Полиодонтия (сверхкомплектные зубы) - симптомы и лечение

Главная » Про болезни » Болезни зубов » Полиодонтия (сверхкомплектные зубы): причины, симптомы и лечение

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 13 мин.

Поделиться:

Содержание:

Полиодонтия (гипердонтия, гипердентия, супрадентия) — это разновидность зубочелюстной аномалии, при которой количество постоянных или молочных зубов увеличено, т. е. присутствуют сверхкомплектные (дополнительные) зубы.

Сверхкомплектные зубы
Сверхкомплектные зубы

По данным исследователей Ричарда Дж. Х. Смита и Роберта Раппа (1999), от 28 до 60 % европеоидов имеют сверхкомплектные зубы . Полиодонтию чаще можно встретить у мужчин на верхней челюсти, как правило, в постоянном прикусе и только с одной стороны.

Этиологические факторы, способствующие появлению сверхкомплектных зубов, изучены недостаточно. В норме в молочном прикусе 20 зубов, а в постоянном — от 28 до 32 зубов. Наличие одного дополнительного зуба свидетельствует о дефекте определённого гена, который ещё не идентифицирован. Дефект может возникнуть из-за воздействия патогенных факторов во время беременности женщины. Также причиной может быть наследственная мутация в период внутриутробного развития плода. При этом зубная пластинка, из которой в эмбриональном периоде формируются будущие зубы, расщепляется на большее, чем обычно, количество зачатков. Наличие у человека большего количества зубов обычно наблюдают при некоторых врождённых синдромах. К ним относятся сочетанные аномалии развития скелета, зубочелюстной системы и внутренних органов: клейдокраниальная дисплазия, аденоматозный полипоз толстого кишечника, синдром Ротмунда — Томсона..

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы полиодонтии

Полиодонтия, как правило, обнаруживает себя в одном из следующих периодов:

  • В период формирования молочного прикуса: с 4-7 месяцев до трёх лет.
  • В период формирования постоянного прикуса: с 5-7 лет до 18-25 лет.
  • Сразу после рождения. При первом осмотре новорождённого в родильном доме неонатолог может выявить наличие в полости рта прорезанного зуба или видимой деформации челюстей.

Сверхкомплектный зуб чаще всего располагается по средней линии лица, между центральными резцами. Он имеет небольшие размеры, короткий корень и коническую коронку, которая суживается по направлению к режущему краю. Но иногда размеры и форма этого зуба бывают нормальными. Второй по частоте вариант — наличие верхнего четвёртого моляра (жевательного зуба), в норме их 2-3. Дополнительный жевательный зуб может быть обычного размера, а иногда он маленький и недоразвитый.

Сверхкомплектные зубы
Сверхкомплектные зубы

Прорезаться дополнительный зуб может в любом месте в полости рта или не прорезаться вообще, а остаться в толще кости. В области таких зубов часто развиваются кисты. При хроническом течении процесса симптомы могут отсутствовать, в этом случае пациент и врач не заметят проблему. Наличие непрорезавшегося сверхкомплектного зуба и кист можно определить только с помощью рентгенологического исследования причинной области. При снижении местного иммунитета кисты могут обостряться, вызывая отёчность мягких тканей, покраснение кожных покровов, образование свищевых ходов от процесса воспаления до полости рта, лица и т. д. Сверхкомплектные зубы становятся причиной возникновения других аномалий зубочелюстной системы:

  • ретенции (изменения положения зуба в кости);
  • диастемы (щели между верхними центральными зубами),
  • аномалии положения зубов (их смещение в сторону щёк, нёба, языка);
  • несоответствия размеров зубных рядов (скученность или щели между разными группами зубов) и др.

