающим поведением ведут себя провокационно, вызывающе или враждебно. Это расстройство не даёт им возможности выстроить нормальные взаимоотношения с другими людьми, поэтому зачастую у них нет друзей.

Однако такие дети не нарушают законы и основные права других: они не дерутся, не воруют и не портят чужие вещи.

 Оппозиционно-вызывающее поведение
Оппозиционно-вызывающее поведение [22]

Осложнения расстройства поведения

Если расстройство поведения не лечить должным образом, возможно появление осложнений, которые можно условно поделить на две группы: те, которые связаны непосредственно с психическим здоровьем, и социальные последствия.

К психическим осложнениям относится антисоциальное расстройство личности (ранее для его обозначения использовался термин «социопатия»). Пациенты с таким диагнозом проявляют импульсивность и жестокость во всех сферах жизни, не чувствуя за собой вины. Люди с такой патологией практически полностью теряют способность приспособиться к жизни в обществе, в связи с чем часто попадают в тюрьму.

Также у больных с нелеченным расстройством поведения часто появляется игромания, алкогольная или наркотическая зависимость с соответсвующими осложнениями.

Органы, которые поражаются при алкоголизме
Органы, которые поражаются при алкоголизме

Проблемы с поведением в детстве создают дополнительный риск развития социальных последствий во взрослом возрасте, связанных с отсутствием образования, работы и достаточного количества финансов. Кроме того, доказано, что люди с диагностированным расстройством поведения чаще совершают насильственные преступления, после чего попадают в тюрьму.

Также часто возникают проблемы с физическим здоровьем, включая травмы, инфекции, передаваемые половым путём, и приобретённые иммунодефицитные состояния .

Диагностика расстройства поведения

Диагноз «расстройство поведения» (любой из его подтипов) может поставить только детский врач-психиатр. Если у психиатра возникают подозрения о наличии какой-либо соматической или неврологической болезни, он направляет ребёнка на соответствующие анализы и/или на консультацию к педиатру или неврологу.

При наличии соответствующих показаний, например при любых поражениях мозга или нарушении развития и поведения у детей, невролог может порекомендовать пройти электроэнцефалографию. Её проводят, чтобы исключить патологический синдром, при котором время от времени возникают приступы агрессивного поведения и другие подобные приступы.

Электроэнцефалография
Электроэнцефалография

Нарушения поведения также могут протекать на фоне болезней эндокринной системы, например феохромоцитомы, поэтому ребёнка могут направить к эндокринологу.

Если все «непсихиатрические» причины исключены, врач-психиатр ставит диагноз после беседы с родителями или опекунами ребёнка, самим ребёнком и другими людьми, которые участвуют в его воспитании. Также доктор может попросить педагогов составить на ребёнка характеристику.

Для того чтобы поставить диагноз «расстройство поведения», необходимо наличие как минимум трёх из нижеприведённых симптомов, которые должны присутствовать не менее шести месяцев:

  • повторяющийся факт воровства;
  • побеги из дома и детдома на всю ночь не менее двух раз или побег из дома один раз без возвращения (в случае проживания с родителями или опекунами);
  • частая ложь (за исключением тех случаев, когда лгут во избежание физического или сексуального наказания);
  • намеренное участие в поджогах;
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, влияющие на успеваемость;
  • частые и тяжёлые вспышки гнева, которые спровоцированы незначительной или малозначительной причиной и приносят вред самому ребёнку и окружающим;
  • намеренное проникновение в чужой дом или машину с порчей чужой собственности;
  • физическая жестокость по отношению к животным;
  • принуждение кого-либо к сексуальным отношениям;
  • применение оружия более одного раза, инициирование драк;
  • воровство после борьбы (например, ударил и выхватил кошелёк или вымогал деньги, угрожая оружием);
  • физическая жестокость по отношению к людям;
  • вызывающее провокационное поведение и постоянное непослушание .

