Синдром Мюнхгаузена — это расстройство, при котором пациент ради внимания со стороны врачей осознанно симулирует или искусственно вызывает у себя симптомы какой-либо болезни. С этим заболеванием чаще сталкиваются врачи, оказывающие неотложную помощь.
В научной литературе существует около 20 вариантов наименования расстройства: ложная болезнь, индуцированная болезнь, синдром Ван Гога, синдром Мюнхгаузена, деменция самосознания, хроническое фиктивное расстройство, больничное мошенничество, профессиональные больные, странствующие пациенты, синдром больничного преступника, симуляторы и др. .
Впервые данное расстройство описал британский врач Х. Гэвин в середине XIX века, использовав термин «factitious disorder» — расстройство, сопровождаемое фиктивными, фальшивыми воображениями .
Детальное исследование болезни было проведено американским психиатром Р. Ашером в 1951 году. Он изучил ряд клинических случаев, когда пациенты «жаловались на свою судьбу» и наполняли свою биографию неправдоподобными драматичными фактами. Именно Р. Ашер дал современное название данному синдрому .
В 1968 году другой американский учёный Х. Спиро предложил иное название расстройства — хроническая фиктивная (искусственно вызванная) болезнь. Он проанализировал 38 случаев, в которых пациенты проявляли агрессию к самим себе, «впадали в болезнь», обманывали врачей и сами себе ставили диагнозы .
Сегодня синдром Мюнхгаузена включён Американской психиатрической ассоциацией в разряд фиктивных расстройств, при которых пациенты преднамеренно симулируют другие физиологические или психиатрические патологии, чтобы вызвать к себе больше внимания . Любопытно, что такое поведение никак не связано с социально-экономическими выгодами — льготами, доплатами, освобождением от уголовного наказания, налогов или кредитов. Объяснить его только как бредовое состояние также нельзя.
Синдрома Мюнхгаузена — редкое нарушение. На его долю приходится 0,2-1,3 % всех психических заболеваний . Причём женщины страдают этим расстройством чаще мужчин . Средний возраст пациентов составляет 34 года, предельные возрастные отметки — 8 лет и 62 года .
Причины развития синдрома Мюнхгаузена неясны. Считается, что симулировать болезнь людей побуждает желание получить больше заботы и внимания, потребность в симпатии и психологической поддержке, которых им не хватает.
Есть несколько факторов, которые повышают риск развития синдрома. К ним относятся:
- детская психическая травма;
- пережитое сексуальное насилие;
- тяжёлая болезнь, перенесённая в детстве, из-за которой близкие уделяли ребёнку больше внимания;
- наличие родственника, страдавшего тяжёлой болезнью;
- потеря или смерть любимого человека;
- нарушение идентичности, низкая самооценка;
- нереализованное желание стать врачом или медсестрой;
- работа в системе здравоохранения;
- истерическое и пограничное расстройство личности
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!
Симптомы синдрома Мюнхгаузена
Люди с синдромом Мюнхгаузена могут обращаться к хирургам, гастроэнтерологам, неврологам, нейрохирургам, инфекционистам, гематологам, урологам, дерматологам и кардиологам, реже — к психиатрам. Чтобы подтвердить предполагаемый ими диагноз, они проходят комплексное обследование, но никакой патологии обнаружить не удаётся.
Согласно наблюдениям, большинство пациентов жалуются на головную боль (75 %), кровотечения (31 %), наличие крови в моче (25 %) и острую боль в сердце (25 %) . Также они могут жаловаться на рвоту, диарею, слабость, анемию, гипогликемию, потерю зрения, боли в суставах, раны на коже, амнезию, прекращение менструаций, депрессию, кровохарканье, тремор, стенокардию и др. .
Чаще всего пациенты поступают в больницу в тяжёлом физическом состоянии. Причиной для их госпитализации становится высокая температура, судороги, острые болевые ощущения в области живота или сердца, обильное кровотечение или глубокие обмороки.
