Перелом полового члена (Penile fracture) — это травма белочной оболочки — плотной ткани, удерживающей кавернозное (пещеристое) тело, благодаря которому происходит эрекция. Это состояние требует срочной операции, в ином случае может развиться эректильная дисфункция .
Самое первое упоминание о переломе пениса датируется первым тысячелетием нашей эры и принадлежит арабскому врачу Абул Казиму. Впоследствии заболевание описал немецкий учёный в 1924 году, после чего число публикаций о переломе полового члена начало расти. Интерес медицинской науки к этой патологии связан с её редкостью .
По данным одной из провинций Ирана, собранных за девятилетний период, примерно 19 мужчин в год сталкиваются с этой ситуацией . Другие авторы говорят о том, что на 175 тыс. госпитализированных в стационар лишь у одного мужчины диагностируют перелом полового члена .
По данным российской статистики, на долю этой патологии приходится не менее 60 % экстренных андрологических больных .
Причины перелома полового члена
Травма пениса может случиться по разным причинам. Среди наиболее частых выделяют:
- сильный удар полового члена о лобок или промежность партнёрши во время бурного полового акта;
- положение партнёрши сверху в позе «наездницы»;
- половой акт в положении стоя;
- активную мастурбацию;
- переворачивание в кровати на половой член;
- насильственное прекращение эрекции;
- воздействие слишком узких брюк .
Это далеко не весь список причин. Так, некоторые пациенты оказывались в больнице после падения на пенис кирпича, укуса осла и помещения полового органа в шейкер для коктейлей с целью мастурбации.
Исследователи отмечают также и национальные особенности. Например, в Японии большинство переломов происходит по причине мастурбации или переворачивания в кровати, и только 19 % травм случались во время полового акта. Средиземноморские мужчины чаще ломают пенис при желании совладать с нежеланной эрекцией .
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!
Симптомы перелома полового члена
Травма пениса во время эрекции обладает достаточно типичной клинической картиной. Сначала пациент слышит характерный треск, после чего эрекция резко падает и появляется боль. Из-за быстро прогрессирующего отёка и гематомы (синяка) пенис увеличивается и искривляется .
Выраженность болевого синдрома может варьировать от незначительной до интенсивной. Причём боль напрямую не связана со степенью повреждения: незначительные разрывы могут сопровождаться крайне выраженной болью в месте повреждения.
Отёк и синюшная окраска делают травмированный пенис похожим на баклажан. Так как перелом сопровождается искривлением в противоположную травме сторону, в литературе подобную картину описывают как «баклажанную деформацию». Этот термин позволяет объединить все типичные клинические признаки патологии и заподозрить правильный диагноз .
Патогенез перелома полового члена
Какой бы ни была причина перелома, он возможен только при эрекции. При спокойном состоянии пениса белочная оболочка повреждается крайне редко. Такая травма никогда не затрагивает кавернозные тела, поэтому половой член не деформируется. Однако в пенисе находится много подкожных вен, поэтому сильная тупая травма может привести к быстро нарастающей обширной гематоме и нарушению мочеиспускания из-за внешнего сдавления уретры .
Сосудистая система полового члена
Чтобы лучше понимать механизм образования перелома полового члена, необходимо разобраться в его анатомических особенностях.
Тело пениса содержит два кавернозных тела и одно губчатое. Последнее включает уретру, оно переходит в головку, а в области лобка — в луковицу полового члена. Эрекция происходит за счёт наполнения кровью кавернозных тел, покрытых сверху белочной оболочкой . В норме её толщина составляет 2 мм, но при эрекции она уменьшается до 0,25 мм, поэтому в этот момент эрекции белочная оболочка становится крайне уязвимой в отношении даже незначительных физических воздействий .
Строение пениса
Бурное проявление эмоций во время полового акта делает движения неконтролируемыми. Случайно выйдя из влагалища, пенис может упереться в лобковую кость или пах партнёрши. Инерция «входящего» движения провоцирует сильное физическое усилие и резкое сгибание — «перегиб» органа с механическим повреждением.
В пенисе нет костей, поэтому о переломе говорят условно. Обычно врачи диагностируют разрыв одного кавернозного тела справа. Почему происходит именно так, пока неясно. Повреждение двух кавернозных тел случается примерно в 10 % случаев .
У исследователей нет единого мнения касательно расположения разрывов: некоторые учёные считают, что чаще травмы происходят вблизи головки полового члена, другие — у основания. Белочная оболочка в основном повреждается на вентральной стороне пениса (ближе к уретре) и разрывается поперёк.
Классификация и стадии развития перелома полового члена
Переломы полового члена классифицируют по разным признакам:
- по стороне повреждения выделяют право- и левосторонние разрывы;
- по местоположению — дистальные (ближе к головке полового члена), центральные и проксимальные (у основания полового члена);
- по распространённости — одно- или двухсторонние травмы;
- по тяжести — комбинированные (разрыв уретры и губчатого тела, встречаются в 10–22 % случаев) и изолированные .
