Воскресенье, на часах 04:20. В детскую инфекционную больницу бригадой скорой медицинской помощи доставлен пятилетний ребёнок с диагнозом «Ложный круп». Пациент интубирован и отправлен в отделение интенсивной терапии.
Жалобы
Ребёнок находится в тяжёлом состоянии, не может дышать.
Положение пациентка ухудшает астенический синдром.
Анамнез
Субботним вечером в 19:40, за день до госпитализации, в приёмное отделение за медпомощью обратились родители ребёнка с жалобой на осиплость голоса малыша. С их слов, в четверг ребёнок переохладился, а уже в пятницу вечером появилась осиплость. Ночью ребёнок спал нормально. В субботу утром осиплость усилилась. За медпомощью в пятницу родители обращаться не стали, так как «…мы сюда не болеть, а отдыхать приехали». В течение дня они самостоятельно давали больному «Бутамират» и таблетки от кашля, без улучшения. К вечеру заметили вялость ребёнка, повышение температуры до 38,3 градусов и обратились больницу.После осмотра и диагностики был установлен диагноз «Ложный круп с ДН 0-1». Врач рассказал родителям о заболевании, проинформировал о необходимости госпитализации, от которой родители ребёнка отказались. Пациенту была сделана инъекция «Дексаметазона» в ягодицу, проведены 500 мкг ингаляции ИГКС через небулайзер, получен антигистаминный препарат, рекомендован приём «Зодак» в дозировке по 8 капель 2 раза в сутки. В результате оказанной помощи отёк и температура снизились, состояние ребёнка улучшилось, вся семья (с предупреждением о возможном ухудшении) радостно поехала домой.
Краткий анамнез жизни: ребёнок от второй беременности, вторых родов в 36 лет.
Обследование
При первом обследовании:Осиплость голоса. Налётов на миндалинах и задней стенке гортани не обнаружено. Температура до 38,3 градусов. Втяжения уступчивых мест нет. Участие в дыхании крыльев носа. Частота дыхания — 23. Жёсткое дыхание в лёгких, отсутствие локальной симптоматики. ЧСС — 102. Тоны сердца ясные, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Стул и диурез, со слов родителей, не нарушались.При повторном обследовании:Втяжение уступчивых мест, участие помощников дыхательной мускулатуры, акроцианоз и цианоз носогубного треугольника. Напряжение кислорода порядка 84%. ЧСС — до 123. Тоны ясные, ритмичные. Частота дыхания — 28, инспираторная одышка. Живот, диурез и стул без изменений с предыдущего осмотра.
Первично:SpO2 = 96%.Повторно:Из показателей датчиков в ОРИТ: 81% с нарастанием.ОАК с лейкоформулой: лейкопения — 3,9 (по тестсистемам больницы) с лимфоцитозом (может указывать на вирусную природу заболевания).Умеренное повышение эозинофилов до 11% (относительное количество).Проведённое ИФА-исследование подтвердило вирусную природу заболевания: микст-инфекция, РС-вирусы и аденовирусы.
Диагноз
ОРВИ. Стенозирующий ларингит, ДН 2-3
Лечение
Кислород подавался через кислородную палатку в необходимой концентрации.Проведено лечение преднизолоном из расчёта 1,5 мг/кг/сут в утренние часы пульс-курсом, “Эуфиллином” внутривенно, “Супрастином” по 0,5 мл внутривенно с физраствором капельно и ГКС (“Пульмикортом”) по 1000 мкг/сут.
Для купирования угрожающего состояния пациент находился в отделении интенсивной терапии около суток, а затем трое суток в соматическом отделении.
Показатели напряжения кислорода нормализовались, приведены в норму показатели лейкоформулы, состояние ребёнка стабилизировалось и улучшилось. Достигнуто полное выздоровление.
Заключение
Данный клинический случай — пример того, сколь важно для врача уметь подобрать нужные слова, чтобы донести до родителей необходимость круглосуточного медицинского наблюдения за ребёнком тогда, когда это действительно нужно. Также он демонстрирует, к чему может привести халатное отношение к госпитализации. В результате было подорвано здоровье ребёнка, психическое состояние родителей и затрачено не менее 20 000 рублей из госбюджета на лечение — всего этого можно было избежать.