Синдром Стендаля — это патологическое состояние, включающее в себя комплекс психических и соматовегетативных симптомов, таких как паника, расстройство сознания, обморок, тахикардия, одышка и др., возникающих при соприкосновении человека со знаменитыми произведениями живописи, архитектуры и другими культурным ценностями, а также впечатляющими явлениями природы и выдающимися людьми.
Данный синдром не является общепризнанным заболеванием в медицинском сообществе, и вопрос о добавлении диагноза «Синдром Стендаля» в международные классификации остаётся дискуссионным.
Наиболее часто проявления синдрома наблюдаются в итальянском городе Флоренция, который является крупнейшим туристическим центром. В нём сосредоточены культурные шедевры мирового искусства итальянской эпохи Возрождения. В связи с этим данный синдром имеет другое название — «флорентийский». Считается, что наиболее мощным воздействием на психическое состояние человека, в том числе с развитием негативных последствий, обладают произведения Микеланджело, Рафаэля, Караваджо, Брунеллески и др., расположенные в галерее Уффици и других музеях Италии .
Свое название «сидром Стендаля» получил благодаря великому классику французской литературы Стендалю, который отличался своей впечатлительностью и чувствительностью к искусству. В 1817 году, будучи ещё молодым писателем, он посетил Флоренцию и был потрясён культурным и историческим наследием города. После посещения базилики Святого Креста, которая украшена восхитительными фресками итальянского скульптора Джотто и где захоронены такие великие итальянцы, как Галилей, Микеланджело, Макиавелли и др., он почувствовал необычность своего состояния и едва не потерял сознание. В своей книге «Рим, Неаполь и Флоренция» он описал это так: «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порождённые энергией страсти — после чего всё стало бессмысленным, маленьким ограниченным — так, когда ветер страстей перестал надувать паруса, которые толкают вперёд человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит пороков и добродетелей» .
Церковь Святого Креста, Флоренция
Спустя более полтора века итальянский психиатр Грациелла Магерини, работавшая в психиатрическом отделении флорентийского госпиталя Санта Мария Нова, исследовала более ста пациентов с симптомами, включающими панику, тахикардию, обморочное состояние, галлюцинации и др., которые возникли у них во время туристического путешествия, посещения галереи Уффици и других музеев Флоренции. Вспомнив о наличии сходных симптомов у известного французского писателя, она назвала такое патологическое состояние «синдромом Стендаля».
В своей книге, вышедшей в 1989 году, Магерини обобщила свои наблюдения и сделала ряд интересных выводов относительно возникновения данного синдрома. Так, отсутствие данного расстройства у туристов из Северной Америки и Азии объяснялось наличием у них других кардинально отличающихся культурных традиций. В свою очередь итальянцы, с детства погружённые в атмосферу этого высокого искусства, по мнению психиатра, обладают своеобразной защитой от развития данных нарушений. Наиболее уязвимыми являются образованные впечатлительные молодые люди 25-40 лет с богатым воображением, интересующиеся искусством, но не имеющих широкого доступа к художественным живописным произведениям в обыденной жизни.
Определённую роль в развитии синдрома Стендаля может сыграть и так называемый «феномен ожидания». Несоответствие предполагаемых ожиданий и полученных впечатлений от произведения искусства у особо чувствительных личностей может быть пусковым механизмом развития синдрома Стендаля .
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!
Симптомы синдрома Стендаля
Среди соматовегетативных проявлений синдрома отмечают слабость, потливость, учащённое сердцебиение, головокружение, подъём артериального давления, боль в области груди и живота, тошноту, ощущение нехватки воздуха, обмороки и т. д.