Патогенез полиодонтии

В развитии зубов выделяют два этапа:

  1. Ранний этап включает закладку зубных зачатков (период инициации), формирование зубных зачатков (стадия «шапочки») и их дифференцировку (стадия «колокольчика»).
  2. Поздний — гистогенез (развитие) тканей зуба.
Стадии развития зубов
Стадии развития зубов

Полиодонтия развивается у плода с 6 недели беременности, когда формируется зубная пластинка. С 8 недели начинается активное деление клеток этой пластины, в результате чего образуется по 10 «зубных почек» (молочных зубов). Далее происходит сложный процесс деления клеток, их дифференцировки и формирование готового к прорезыванию зуба. Этот процесс заканчивается к 6 месяцу внутриутробного развития. Любые поражающие факторы (инфекции, плохое питание, воздействие химических и лекарственных веществ, алкоголя, табака и психогенных средств, а также генные мутации) могут вызвать нарушения деления клеток и повлечь образование сверхкомплектного зуба у плода .

Классификация и стадии развития полиодонтии

Все заболевания, связанные с полиодонтией, можно разделить на 3 группы:

  1. Истинная полиодонтия. В этом случае процесс не влечёт за собой нарушение развития других зубов.
  2. Заболевания, вызванные закладкой сверхкоплектного зуба вблизи важных анатомических образований. Например, если он находится между корнями верхних центральных резцов, то это повлечёт образование диастемы, т. е. щели.
  3. Генетические мутации — аутосомно-доминантные синдромы с развитием сверхкомплектых зубов (клейдокраниальная дисплазия, аденоматозный полипоз толстого кишечника, синдром Ротмунда —Томсона).

Клейдокраниальная дисплазия (ключично-черепной дизостоз) — это наследственное заболевание, которое характеризуется дефектами развития костей черепа, а также полным или частичным отсутствием ключиц.

Клейдокраниальная дисплазия
Клейдокраниальная дисплазия

Болезнь наследуется по аутосомно-доминантному типу, т. е. патология проявляется если дефектный ген находится в доминантном (преобладающем) состоянии. Ген этой патологии располагается на 6 хромосоме и кодирует специальный белок, который участвует в процессах формирования скелета. В формировании ткани зубов его роль ещё недостаточно изучена. Гомозиготность по данной мутации (если ребёнок получил дефектную версию гена от обоих родителей) смертельна для плода: его развитие останавливается, беременность прекращается.

К основным признакам заболевания относится целый ряд комплексных аномалий развития, которые сопровождаются глухотой, черепно-лицевыми аномалиями, скелетными нарушениями в виде гипоплазии (недоразвития) и аплазии (отсутствия) ключиц, сколиоза (искривления позвоночника), гипоплазии или аплазии лобного синуса и др. Также возможны изменения со стороны полости рта: задержка прорезывания молочных и постоянных зубов, сверхкомплектные зубы, гипоплазия эмали.

Аденоматозный полипоз толстой кишки — это аутосомно-доминантное заболевание, при котором в толстой кишке определяется множество предраковых полипов (выростов). Обычно их больше 100. Болезнь проявляется преимущественно во второй половине жизни. Практически у всех пациентов с данной патологией до 40 лет развивается карцинома (рак) толстой кишки. Аденоматозные полипы могут встречаться на разных участках желудочно-кишечного тракта, а также давать очаги малигнизации (озлокачествления клеток) в головном мозгу и щитовидной железе. При данном заболевании обнаруживаются зубные аномалии в виде «лишних» зубов, непрорезывания зубов, распространённого кариеса, наличия одонтом (доброкачественных новообразований, состоящих из элементов зубных тканей).

Аденоматозный полипоз толстой кишки
Аденоматозный полипоз толстой кишки

Синдром Ротмунда Томсона — это редкое аутосомно-рецессивное заболевание, вызванное мутацией гена (REQL4). Аутосомно-рецесивный тип наследования означает, что болезнь проявляется только в том случае, если «дефектный» ген был унаследован от обоих родителей. 

Данной мутации свойственны следующие проявления:

  • низкий рост;
  • патологии глаз: микрофтальмия (уменьшение глазного яблока), микрокорнеа (уменьшение роговой оболочки при нормальном размере глазного яблока), косоглазие, глаукома;
  • небольшие кисти и стопы, остеопороз.
  • поражение кожи (эритроматоз, пойкилодерма, телеангиэктазия, участки атрофии кожи);
  • дистрофия ногтей;
  • частичная алопеция;
  • умственная отсталость у 15-30 % пациентов.
  • множественные аномалии зубов (микродентия, сверхкомплектные зубы, аномалии зубных коронок).