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику необходимо проводить со следующими расстройствами:

  • гиперкинетическим расстройством (или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, СДВГ);
  • реакцией адаптации на внешние стрессоры;
  • расстройством настроения (депрессией и биполярным аффективным расстройством);
  • расстройством аутистического спектра;
  • субкультурной девиантности.

Гиперактивность характеризуется импульсивностью, невнимательностью и чрезмерной активностью. Каждый из этих трёх симптомов может быть ошибочно истолкован как антисоциальное поведение, особенно импульсивность, которая может проявиться при расстройстве поведения. Однако для СДВГ не характерны симптомы нарушений поведения (например, воровство, поджоги или побеги). Дети с СДВГ более критичны к своему поведению, за которое они могут попросить прощение. Причина регулярного повторения эпизодов неприемлемого поведения при гиперактивности — недостаточный контроль над импульсами или проблема с вниманием, а не истинное протестное поведение.

Реакцию адаптации на внешние стрессоры диагностируют в тех случаях, когда она возникает сразу после воздействия установленного психологического стрессора. Таким стрессором может оказаться развод, тяжёлая утрата, насилие или усыновление. Но главным отличительным признаком адаптивной реакции является время: симптомы при этом возникают через 1–3 месяца после появления стрессора и сохраняются не дольше 6 месяцев после того, как стрессор или его последствия перестают влиять на ребёнка

Для депрессии, особенно в подростковом возрасте, характерна раздражительность и протестное поведение, но ключевым фактором является сниженное настроение, которое может сопровождаться тревогой, боязливостью, навязчивыми мыслями и/или действиями и другими специфическими фобиями. При депрессии также возможно состояние, при котором окружающий мир кажется нереальным.

У детей и подростков с депрессией на первый план могут выходить оппозиционное поведение, грубость или отказ от любых занятий, даже любимых. Но более тщательный расспрос показывает, что главная причина такого поведения — сниженное настроение, апатия или ощущение бессилия, характерные для депрессии.

Биполярное аффективное расстройство на ранних этапах отличить сложнее, так как оно может проявляться демонстративным поведением и раздражительностью в сочетании с противоправными действиями. Заниженная самооценка — нормальное явление при расстройстве настроения, равно как и отсутствие друзей или творческого досуга.

Систематические исследования показывают, что примерно у трети детей с расстройством настроения наблюдаются депрессивные или другие эмоциональные симптомы, например длительные снижения настроения, заниженная самооценка, склонность к самоповреждению, нарушения сна, аппетита и работоспособности. Поэтому расстройства настроения часто можно спутать с расстройством поведения.

Расстройства аутистического спектра (РАС) среди прочего могут проявляться вспышками агрессии, сильного раздражения и деструктивного поведения. Зачастую именно они служат поводом для направления к психиатру. Однако при более тщательном опросе и обследовании врач выявляет и другие симптомы РАС. Среди них выделяют стереотипное поведение, малоконтактность, ограниченный круг интересов и занятий, а также отставание в умственном развитии, чего не наблюдается при расстройстве поведения.

Субкультурная девиантность присуща подросткам, когда они не проявляют агрессию, но носят эпатажную одежду или вызывающий макияж, который демонстрирует их принадлежность к определённой субкультуре. Как правило, они спокойно общаются внутри этой группы сверстников. Члены такой компании могут иногда злоупотреблять психоактивными веществами или, к примеру, заниматься мелким воровством в магазинах. Если анализировать такое поведение поверхностно, то в МКБ-10 оно попадает под категорию несоциализированного расстройства поведения. Но мировое психиатрическое сообщество считает, что такую формую поведения нельзя считать сугубо психиатрическим симптомом, иначе расстройство поведения диагностировали бы у 1/3 всех подростков, что довольно много. Поэтому при постановке диагноза рекомендуют использовать американский классификатор DSM, так как он позволяет диагностировать подобные расстройства более точно .

Лечение расстройства поведения

Тактика лечения расстройства поведения зависит от ряда факторов, например возраста пациента или степени тяжести расстройства.