Головокружение при синдроме Стендаля
К психическим проявлениям синдрома можно отнести изменение восприятия звуков и цветов, амнезию, бурные эмоциональные реакции, повышение настроения вплоть до эйфории или напротив — беспокойство, раздражительность, тревогу, страх, ужас, отчаяние и гнев. В тяжёлых случаях может развиться спутанность сознания, дезориентация в пространстве, бредовые идеи и зрительные галлюцинации. Иногда наблюдается нарушение реальности, описываемое больными как ощущение неестественности или отчуждённости от мира (дереализация), и изменение самовосприятия (деперсонализация). У некоторых пациентов возникает чувство сопричастности к увиденному, как будто они попадают внутрь картины.
В своей работе первоисследовательница синдрома, доктор Грациелла Магерини, отметила, что у большинства её пациентов наблюдались именно психотические симптомы, такие как спутанность сознания, бред преследования и галлюцинации, и в меньшей степени — аффективные и эмоциональные расстройства в виде агрессивных и тревожных проявлений . Такое соотношение симптомов, вероятно, связано с тем, что доктор Г. Магерини описывала состояние пациентов, находившихся в стационаре. Как правило, туда попадают люди с тяжёлыми психотическими проявлениями этого синдрома.
Все признаки расстройства могут быть вызваны созерцанием большого количества красивых произведений, погружением и идентификацией человека с некоторыми из них. При этом может наблюдаться картина психического дискомфорта, ошеломлённость и сопутствующие психовегетативные симптомы. Например, в одной из работ зарубежных исследователей описано состояние пациента, сопровождающееся паникой, дезориентацией во времени, идеями преследования, бессонницей, тревогой, которые возникли после посещения кафедрального собора и продолжались в течение последующих трёх недель. Ряд исследователей этого синдрома отмечают, что подобные нарушения в своей жизни испытывали такие выдающие личности, как Фёдор Достоевский, Марсель Пруст, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг и др. .
В поведенческом аспекте люди с синдромом Стендаля могут вести себя по-разному. Одни как бы застывают на месте с блаженным и отрешённым выражением лица, другие, наоборот, проявляют повышенную активность, начинают суетиться, кричать, раздражаться, проявлять агрессию, в связи с чем представляют опасность для окружающих. Иногда они могут совершать акты вандализма, пытаясь повредить или разрушить произведение искусства, которое вызвало у них внутренний психический дискомфорт. Один из последних подобных случаев произошёл в 2009 году в Лувре, когда посетительница музея попыталась повредить портрет Моны Лизы. В связи с этим работников музеев обучают навыкам определения таких посетителей, оказания им первой помощи, а также предотвращения их разрушительных действий .
Патогенез синдрома Стендаля
Большинство исследователей склоняются к тому, что синдром Стендаля представляет собой аффективно-шоковую реакцию на стресс, который возникает при визуальном контакте человека с объектом искусства, чрезмерно значимым для него и связанным с глубокими переживаниями. Эта реакция может проявляться в виде различных аффективно-эмоциональных нарушений вплоть до выраженного реактивного психоза продолжительностью от нескольких часов до 2-3 недель. Некоторые авторы небезосновательно сравнивают его с посттравматическим стрессовым расстройством.
Известно, что искусство способно оказывать огромное воздействие на человека, причём оно может обладать как созидающим, так и разрушающим эффектом. Ещё Иммануил Кант в своей работе «Критика способности суждения» выдвинул гипотезу, что созерцание эстетически стимулирующих объектов может вызывать чередование отталкивания и притяжения и при избыточном воображении подобно пропасти, в которой созерцающий субъект боится потерять себя .
При возникновении синдрома Стендаля у человека нередко появляется ощущение чрезмерной погружённости в изображённый образ, слияние с ним, сопровождающееся психотическими симптомами, потерей самоконтроля и реальности происходящего. По мнению ряда авторов, в основе этих реакций может лежать бессознательная актуализация тревожащих психику факторов, возникших ранее. Данные болезненные (травмирующие) переживания вновь воздействуют на человека, оказывая дополнительное негативное влияние. Они превышают порог переносимости пациента и наносят ему повторную травму .