Осложнения перелома полового члена
Перелом полового члена сопровождается выраженным отёком, который может распространиться на мошонку, надлонную область и промежность.
В некоторых случаях у пациентов отмечают повреждение уретры, которое проявляется в виде болезненного мочеиспускания, задержки мочи, гематурии, а также выделением крови из уретры. Такие нарушения обычно встречаются при двухсторонних разрывах кавернозных тел.
Гематурия
Задержка мочеиспускания развивается из-за выраженной гематомы, располагающейся вокруг уретры, которая сдавливает мочеиспускательный канал .
К поздним осложнениям также относят эректильную дисфункцию, болезненную эрекцию (приапизм), кавернозный фиброз (уплотнение кавернозных тел) и искривление полового члена.
Диагностика перелома полового члена
Этап установления диагноза включает в себя сбор анамнеза (истории болезни) и жалоб, оценку симптомов и физикальное обследование, в том числе ощупывание зоны повреждения, которое помогает обнаружить непосредственно сам разрыв белочной оболочки и дефект кавернозного тела. Однако это возможно только у четверти обследуемых больных . При прощупывании также может проявиться другой характерный клинический признак — симптом «катания»: в области травмы ощущается кровяной сгусток, кожа над которым легко перекатывается .
Обычно пациенты сдают мочу на анализ, чтобы проверить наличие повышенного количества эритроцитов: это может свидетельствовать о комбинированном повреждении (разрыве белочной оболочки кавернозных тел и травме уретры).
Инструментальная диагностика
При подозрении на перелом полового члена основными методами диагностики считаются:
- УЗИ с допплеровским картированием — это безболезненный, безопасный, доступный метод исследования, который позволяет детально изучить особенности анатомии, характер травмы полового члена, место разрыва белочной оболочки и состояние кровотока. УЗИ очень информативно, поэтому, если нет подозрений на повреждение мочеиспускательного канала, дополнительная диагностика не требуется .
- Уретрография — это рентген уретры, при котором в наружное отверстие мочеиспускательного канала вводят контрастное вещество под давлением. Этот метод диагностики показан мужчинам с затруднённым током мочи, гематурией или при обнаружении крови в наружном отверстии мочеиспускательного канала. Уретрография позволяет исключить повреждение уретрального канала .
- Кавернозография — это рентгенологический метод исследования, при котором врач вызывает эрекцию с помощью укола в неповреждённый участок кавернозных тел. Далее он оценивает наличие дефектов наполнения («пробелов» контраста в кавернозных телах) и выхода препарата за пределы белочной оболочки («затёки» в окружающие ткани). Однако иногда кавернозография даёт ложноотрицательные результаты, к тому же возможны осложнения: аллергические реакции, фиброз кавернозных тел, развитие приапизма .
- МРТ — это современный метод лучевой диагностики, который используют как при выраженной боли, так и при значительном отёке. МРТ особенно необходима в сложных и сомнительных случаях, так как она чётко определяет расположение разрывов белочной оболочки, их количество, протяжённость и направление. Такое исследование позволяет избежать неоправданного хирургического вмешательства и выбрать оптимальный хирургический доступ .
- Фиброуретроцистоскопия — это эндоскопический метод визуализации слизистых оболочек уретры и мочеиспускательного канала, увеличивающий изображение с помощью специального аппарата — фиброуретероскопа. Его используют, чтобы исключить повреждение уретры. С учётом травматичности исследования некоторые урологи рекомендуют выполнять его только при наличии нормального мочеиспускания .
Фиброуретроцистоскопия
Чётких критериев, в каком порядке проводить инструментальные исследования, нет. Всё зависит от клинической картины, оснащения клиники, опыта врача (не только лечащего, но и диагноста). Если характер повреждения понятен по УЗИ, к инвазивным методам диагностики (уретрографии, кавернозографии и фиброуретроскопии) не прибегают. Конечно, МРТ значительно превосходит УЗИ в информативности, но не все медицинские организации, а в особенности экстренные службы, имеют его в своём арсенале.
Лечение перелома полового члена
Первая помощь
Так как перелом полового члена может повлечь за собой много осложнений, в случае повреждения пениса необходимо срочно обратиться за медицинской помощью, а до момента оказания специализированного лечения — оказать себе первую помощь. На повреждённый орган нужно наложить тугую повязку и обложить его льдом (подойдёт любой замороженный продукт, который есть в морозильной камере). Это поможет приостановить кровотечение и распространение гематомы, что предотвратит нарастание отёка и снизит риск развития проблем с мочеиспусканием.
