В одну из частных клиник в Москве обратилась 57-летняя женщина, которую в течение месяца беспокоила изматывающая стреляющая боль, скованность и онемение в правой руке.
Жалобы
Пациентка отметила, что болезненный синдром наиболее сильно выражен в кисти, особенно мизинце и безымянном пальце. Обычно боль появлялась по ночам. В эти моменты ей было трудно сгибать и разгибать пальцы в суставах. Кисть отекала и надувалась.
Женщину также беспокоил некоторый дискомфорт в области плеча и лопатки, но он был не такой сильный, как в нижней части руки.
Наиболее интенсивно боль проявляла себя, когда пациентка сгибала руку в локте. Болезненные ощущения усиливались ночью и сопровождались зудом, что мешало женщине спать. Чтобы как-то уменьшить неприятные симптомы, она меняла положение руки, встряхивала её или разворачивала.
Анамнез
Боль и онемение в руке появились около месяца назад. С чем это могло быть связано, пациентка не знала. Постепенно симптомы начали нарастать: стало сложно двигать кистью, держать столовые приборы.
Поначалу ей помогали противовоспалительные препараты (НПВС), но с каждым днём обезболивающий эффект становился всё менее продолжительным.
В анамнезе жизни не было каких-либо значимых особенностей, которые могли повлиять на состояние женщины.
Обследование
При осмотре отмечалась характерная деформация правой кисти по типу «когтистой лапы»: мизинец и безымянный палец были разогнуты в основных и согнуты в средних фалангах.
Неврологический осмотр выявил специфические нарушения:
- снижение чувствительности в мизинце и безымянном пальце с двух сторон, а также по локтевой стороне предплечья;
- симптом Вартенберга — невозможно привести оба пальца к остальным из-за слабости межкостных мышц;
- ослабление силы мышц при сжатии руки в кулак;
- усиление боли при сгибании правой руки в локте, ещё сильнее боль становилась при надавливании на внутреннюю сторону локтя (в точке над кубитальным каналом);
- повышенные рефлексы правой руки, что могло быть связано с сохраняющейся болью при постукивании неврологическим молоточком.
Стимуляционная электронейромиография (ЭНМГ) обнаружила слабую электрическую активность в нижней трети правого плеча, т. е. рядом с локтем.
Диагноз
Компрессионно-ишемическая нейропатия правого локтевого нерва. Туннельный синдром на уровне кубитального канала, расположенного в локте.
«Когтистая лапа» на правой руке
Лечение
Женщине назначили:
- медикаментозное лечение (Ипидакрин, Пентоксифиллин, витамины группы В), чтобы улучшить проведение нервного импульса по локтевому нерву;
- мануальную терапию с применением специальных техник освобождения кубитального канала;
- периферическую магнитную стимуляцию и лазеротерапию, чтобы уменьшить воспаление.
Терапия длилась 10 дней. Пациентке также рассказали о лечебной гимнастике, способствующей скольжению нерва в кубитальном канале, и рекомендовали ночью держать руку разогнутой.
От НПВС решили отказаться, так как женщина уже принимала их в большом количестве до обращения в клинику. Дальнейший приём препаратов мог спровоцировать развитие осложнений.
К моменту завершения курса лечения состояние пациентки значительно улучшилось: уменьшилась скованность и отёчность руки, снизилась интенсивность боли, женщина спокойно спала ночью.
Труднее всего было справиться с онемением и снижением чувствительности. Эти симптомы сохранялись к концу 10-дневного курса.
Чтобы восстановить чувствительность в пальцах кисти, женщине рекомендовали специальные упражнения, а также разъяснили, как избежать ситуаций сдавления нерва в канале.
Заключение
Этот клинический случай ещё раз подчёркивает важность тщательного клинического осмотра и диагностики. Это позволяет точно определить причины развившихся симптомов. Комплексное мануальное, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение было направлено на чётко определённую зону — кубитальный канал — и привело к хорошему клиническому эффекту. Благодаря этому удалось полностью устранить симптомы воспаления и тем самым избежать более травматичных методов терапии, например многочисленных инъекций и операции.