При изучении людей с синдромом Стендаля были выявлены следующие предрасполагающие факторы:
- напряжённый ритм путешествия и осмотра достопримечательностей с избыточной культурной, эстетической и сенсорной нагрузкой;
- культурный код, подразумевающий приверженность человека к нравственно-культурным ценностям эпохи Возрождения или же диссонанс религиозных убеждений;
- наличие предшествующих и сопутствующих психических проблем. Так, в исследовании, проведённом в 2010-2011 годах, более 2/3 пациентов с синдромом Стендаля имели в анамнезе различные психические нарушения в виде маниакально-депрессивных, шизотипических, невротических, параноидальных и других расстройств, сопровождающиеся состоянием тревоги и депрессии .
Существует точка зрения, что в произведениях искусства может быть заложен символический код, который влияет на подсознание человека. Кроме того, каждый художник обладает своим стилем письма, во многом зависящем от психологического состояния, которое на подсознательном уровне передаётся особо чувствительным людям. Учитывая тот факт, что все живописцы эпохи Возрождения были одновременно философами, учёными и естествоиспытателями, можно предположить, что в их произведения вкладывались не только культурные и мистические символы эпохи (о них много сказано в художественной книге Дэна Брауна «Код да Винчи»), но и символические элементы, взывающие к самым тонким структурам подсознания. Однако данные предположения не имеют никаких научных обоснований.
Классификация и стадии развития синдрома Стендаля
В медицинском сообществе ведётся дискуссия о правомочности диагноза «синдром Стендаля», в связи с чем в настоящее время он не упоминается в международных медицинских классификационных системах — МКБ (Международная классификация болезней) и DSM (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам). Однако он продолжает изучаться и упоминается в программах обучения студентов медицинских, культуроведческих и психологических направлений разных стран .
Синдром Стендаля можно отнести к группе так называемых схожих «синдромов путешественников», таких как:
- Парижский синдром;
- Иерусалимский синдром;
- синдром гиперкультуремии;
- синдром избытка красоты;
- синдром Давида;
- синдром Рубенса и т. д. .
Парижский синдром наблюдается в основном у японцев, посещающих Париж. Он обусловлен разочарованием в результате несоответствия ожидаемых представлений с увиденными реалиями, которые связаны с недостаточной чистотой и красотой парижских улиц и достопримечательностей. При данном синдроме у туристов могут возникать бредовые идеи преследования, деперсонализации и другие психотические симптомы.
Причина парижского синдрома
Иерусалимский синдром наблюдается у людей, впервые посещающих Иерусалим. Он связан с необычайно сильным воздействием различных религиозных святынь на особо верующих и впечатлительных людей. При этом их захватывают гипертрофированные ощущения владения божественным даром, пророческими силами, манией величия и т. д. .
Синдромы Рубенса и Давида возникают при осмотре картин Рубенса и скульптуры Микеланджело. Они связаны с сильными сексуальными чувствами, эстетическим наслаждением и завистью к объектам искусства. Данные синдромы сопровождаются соответствующими психическими нарушениями вплоть до нанесения ущерба себе или объекту внимания. Психиатр Грациелла Магерини описала несколько случаев проявления синдрома Давида. Так, молодой американский музыкант при взгляде на скульптуру Давида почувствовал необъяснимый страх и на короткое время лишился памяти; девушка из Германии, увидев скульптуру, побледнела и упала без сознания прямо на ступенях базилики; некоторые туристы при виде скульптуры проявляли повышенную болтливость, у кого-то наблюдалось раздвоение личности.
Скульптура Давида
Что касается степени тяжести синдрома Стендаля, то у некоторых пациентов наблюдаются относительно лёгкие клинические симптомы и кратковременное течение: головокружение, сердцебиение, холодный липкий пот, отсутствие опоры под ногами и т. д. Однако в более тяжёлых случаях отмечается психотическая симптоматика, проявляющаяся потерей самоконтроля, сознания, дереализацией, возникновением галлюцинаций, бреда, желанием уничтожить предмет искусства, вызвавший сильные эмоции. В таком состоянии человек представляет опасность как для себя, так и для окружающих .
