В 2019 году в психиатрическую клинику обратился 23-летний парень, которого беспокоили навязчивые мысли и тревога.
Жалобы
Пациент рассказал, что его часто посещали непроизвольные мысли о заражении или возникновении какого-либо заболевания. Особенно пугающими были идеи о болезнях сердечно-сосудистой системы и лёгких. Он не мог сам «переключиться» на другие вещи. Чтобы снизить уровень беспокойства, ему нужно было выполнять некоторые ритуалы:
- при смене нижнего белья он пытался не касаться руками половых органов, иначе чувство «загрязнения» усиливалась настолько, что парень должен был срочно принять душ, он также мыл руки в течение 20 минут (в связи с этим иногда по несколько дней мог не менять исподнее);
- дверные ручки открывал только с помощью края одежды или перчаток, которые предусмотрительно старался всегда носить с собой;
- возвращаясь домой обрабатывал телефон антисептиками, в особенно тревожные периоды оборачивал телефон пищевой плёнкой с антисептиком внутри и засекал, чтобы время дезинфекции (минуты) было кратно 3.
Парень не мог долго заснуть и просыпался до 4–5 раз за ночь, а по утрам был раздражительным. У него снизилась концентрация внимания, что повлекло за собой рассеянность.
Пациент избегал мест с большим скоплением людей, старался реже выходить из квартиры и ограничил общение с друзьями, которые жаловались на любое физическое недомогание.
Прокручивание навязчивых мыслей занимало от 6 часов в день, на выполнение ритуалов уходило ещё не менее 4 часов.
Анамнез
В 2017 году во время учёбы в университете парню было тяжело переносить умственные нагрузки. Возникала тревога, беспокойство и раздражительность, которые прошли самостоятельно.
В сентябре 2019 года пациента укусила собака. Несмотря на то, что он сделал прививку от бешенства, его начала беспокоить сильная тревога и напряжение во всём теле. Парень пытался спать в душе, так как его успокаивал шум воды. Избегал любой физической нагрузки, лишь медленно прогуливался, строго соблюдал все рекомендации инфекциониста. Однако состояние ухудшалось: тревога не давала возможности заниматься чем-либо, постоянно беспокоили мысли о болезнях, которые сопровождались неприятными ощущениями в области переносицы, чувством нехватки воздуха и усиленным сердцебиением.
У него снизилась успеваемость, настроение было подавленным. Пациент думал только о том, к какому специалисту обратиться за помощью, искал похожие симптомы в интернете и медицинских энциклопедиях, находил статьи и научные источники, где описывались все возможные особенности развития заболеваний. Такие действия заметно усиливали тревогу и частоту возникновения навязчивых мыслей. В общественном транспорте избегал «высокой скученности народа», опасаясь спровоцировать обострение хронических заболеваний, аллергий и ОРВИ. Дома тщательно обрабатывал поверхности антисептиком, мыл руки чаще 10 раз. Впоследствии заметил, что определённая последовательность мытья рук и кратность выполнения этой манипуляции несколько снижала уровень тревоги и беспокойства.
Мама пациента страдала от депрессии и наблюдалась амбулаторно у психиатра. У старшей сестры диагностировано обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).
Обследование
Пациент зашёл в кабинет в перчатках и маске. Во время беседы выглядел взволнованным и грустным, жалобы излагал непоследовательно, перескакивал с одной темы на другую. Жаловался на навязчивые мысли и не мог переключиться от этих размышлений. Сообщил, что «к вечеру бывает полегче, но с делами справляться всё равно получается с трудом». Рассказывал, что длительные прогулки на воздухе облегчают состояние.
Бред, галлюцинации и суицидальные мысли не высказывал. Осознавал, что болен. Тяготился своим состоянием и искал помощи. Был согласен на лечение.
Визуально патологии не определялись.
Обследования кардиолога, терапевта и невролога также не выявили отклонений от нормы. КТ головного мозга не обнаружила очаговых образований.
Диагноз
F42.2 ОКР. Смешанные навязчивые мысли и действия.
Лечение
Пациенту назначили курс Флувоксамина по 200 мг в сутки.
На фоне проводимой терапии уже с 4-й недели лечения снизилась частота и интенсивность навязчивых мыслей, ослабло внутреннее напряжение. Парень начал воздерживаться от проведения ритуалов и лучше спать по ночам.
С учётом клинических рекомендаций и состояния пациента, ему была назначена поддерживающая терапия Флувоксамином длительностью более 12 месяцев.
Заключение
Зачастую такие пациенты сначала пытаются найти причины своего состояния у врачей других специальностей и лишь после долгих обследований доходят до психиатра. При этом адекватная терапия способно достаточно быстро дать положительный эффект.