Гипердентию подразделяют на несколько форм:

  • Атипичная. Когда «лишние» единицы вырастают не в альвеолярных лунках и даже не в пределах ротовой полости. Например, зачаток лежит в теле нёбной кости.
  • Ложная. Наблюдается, когда молочные зубы выпадают с задержкой. В этом случае зачатки постоянных зубов прорезываются кпереди или позади молочных и во рту у ребёнка появляется два ряда зубов.
Ложная гипердентия
Ложная гипердентия
  • Типичная. Сверхкомплектные зубы растут в пределах зубного ряда.
  • Истинная. Чаще всего вызвана генетической предрасположенностью, вследствие которой наблюдается формирование зачатков сверхкомплектных зубов. При этом расположение дополнительного зуба не ограничено зубным рядом .

Осложнения полиодонтии

Частым осложнением при полиодонтии является нарушение эстетики и гармоничности лица, так как дополнительные зубы прорезываются не в зубном ряду. Это можно заметить, когда человек улыбается или смеётся. Иногда сверхкомплектные зубы видны даже когда рот закрыт. Может неестественно оттопыриваться губа или неправильно смыкаться челюсть. Также дополнительные зубы могут влиять на речь человека (нарушается дикция).

Зубы вне зубного ряда
Зубы вне зубного ряда

Помимо этого, полиодонтия негативно сказывается на формировании прикуса. При такой аномалии зубы иногда смещаются и поворачиваются в зубном ряду. «Лишние» зубы могут привести к скученности зубного ряда, которая влечёт за собой нарушение прикуса. Из-за сверхкомплектности может быть затруднена чистка полости рта, что ведёт к развитию кариеса и его осложнений (пульпита и периодонтита). Возможно неправильное формирования тканей, окружающих зубы (пародонта), что вызовет гингивиты, пародонтозы, пародонтиты, раскачивание и выпадение зубов. В ситуации скученности практически невозможно качественное протезирование без предварительной ортодонтической подготовки.

Скученность зубного ряда
Скученность зубного ряда

Из вышеперечисленного следует, что данное заболевание приводит к функциональным и косметическим нарушениям, что мешает маленькому пациенту адаптироваться в окружающей среде (группе детского сада, школьном коллективе и т. д.). Эти комплексы, переживания и тревоги ребёнок переносит и во взрослую жизнь, т. е. полиодонтия влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье человека .

Диагностика полиодонтии

Для благополучного прогноза в лечении очень важна качественная и своевременная диагностика больных. Стоматолог-терапевт должен знать основные клинические проявления и принципы диагностики гипердентии. Особенно это важно в работе детского специалиста в периоды проведения диспансеризации и плановой санации полости рта у детей. Это позволяет в раннем возрасте выявить наличие данной аномалии и провести соответствующее лечение в ранние сроки.

Чаще всего «лишние» зубы находятся в переднем отделе верхней челюсти. Вопрос о точном расположении сверхкомплектных зубов очень важен, так как от этого зависит хирургический этап лечения. Чем точнее определено положение различных анатомических образований, тем меньшую операционную травму (повреждение зон роста комплектных зубов, образование больших дефектов кости альвеолярного отростка) повлечёт хирургический этап лечения. Уменьшится объём и время проводимой процедуры, что очень важно, когда речь идёт о лечении детей. Положение причинного зуба можно определить с помощью инструментальных методов обследования:

  • компьютерная томография;
  • ортопантомография;
  • внутриротовая рентгенография ;
  • визиография;
  • магнитно-резонансная томография.

Компьютерная томография позволяет получить поперечное послойное изображение любой области человеческого тела, в том числе черепа. Дентальная (зубная) рентгеновская компьютерная томография позволяет за полторы минуты сделать 4 вида изображений в разных плоскостях. Доза облучения при таком методе обследования меньше, чем дают другие виды КТ. Процедура легко переносится пациентами, не требует специальной подготовки, что удобно в работе с детьми. Кроме того, она является максимально информативной для врача.