Чёткой градации степеней тяжести расстройства поведения нет. Её условно определяют по комплексу некоторых субъективных факторов:

  • проблемы в общении с людьми, непонимание реальности окружающего мира;
  • степень вреда для окружающих;
  • общественная опасность;
  • помощь семьи при амбулаторном или домашнем лечении;
  • необходимость госпитализации.

Иногда родители отказываются от терапии, когда понимают, что причина антисоциального поведения ребёнка напрямую связана с ними, поэтому готовность пациента и его родителей или опекунов участвовать в лечении также имеет большое значение.

Родители могут стать причиной расстройства поведения у ребёнка
Родители могут стать причиной расстройства поведения у ребёнка

Наиболее эффективными методами терапии расстройства поведения являются семейная, когнитивно-поведенческая (КПТ) и медикаментозная терапия.

Семейная терапия направлена на изменение правил взаимодействия внутри семьи и восстановление комфортного общения между родственниками.

Когнитивно-поведенческая терапия учит управлять гневом, контролировать импульсы и выбирать более безопасные способы выражения негативных эмоций.

Медикаментозная терапия

Лекарственное лечение не является альтернативой психотерапии, а лишь служит дополнением к ней. Кроме того, ни один из препаратов не утверждён официально для лечения нарушений поведения и не может быть рекомендован в качестве терапии «первой линии». Тем не менее, медикаменты могут назначить при выраженной агрессивности, импульсивности и резких перепадах настроения.

По результатам Кокрейновского обзора, наибольшую эффективность против агрессивности и импульсивности показали нейролептик Рисперидон и препараты со стабилизирующим действием — производные вальпроевой кислоты и Карбамазепин. Чуть меньшую эффективность показали Атомоксетин (препарат, официально рекомендованный при дефиците внимания с гиперактивностью) и антидепрессанты (Сертралин, Флувоксамин, Флуоксетин) . В России зарегистрированы все названные препараты.

Оптимальную дозу и продолжительность применения лекарственных средств врач назначает индивидуально. Медикаментозная терапия при расстройствах поведения обычно кратковременна (максимум несколько месяцев). Её используют, чтобы снизить остроту симптомов.

Прогноз. Профилактика

Как правило, разрушительное поведение прекращается в начале взрослой жизни (начиная с 20 лет), однако раннее начало связано с плохим прогнозом. Примерно в трети случаев проблемы сохраняются.

Научно доказано, что расстройство поведения в детстве может спровоцировать антисоциальное расстройство личности во взрослом возрасте. Кроме того, со временем расстройство поведения может привести к злоупотреблению психоактивными веществами, депрессивному расстройству, суицидальному поведению, трудностям с трудоустройством, ранней беременности и т. д. Исследования взрослых людей с различными психическими расстройствами показали, что от 24 до 60 % из них в детстве обнаруживали симптомы расстройства поведения .

Профилактика расстройства поведения

Поскольку точное происхождение расстройства поведения неизвестно, универсальной профилактики, предотвращающей развитие болезни, не существует. Тем не менее своевременное обращение к детскому психологу при появлении первых признаков расстройства поведения и психообразовательные тренинги для родителей снижают риск развития болезни.

В США доказали эффективность сотрудничества семьи, школы и социальных служб. Такая общая поддержка помогает наладить контакт с родителями и избежать проблем в школе .

В России не существует специальных программ поддержки, направленных на профилактику расстройств поведения. Психообразовательные мероприятия проводятся силами органов опеки и попечительства, школьной психологической службой и пр.

