В психиатрический стационар Санкт-Петербурга обратилась девушка 27 лет.
Жалобы
Пациентка жаловалась на сниженное настроение, периодические приступы резко выраженной тревоги (паники), сопровождающиеся сердцебиением, дрожью в теле, «спазмами» в верхней и средней области живота сразу под рёбрами. По словам девушки, приступы не были ограничены какой-либо особой ситуацией. Также пациентка отмечала головокружение, боли за грудиной, общую слабость, плохой сон, ощущение удушья, тошноту и чувство нереальности (деперсонализация или дереализация). Говорила про боязнь умереть, потерять контроль над собой или сойти с ума.
Усиливали симптомы частые конфликты с мамой.
Анамнез
По словам пациентки и согласно медицинской документации, впервые чувство страха, повышение артериального давления, сердцебиение появились в подростковом возрасте на фоне конфликтной ситуации с мамой. Тогда девушке вызвали скорую помощь, врачи купировали приступ с помощью транквилизатора и рекомендовали посетить терапевта и психотерапевта по месту жительства. Пациентка обратилась к терапевту, но к психотерапевту идти побоялась, несмотря на рекомендации нескольких специалистов. Ей был выставлен диагноз «вегетососудистая дистония» и назначена медикаментозная терапия (препарат из группы транквилизаторов), однако состояние оставалось прежним: сохранялись тревожность, чувство страха, обмороки. В тот период пациентка стала меньше общаться с родителями, читала книги по различным методам релаксации, перестала принимать препараты. Позже сменила место работы, занялась танцами, участвовала в конкурсах. После неудачи на любительских соревнованиях снова «перехватило дыхание» и повторился приступ страха, сопровождающийся «спазмами» в животе. Через месяц — опять паническое состояние. Пациентка неоднократно обследовалась по поводу этих приступов у невролога и кардиолога, был выставлен диагноз «кардионевроз», назначено лечение, но улучшений не наблюдалось. По настоянию родителей девушка решила обследоваться в психиатрическом стационаре, поэтому дала согласие на госпитализацию.
В анамнезе жизни данных за психопатологически отягощённую наследственность нет. Родилась в полной семье, единственный ребёнок. Беременность и роды у матери протекали без осложнений. Со слов пациентки, мать «деспотичная и категоричная», а отец «спокойный и послушный». Раннее развитие проходило без особенностей. Посещала детские дошкольные учреждения, в школу пошла с семи лет. Была любознательной, спокойной, ей одинаково хорошо давались точные и гуманитарные науки. После 11 классов поступила в университет, который окончила с красным дипломом. Сейчас проживает с родителями, не работает.
Обследование
Психический статус: сознание не помрачено, ориентирована всесторонне правильно. Эмоциональный фон неустойчивый, девушка выглядит напряжённой, в беседе рассказывает о своих переживаниях. Мышление без структурных нарушений, бредовые идеи и обманы восприятия (иллюзии, галлюцинации) не выявляются. Грубых интеллектуально-мнестических нарушений (снижения способности к обучению и нарушений памяти) нет. Внимание устойчивое. Суицидальные мысли пациентка отрицает. Критика к своему состоянию достаточная, высказывает конструктивные планы.Соматический статус: общее состояние удовлетворительное, питание нормальное. Кожные покровы и видимые слизистые обычной окраски. Дыхание в лёгких везикулярное, хрипов не выслушивается. Пульс 92 удара в минуту, удовлетворительных свойств. Тоны сердца ясные, шумов нет. Живот мягкий, безболезненный при пальпации во всех отделах. Поколачивание по пояснице безболезненное с обеих сторон.Неврологический статус: менингеальной симптоматики, возникающей при раздражении мозговых оболочек, не выявлено. Лицо симметричное, язык по средней линии. Зрачки симметричные, движения глазных яблок происходят в полном объёме. Сухожильные рефлексы живые, симметричные. В позе Ромберга (стоя со сдвинутыми вместе стопами, закрытыми глазами и вытянутыми прямо перед собой руками) пациентка устойчива.
Проведены общие анализы крови и мочи, биохимический анализ крови. Патологий не выявлено. Результаты исследования крови на маркеры вирусных гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, сифилиса отрицательные.Согласно ЭКГ, синусовый ритм с ЧСС (частотой сердечных сокращений) 78 ударов в минуту. Наблюдаются умеренно выраженные диффузные нарушения процессов реполяризации миокарда левого желудочка.На ЭЭГ выявлены умеренные нарушения биоэлектрической активности головного мозга. Эти нарушения указывают на диффузный процесс с явлениями снижения тонуса коры и на дисфункции мезодиэнцефальных структур со снижением и выраженной неустойчивостью общего функционального состояния головного мозга. Есть признаки повышенной истощаемости коры головного мозга. Безусловной эпи-активности не регистрируется. Присутствуют косвенные ЭЭГ признаки повышенной вегетативной лабильности.
Диагноз
F41.0 Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревожность)
Лечение
Для купирования тревоги, аффективных расстройств и нормализации сна была назначена психофармакотерапия с помощью антидепрессантов и транквилизаторов. Кроме этого проводились психотерапевтические сессии.
На фоне терапии через четыре недели девушка отмечала улучшение своего состояния: уменьшилось чувство тревоги и страха, нормализовался сон, появилась активность.
Выписывалась домой в удовлетворительном состоянии. Перед выпиской с пациенткой была проведена психотерапевтическая беседа, даны рекомендации: ⠀•⠀продолжать лечение в амбулаторных условиях;⠀•⠀соблюдать режим труда и отдыха;⠀•⠀принимать препараты (антидепрессанты в течение шести месяцев, транквилизаторы в течение двух недель);⠀•⠀консультация врача-психотерапевта для дальнейшей коррекции терапии и психотерапевтических сессий;⠀•⠀консультации терапевта и невролога.
Заключение
Страх перед визитом к психотерапевту часто мешает установить точную причину проблем со здоровьем. Если бы девушка изначально прислушалась к рекомендациям врачей скорой помощи, терапевта и обратилась к психотерапевту, то верный диагноз удалось бы установить гораздо раньше. Применение клинического, экспериментально-психологического и инструментально-лабораторного методов в условиях психиатрического стационара позволило сделать это в короткий срок. А благодаря патогенетической терапии удалось добиться улучшения состояния пациентки, что подтверждает правильность диагноза и выбранной тактики лечения.