Далее в больнице пациенту могут провести катетеризацию уретры и назначить противовоспалительные средства, но это случается крайне редко, так как такое лечение не исключает развитие отдалённых осложнений: болезненной эрекции, искривления полового члена, артериовенозных фистул, инфицированных гематом, абсцессов и эректильной дисфункции . Поэтому врачи обычно сразу назначают операцию.
Хирургическое лечение
Главная цель операции — удаление сгустков крови (эвакуация гематомы) и ушивание дефекта белочной оболочки кавернозного тела. На объём операции также влияет состояние уретры, так как в случае её повреждения (встречается в 6–9 % случаев переломов) перед хирургом стоит ещё одна важная задача — восстановить целостность мочеиспускательного канала .
Оперативный доступ к повреждённой белочной оболочке выбирают в соответствии с ситуацией и опытом врача:
- продольный или поперечный разрез непосредственно над кавернозным телом малотравматичен, но он не позволяет полностью осмотреть зону повреждения ;
- циркулярный субкоронарный разрез (на 1 см ближе к лобковой кости и венечной борозде) позволяет выполнять манипуляции на двух кавернозных телах и уретре, однако это может привести к снижению чувствительности полового члена, повреждению дорсального сосудистого пучка и возникновению некроза кожи полового члена ;
- паховомошоночный и трансперинеальный (промежностный) разрезы позволяют во время операции обеспечить всесторонний обзор полового члена, но их выполняют реже в зависимости от местонахождения гематомы и области травмы .
Сделав разрез, хирург рассекает мягкие ткани, вскрывает фасцию Бака, покрывающую кавернозные тела, и эвакуирует гематому, что позволяет ему детально осмотреть рану и выявить дефекты в белочной оболочке. Если в ходе операции обнаружить разрыв не удаётся, врач вводит в кавернозное тело контраст, который начинает выделяться из места повреждения. Далее на разрыв накладывают герметичный шов и вводят в кавернозное тело физиологический раствор (проводят пробу Гиттеса): возникающая эрекция позволяет определить участки плохой герметизации.
Вопрос катетеризации мочеиспускательного канала остаётся спорным, но при повреждении уретры катетер ставят обязательно. При частичных разрывах мочеиспускательного канала также могут провести эпицистостомию (установить надлонный дренаж), наложить первичный шов уретры и установить в уретру специальный катетер Фолея с несколькими каналами.
Катетер Фолея
В случае полного поперечного разрыва уретры пациенту выполняют уретроуретроанастомоз — соединяют два конца уретры между собой .
Реабилитация
Период восстановления после операции достаточно долгий и может занять несколько месяцев.
В некоторых случаях на половой член накладывают шину или надевают экстендер, чтобы после ушивания травмы размер и форма органа не изменялась. Пациенту также необходимо избегать возникновения эрекции, так как она может повлиять на общую продолжительность восстановления не в лучшую сторону.
Экстендер
Послеоперационный период может сопровождаться выраженным болевым синдромом, в таком случае врач может назначить ненаркотические анальгетики.
Чтобы избежать инфицирования и воспалительных процессов, необходимо делать ежедневные перевязки и обрабатывать послеоперационную рану антисептиком. Швы обычно снимают на 10–12-е сутки. Уретральный катетер может стоять на протяжении двух недель, всё зависит от объёма повреждения уретры и выполненного по этому поводу оперативного вмешательства.
После снятия швов и стабилизации состояния пациента выписывают из больницы и он продолжает реабилитацию дома. Если перелом сопровождался повреждением уретры, выписка из стационара происходит после удаления катетера и восстановления самостоятельного мочеиспускания.
Периодическое прикладывание холода в первые дни и дальнейшее использование мазей от синяков помогает уменьшить отёк, улучшить кровообращение и ускорить заживление послеоперационной гематомы.
На весь восстановительный период, т. е. в течение нескольких месяцев, пациент должен отказаться от половых актов и мастурбации, так как это мешает заживлению раны .
Осложнения в послеоперационном периоде встречаются редко (в 9 % случаев). К ним относятся некроз кожи пениса, нагноение послеоперационной раны и формирование абсцесса . После такой травмы у мужчин также могут появиться психологические проблемы, что приводит к развитию психогенной эректильной дисфункции. В этом случае пациент нуждается в поддержке психотерапевта .
Прогноз. Профилактика
Прогноз после экстренной операции обычно благоприятный. Мужчина полноценно возвращается к привычной жизни. Количество отдалённых осложнений составляет лишь 4 % против 30 % в случае запоздалой медицинской помощи .
Несвоевременное хирургическое лечение, когда с момента травмы прошло уже больше двух суток (48 часов), или отказ от операции приводят к поздним осложнениям, например к болезненности при половом акте. Так, в 10–35 % случаев развивается кавернофиброз — образование соединительной рубцовой ткани в зоне повреждения — с искривлением полового члена в сторону рубца, неспособного растягиваться во время эрекции, что затрудняет или полностью исключает возможность полового акта. Позднее обращение к врачу повышает риск развития эректильной дисфункции различной выраженности до 80 % .