Список литературы

  1. Gritti A., Bravaccio C., Signoriello S., Salerno F. et al. Epidemiological study on behavioural and emotional problems in developmental age: prevalence in a sample of Italian children, based on parent and teacher reports // Ital J Pediatr. — 2014. — № 1. — Р. 19. ссылка
  2. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorder (DSM-5). — 5th Edition. — Washington: DC, 2013. — 991 p.
  3. Polanczyk G. V., Salum G. A., Sugaya L. S., Caye A., Rohde L. A. Annual research review: A meta-analysis of the worldwide prevalence of mental disorders in children and adolescents // J Child Psychol Psychiatry. — 2015. — № 3. — Р. 345–365. ссылка
  4. International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions. IACAPAP Textbook of Child and Adolescent Mental Health. — Geneva, 2012. — 890 p.
  5. Elia J. Conduct Disorder // MSD Manual. — 2021.
  6. Краткий курс психиатрии. Международная классификация болезней 10 пересмотра / под ред. В. П. Самохвалова. — Симферополь, 2000. — 542 с.
  7. Moffitt T. E., Caspi A., Harrington H., Milne B. J. Males on the life-course-persistent and adolescence-limited antisocial pathways: follow-up at age 26 years // Dev Psychopathol. — 2002. — № 1. — Р. 179–207. ссылка
  8. Odgers C. L., Caspi A., Broadbent J. M., Dickson N. et al. Prediction of differential adult health burden by conduct problem subtypes in males // Arch Gen Psychiatry. — 2007. — № 4. — Р. 476–484. ссылка
  9. Robins L. N. Conduct disorder // J Child Psychol Psychiatry. — 1991. — № 1. — Р. 193–212. ссылка
  10. Collishaw S., Maughan B., Goodman R., Pickles A. Time trends in adolescent mental health // J Child Psychol Psychiatry. — 2004. — № 8. — Р. 1350–1362. ссылка
  11. Blumstein A., Wallman J. The Crime Drop in America (Cambridge Studies in Criminology). — 2nd Edition. — Cambridge: Cambridge University Press, 2005. — 376 p.
  12. Tittle C. R., Meier R. F. Specifying the SES/delinquency relationship // Criminology. — 1990. — № 2. — Р. 271–300.
  13. Wright B. R. E., Caspi A., Moffitt T. E., Miech, R. A., Silva P. A. Reconsidering the relationship between ses and delinquency: causation but not correlation // Criminology. — 1999. — № 37. — Р. 175–194.
  14. Caspi A., McClay J., Moffitt T. E., Mill J. et. al. Role of genotype in the cycle of violence in maltreated children // Science. — 2002. — № 5582. — Р. 851–854. ссылка
  15. Кожина Г. М., Мишиев В. Д., Коростий В. И. и др. Детская психиатрия: учебник. — Киев: ВСИ «Медицина», 2012. — 416 с.
  16. Хаэр Р. Д. Лишённые совести. Пугающий мир психопатов / пер. Б. Л. Глушак, под ред. Э. В. Крайникова. — Киев: «Диалектика», 2019. — 288 с.
  17. Fairchild G., Toschi N., Sully K., Sonuga-Barke E. J. et al. Mapping the structural organization of the brain in conduct disorder: replication of findings in two independent samples // J Child Psychol Psychiatry. — 2016. — № 9. — Р. 1018–1026.ссылка
  18. Международная статистическая классификация болезней и связанных со здоровьем проблем. 10-й пересмотр (МКБ-10). — Женева, 1992. — 698 с.
  19. Kennedy E. M. M., French L., Roberts C. Personalised interventions for subgroups of children with conduct problems // Cochrane Database Syst Rev. — 2017. — № 8. — 16 p.ссылка
  20. Sagar R., Patra B. N., Patil V. Clinical Practice Guidelines for the management of conduct disorder // Indian J Psychiatry. — 2019. — № 61. — Р. 270–276. ссылка
  21. Kim-Cohen J., Caspi A., Moffitt T. E., Harrington H. et al. Prior juvenile diagnoses in adults with mental disorder: developmental follow-back of a prospective-longitudinal cohort // Arch Gen Psychiatry. — 2003. — № 7. — Р. 709–717. ссылка
  22. Cave M. Motive, Motivate, Motivation: Why Are My Students Doing That?! // PBISApps. — 2018.
  23. Denslow E. Temporal Lobe Damage: Understanding the Effects, Treatments, & Recovery Process // Flint Rehab. — 2021.
  24. Maher С. Understanding Orbitofrontal Cortex Damage and How to Treat It // Flint Rehab. — 2020.

Оставить комментарий