Сверхкомплектный зуб на снимках КТ
Сверхкомплектный зуб на снимках КТ

Ортопантомография — это метод рентгенологического исследования, при котором можно получить снимок с изображением всех зубов пациента, верхней и нижней челюсти, прилегающих тканей и участков лицевого скелета. Проводится детям с 3-4 лет. Это быстрый, простой, максимально эффективный метод, который помогает выявить заболевания полости рта на ранних стадиях. Он практически не имеет клинических противопоказаний и активно используется стоматологами.

Сверхкомплектный зуб на ортопантомограмме
Сверхкомплектный зуб на ортопантомограмме

Внутриротовая рентгенография — самый простой, распространённый метод диагностики в терапевтической стоматологии. На снимке видны от одного до 3-4 зубов и прилегающих к ним образований. При рассматриваемой патологии метод недостаточно информативен, но может использоваться при недоступности вышеперечисленных видов диагностики.

Визиография  это система получения рентгеновских снимков без использования плёнки. В данном виде исследования вместо плёнки используется специальный датчик, с которого изображение передаётся на компьютер, после чего обрабатывается и затем сохраняется. Преимущества этой методики:

  • Лучевая нагрузка на пациента ниже в десятки раз по сравнению с самым совершенным плёночным рентгеном, что чрезвычайно важно и для пациента, и для врача-рентгенолога.
  • Масштабируемость и возможность математической обработки снимка (измерение размеров, плотности объектов и т. д.).
  • Доступно хранение полученной информации и создание своей базы данных на каждого пациента.
  • Присутствует возможность моментальной передачи диагностических данных сразу из процедурного кабинета на монитор компьютера лечащего доктора, где бы он ни находился. Это очень удобно при необходимости консультаций врачей разных клиник или из разных городов.

Но, как и при внутриротовой рентгенографии, на снимке получается малоинформативное плоскостное изображение исследуемого участка, ограниченного 1-4 зубами.

Магнитно-резонансная томография  это метод лучевой диагностики, с помощью которого можно получить изображение слоёв тела человека в любой из плоскостей. Метод прост, не оказывает вредного воздействия на организм исследуемого. Противопоказанием для МРТ является наличие в организме пациента металлических инородных тел (зубных протезов, брекетов, хирургических штифтов и др.).

Иногда для определения уровня расположения проблемных зубов используют методику Ю.И. Жигурта (1994). Она заключается в изучении ортопантомограммы челюстей и обозначении на ней четырёх уровней залегания непрорезавшихся резцов и клыков. Однако этот метод несовершенен и не позволяет точно оценить, где находится свехркомплектный зуб. Целесообразнее использовать современные методы диагностики, описанные выше.

Для более точного определения взаимоотношения дополнительного зуба с корнями и зачатками комплектных зубов выполняют контактные внутриротовые рентгенограммы в дооперационном периоде и через 1, 3, 6 и 12 месяцев после операции. По ним определяют степень изменения положения ретенированного зуба, состояние корня комплектного зуба и морфологическую структуру кости альвеолярного отростка в исследуемой зоне .

Лечение полиодонтии

Лечение взрослых пациентов проводится по стандартным протоколам оказания хирургической, ортодонтической и ортопедической помощи. Однако в отечественной и зарубежной литературе мало фундаментальных работ, посвящённых лечению детей со сверхкомплектными зубами.

На сегодняшний день известно, что пациенты с полиодонтией нуждаются в комплексном лечении, но точная последовательность хирургического и ортодонтического лечения, техники и этапы не описаны. Решение принимают лечащие врачи в зависимости от клинической картины. Чтобы точно её оценить и составить план лечения, доктор должен ознакомиться с данными диагностических снимков. Специфика лечения при этом связана больше с ростом и развитием организма, психическими особенностями маленьких пациентов.

Лечением детей с полиодонтией занимается целая команда врачей: детский стоматолог-хирург, ортодонт, неонатолог и педиатр. Выделяют два больших направления в лечении: хирургическое и ортодонтическое. Основным показанием для оперативного вмешательства является влияние «лишнего» зуба на формирование прикуса. При этом удаление сверхкомплектного зуба затруднено сложностью его прорезывания (зачастую он вовсе не прорезывается), прилеганием к корням комплектных зубов, к зачаткам ещё не прорезавшихся комплектных зубов, к гайморовой пазухе на верхней челюсти и к нижнечелюстному нерву на нижней челюсти. После операции дети наблюдаются у лечащих докторов ещё в течение года.