Осложнения синдрома Стендаля
Синдром Стендаля — это транзиторное (преходящее) нарушение, которое может самостоятельно исчезнуть в течение 1-2 часов или нескольких суток. Однако без оказания медицинской помощи и при тяжёлом течении расстройства существует опасность длительного сохранения и углубления психопатологической симптоматики, развитие тяжёлых форм депрессии, агрессивного поведения и тревожных расстройств. Известны случаи, когда больные начинали проявлять агрессию к себе, окружающим, а также совершали акты вандализма по отношению к произведениям искусства. Поэтому в настоящее время работников музеев, особенно во Флоренции, обучают распознаванию неадекватных реакций посетителей и правильному реагированию на них, не допуская повреждения произведений искусства .
Пьета Микеланджело до и после вандализма: слева фото 1972 года, справа — 2013 года.
Диагностика синдрома Стендаля
При диагностике данного синдрома важно оценить психическое состояние пациента. Специальные тесты для этого не разработаны, поэтому врачи опираются только на клиническую симптоматику и психодиагностическую беседу. При этом важно провести дифференциальную диагностику с длительно текущими тревожными расстройствами и эндогенными психическими заболеваниями, такими как шизофрения, биполярное расстройство, эпилепсия и т. д.
Важно учитывать связь возникающих симптомов с психотравмирующей ситуацией, т. е. возникновение соответствующих симптомов при осмотре художественных картин, скульптур и других произведений искусства. Также нужно обращать внимание на содержательную связь возникшей симптоматики с провоцирующими художественными образами. Так, в бредовой речи или галлюцинациях пациента с синдромом Стендаля могут присутствовать образы автора или объекта изображения из соответствующей картины.
Существенным моментом для постановки диагноза может служить клиническая картина протекания данного нарушения. Она заключается в относительно быстром возникновении и купировании возникших симптомов . В некоторых случаях, особенно при наличии психотической симптоматики, осознание появления и редукции проявлений синдрома затруднено.
Лечение синдрома Стендаля
Первая помощь при развитии синдрома заключается в удалении пациента от раздражающего объекта, обеспечении доступа свежего воздуха, уменьшении эмоциональной и физической нагрузки. В лёгких случаях этого достаточно, однако при более тяжёлом течении требуется госпитализация пациента в психиатрическое отделение и оказание специализированной помощи.
В период развития острых реактивных состояний с целью блокирования психомоторного возбуждения, тревоги и страха используются психотропные, седативные (галоперидол, диазепам, реланиум и пиритинол) и снотворные средства. Особенно они показаны пациентам, имеющим личностные особенности в виде повышенной мнительности, тревожности, восприимчивости, параноидальной склонности и т. д. При необходимости поддержания нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма используют ноотропные, кардиотропные и другие симптоматические препараты.
После купирования острых состояний в лечении синдрома Стендаля используются различные психотерапевтические методы. В первую очередь показана когнитивно-поведенческая, рациональная и психодинамическая терапия. Они направлены на анализ поведенческих и эмоциональных реакций, вызвавших шоковое состояние, а также анализ причин, которые могли спровоцировать эти реакции. Также применяются гипнотические техники, методы убеждения, самовнушения, эриксоновский гипноз, заключающийся в недирективном мягком внушении пациенту рациональных убеждений, и т. д. Они помогают стабилизировать психику, развить навыки саморегуляции, в том числе управление агрессией .
Прогноз. Профилактика
Синдром Стендаля хорошо поддаётся лечению и в большинстве случаев проходит бесследно. В научно литературе нет данных о том, возникает ли данный синдром повторно, но исключать такую возможность нельзя.
Профилактические меры должны быть направлены на снижение стрессовой нагрузки, сбалансированность ритма осмотра достопримечательностей, достаточное питание и отдых во время путешествий и т. д. В особенности это необходимо для людей со стремлением к быстрому жизненному ритму, неустойчивым нервно-психическим состоянием, склонностью к фиксации на переживаниях (принимающих всё «близко к сердцу») и т. д. Также им рекомендуется предварительно просматривать фотографии и видеозаписи тех мест, которые они планируют посетить.