Именно поэтому очень важно не стесняться, не надеяться на хороший самостоятельный исход, а своевременно обращаться в больницу.
Специфической профилактики перелома полового члена не существует. Риск переломов повышается после операции по увеличению длины пениса (лигаментотомии). Чтобы избежать травмы, также следует не терять контроль во время полового акта .
Список литературы
- Басок С. М., Кызласов П. С., Кобзарев А. П., Саградов С. К. и др. Хирургическое лечение тупой травмы (перелома) полового члена с повреждением уретры // Урологические ведомости. — 2018. — № 4. — С. 33–37.
- Громов А. И., Прохоров А. В., Дзидзария А. Г., Хромов Р. А. и др. Диагностика и лечение тупой травмы полового члена // Уральский медицинский журнал. — 2016. — № 2. — С. 61–71.
- Касторных Е. Н., Матчин Е. Н., Матюшкин Р. В., Огольцова В. А. Перелом полового члена (патогенез, клиника, лечение) // Вестник новых медицинских технологий. — 2009. — № 2. — С. 64–65.
- Яровой С. К., Хромов Р. А. Обширный некроз кожи полового члена как осложнение оперативного лечения травматического разрыва белочной оболочки («перелома» полового члена) // Клиническое наблюдение. — 2017. — № 2. — С. 78–82.
- Diaz K. C., Cronovich H. Penis Fracture // StatPearls. — 2022.ссылка
- Imran M., Kamran A., Tanveer A., Farho M. A. Penile fracture: A case report // Int J Surg Case Rep. — 2023.ссылка
- Mathew J., Parmar K., Chandna A., Kumar S. Penile fracture associated with complete urethra and bilateral corpora cavernosa transection // Ann R Coll Surg Engl. — 2021. — № 3. — Р. e88–e90. ссылка
- Белый Л. Е. Перелом полового члена. Современные аспекты диагностики и лечения (обзорная статья) // Андрология и генитальная хирургия. — 2010. — № 2. — С. 23–28.
- Castillero A. M., Morales L. G., Gómez E. G., Hernández J. P. C. Management of Penis Fracture: Clinical Cases Treated in Our Center and Comparison with Literature // Arch Esp Urol. — 2023. — № 5. — Р. 363–368.
- Favorito L. A. Editorial Comment: Diagnostic performance of MRI and US in suspicion of penile fracture // Int Braz J Urol. — 2023. — № 3. — Р. 386–387. ссылка
- Ibrahimi A., Ziani I. Fracture du corps caverneux de la verge // Pan Afr Med J. — 2020. — Vol. 37, № 25. — Р. 272.ссылка
- Mao Y. S., Hua B., Pan W. X., Li W. F. et al. Surgical repair of the tunica albuginea for penis fracture: Selection of incision // Zhonghua Nan Ke Xue. — 2018. — № 4. — Р. 331–334. ссылка
- Harada J., Shida Y., Gono S., Masato M. et al. Rare case of penile fracture caused by an injury to the crus penis: Delayed repair using the transperineal approach // IJU Case Rep. — 2020. — № 1. — Р. 36–38.ссылка
- Barros R., Ribeiro J. G. A., da Silva H. A. M. et al. Urethral injury in penile fracture: a narrative review // Int Braz J Urol. — 2020. — № 2. — Р. 152–157.ссылка
- Patil B., Kamath S. U., Patwardhan S. K., Savalia A. Importance of time in management of fracture penis: A prospective study // Urol Ann. — 2019. — № 4. — Р. 405–409. ссылка
- Persaud S., Naraynsingh V. Importance of time in management of fracture penis: A prospective study // Urol Ann. — 2020. — № 3. — Р. 298–299. ссылка
- Bulbul E., Gultekin M. H., Citgez S., Derekoylu E. et al. Penile fracture: Tertiary care center experience and long-term complications after immediate repair // Andrology. — 2022. — № 3. — Р. 560–566.ссылка
- Sharma A. P., Narain T. A., Devana S. K. et al. Clinical spectrum, diagnosis, and sexual dysfunction after repair of fracture penis: Is no news good news? // Indian J Urol. — 2020. — № 2. — Р. 117–122.ссылка
- Zargooshi J. Penile fracture in Kermanshah, Iran: report of 172 cases // J Urol. — 2000. — № 2. — Р. 364–366.ссылка
- Ishikawa T., Fujisawa M., Tamada H., Inoue T., Shimatani N. Fracture of the penis: nine cases with evaluation of reported cases in Japan // Int J Urol. — 2003. — № 5. — Р. 257–26ссылка