Своевременность оперативного вмешательства зависит от клинической ситуации. Если состояние не острое, то рекомендуется удалять эти зубы с 8 лет (период смены фронтальных зубов). У 59 % больных детей своевременное удаление снижает риск деформации зубных рядов и нарушения их соотношения, а также уменьшает вероятность того, что в будущем пациенту потребуется ортодонтическое лечение. Противопоказанием к удалению может быть только риск повреждения зачатков комплектных зубов при их близкой локализации.

Вид хирургического вмешательства и выбор метода обезболивания обусловлены локализацией процесса, степенью прилегания дополнительного зуба к комплектным зубам, глубиной закладки в кости, возрастом пациента, общесоматическим и психоэмоциональным уровнем здоровья.

Ортодонтическое лечение пациентов также зависит от возраста и ситуации в полости рта. Для коррекции положения зубов в постхирургическом периоде используют аппараты функционального действия (каппы, пластины) и механического действия (брекет-системы) .

Брекет-система
Брекет-система

Прогноз. Профилактика

Результат лечения и прогнозы зависят от сроков и объёма оказываемой помощи, качества диагностики. Чаще всего прогноз благоприятен. Такие дети успешно адаптируются в социуме. Эстетичность и функциональность зубочелюстной системы полностью восстанавливается после качественно проведённого лечения .

Предупредить полиодонтию не представляется возможным, так как точные причины его развития неизвестны. Важно тщательно следить за состоянием полости рта и своевременно обращаться к врачу-стоматологу.

Список литературы

  1. Аль-Гафра Ахмед Комплексное лечение детей и подростков со сверхкомплектными зубами // В кн.: Сб. тр. XXVI научн. конф. молодых ученых МГМСУ. — М., 2004. — С. 21-22.
  2. Аль Гахфра Ахмед, Ильина С.Б. Сверхкомплектные зубы у детей показания к хирургическому лечению // Материалы 3-й Всероссийской конференции детской стоматологии. —Волгоград, 2000. — С. 130-132.
  3. Хорошилкина Ф.Я., Френкель Р., Демнер Л.М., Фальк Ф., Малыгин Ю.М., Френкель К. Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий.  — М.: Медицина, 1987.
  4. Smith R.J., Rapp R. A cephalometric study of the developmental relationship between primary and permanent maxillary central teeth // ASDC J. Dent. Child.  — 1999.  — № 47.  — P. 36-41.
  5. Зорич М.Е. Аномалии прорезывания зубов: некоторые аспекты патогенеза, диагностики и лечения // Современная стоматология.  — 2007.  — № 1. — С. 21-24.
  6. Секлетов Г.А. Нарушение формирования зубоальвеолярной дуги в переднемотделе верхней челюсти, вызванное ретенцией 11, 21 зубов. Лечение // Стоматология.  — 2006.  — Т. 85, № 3 — С. 67-70.
  7. Васильев А.Ю. Лучевая диагностика в стоматологии : учебное пособие / А.Ю. Васильев, Ю.И. Воробьев, Н.С. Серова. — М: ГЭОТАР Медиа, 2010. — 176 с.
  8. Детская терапевтическая стоматология: национальное руководство / под. ред. В.К. Леонтьева, Л.П. Колесниковой — М: ГЭОТАР Медиа, 2010. — 896 с.
  9. Быков В.Л., Гистология и эмбриональное развитие органов полости рта человека / В.Л. Быков — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 624 с.
  10. Гемонов В.В., Лаврова Э.Н., Фалин Л.И. Атлас по гистологии и эмбриологии органов ротовой полости и зубов. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. — 96 с.
  11. Кузнецов С.Л., Гистология органов полости рта : учебное пособие / Кузнецов С.Л., Торбек В.Э., Деревянко В.Г. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 136 с.

Оставить комментарий