В определённой степени профилактике синдрома Стендаля способствует посещение культурных объектов вместе с туристической группой. Оно позволяет сделать ритм знакомства с достопримечательности более сбалансированным.
Пациентам с ранее существовавшими психическими заболеваниями целесообразно проконсультироваться с психологом или психиатром перед посещением мест с высокой личной и эмоциональной значимостью, связанных с его внутренними переживаниями. При наличии внутренних психологических проблем и психотравматического опыта желательно пройти психотерапию, направленную на их коррекцию и лечение .
Список литературы
- Калинин В. В. Редкие и малоизвестные психопатологические синдромы // Психиатрия и психофармакотерапия им. П. Б. Ганнушкина. — 2012. — № 3. — С. 14-18.
- Кант И. Критика способности суждения. — М., 1994. — 367 с.
- Мелехин А. И. Синдром Стендаля // Smartpsy. — 2020.
- Редькина Л. Л. Синдром Стендаля: что это такое, симптомы и методы лечения расстройства // Depressio.ru. — 2016.
- Стендаль. Рим, Неаполь и Флоренция. — Т. 9. — М.: Правда, 1959. — 404 с.
- Ханова О. А. Синдром Стендаля (флорентийский синдром) // Красота и медицина. — 2019.
- Amancio E. J. Dostoevsky and Stendhal’s Syndrome // Arq Neuropsiquiatr. — 2005; 63 (4): 1099-1103.ссылка
- Bamforth I., Stendhal’s Syndrome // British Journal Gen Practice. — 2010; 60 (581); 945-946.ссылка
- Bar-el Y., Durst R., Katz G., et al. Jerusalem syndrome // Br J Psychiatry. — 2000; 176: 86-90.ссылка
- Datta S. Stendhal Syndrome: A psychological response among tourists // Psycho Cogn Sci Open J. — 2017; 3 (2); 66-73.
- Fried R. I. The Stendhal syndrome. Hyperculturemia // Ohio Med. — 1988; 84 (7); 519-520.ссылка
- Guerrero A. l., Barcelo Rossello A., Ezpeleta D. Stendhal syndrome: origin, characteristics and presentation in group of neurologist // Neurologia. — 2010; 25 (6): 349-356.ссылка
- Innocenti C., Fioravanti G., Spiti R., Faravelli C. The Stendhal Syndrome Between Psychoanalysis and Neuroscience // Riv. Psichiatr. — 2014; 49 (2): 61-66.ссылка
- Asli Yayak. Stendhal (Florence) Syndrome as an Unclassified Disorder // Etho Med. — 2019; 13 (4): 190-197.
- Magherini G. La Sindrome di Stendhal. — Firenze: Ponte Alle Grazie, 1989.
- Möller H. J., Laux G., Kapfhammer H. P. Psychiatrie, Psychosomatic, Psychotherapie. — 2017. — 910 p.
- Nicolson T. R. J., Pariante C., McLoughlin D. Stendhal syndrome: a case of cultural overload // BMJ Case Rep. — 2009.ссылка
- Palacios–Sanches L., Botero-Moneses J. S., Pachon R. P., et al. Stendhal syndrome:a clinical and historical overview // Arq Neuropsiquiatr. — 2018; 76 (2): 120-123.ссылка
- Pazzagli A. Stendhal’s Syndrome and Psychiatric Nosography // Psicoanalisi. — 2017; 1: 103-110.
- Borque O. V. Does Stendhal’s Syndrome Exist Really? // An R Acad Nac Med. — 2009: 126 (3): 455-468.ссылка
- Ward, T., Plagnol, A. Cognitive Psychodynamic as an Integrative Framework in Counselling Psychology and Psychotherapy. — 2019. — 271 p.