Как правило, пациенты симулируют неотложные состояния, которые требуют экстренной помощи, например язву желудка или инсульт головного мозга. Чтобы вызвать симптомы, они намерено употребляют испорченные продукты, вводят инсулин, принимают слишком много лекарств. Люди с сопутствующими заболеваниями могут нарочно нарушать рекомендации врача . На теле «профессиональных больных» практически всегда заметны шрамы и порезы, а у некоторых может быть ампутирована конечность или её часть.
Попав в больницу, пациенты могут всячески привлекать к себе внимание: стонать как можно протяжнее, плакать, умолять срочно сделать операцию без явных на то показаний. При этом жалобы могут сопровождаться репликами: «Мне же больно… Разве вы не видите? Вот умру я, вам же хуже будет!»
Зная о том, что операция необязательна, врачи в подобных случаях настоятельно рекомендуют ограничиться медикаментозным лечением. Но пациенты, как правило, настойчиво отклоняют подобные предложения, раздражаются, иногда переходят к угрозам .
Патогенез синдрома Мюнхгаузена
Патогенез расстройства не известен, так как само заболевание недостаточно изучено . Предполагается, что в основе его развития лежат сразу три группы факторов: психологические, социальные и биологические . Однако биологические факторы изучены в меньшей степени.
Большинство пациентов с синдромом Мюнхгаузена объединяют одни и те же черты характера:
- эгоистичность и эгоцентризм;
- завышенная или заниженная самооценка;
- социальная дезадаптированность;
- высокий уровень тревожности;
- ипохондрия;
- истеричность;
- инфантилизм;
- мазохизм;
- нездоровый артистизм;
- бурная фантазия.
Чаще таким людям не хватает внимания со стороны окружающих, из-за чего они чувствуют себя одинокими. Иногда у них не получается создать семью.
Пациенты с синдромом Мюнхгаузена отличаются глубокими знаниями в области медицины. Чтобы максимально правдоподобно сформировать историю болезни и не попасться на лжи, перед обращением к врачу они изучают медицинскую литературу о заболеваниях и симптомах, продумывают все детали с филигранной точностью.
Нередко синдрому Мюнхгаузена сопутствует наркотическая зависимость. В связи с этим психиатр B. Bursten предположил, что механизмы развития этих нарушений являются схожими . Однако пока эта гипотеза не доказана.
Классификация и стадии развития синдрома Мюнхгаузена
В психиатрии выделяют два вида синдрома Мюнхгаузена: индивидуальный и делегированный.
Индивидуальный синдром Мюнхгаузена в зависимости от жалоб пациента подразделяют на пять подвидов:
- дерматологический синдром — связан с повреждениями кожи;
- абдоминальный синдром — пациент жалуется на боль в животе и выражает желание на проведение операции в брюшной полости;
- геморрагический синдром — у больных наблюдается кровотечение из разных участков тела, которое они имитируют с помощью крови животных или порезов на собственной коже, не задевая при этом жизненно важные органы;
- лёгочный синдром — связан с подозрением пациентов на болезни капилляров лёгких;
- синдром альбатроса — наблюдается пристрастие к приёму некоторых лекарств .
Делегированный синдром Мюнхгаузена (другое его название — синдром Мюнхгаузена по доверенности) представляет собой симулятивное расстройство, которое возникает у ребёнка либо у взрослого человека (как правило, инвалида) под давлением родителей или опекунов. Под влиянием манипулятора человек начинает обращаться за медицинской помощью в связи с выдуманными болезненными состояниями.
Чаще такое давление совершается со стороны матерей или супруг. Причём иногда манипуляторы могут сами быть подвержены синдрому Мюнхгаузена. Например, в одном случае мать имитировала у себя правосторонний гемипарез (частичный паралич), а у своих детей — сахарный диабет, судороги и частое нарушение сознания .
У делегированного синдрома есть ещё и третье название — синдром Полле (в честь дочери барона Мюнхгаузена, которая умерла через год после рождения), так как чаще всего жертвами делегированного синдрома Мюнхгаузена становятся дети. Мать намеренно может провоцировать симптомы или усугублять течение болезни, добиваясь внимания к себе.
Для имитации болезни у ребёнка родитель или опекун может заражать его инфекциями, отравлять, вызывать диарею, рвоту, удушье, аллергию и лихорадку. В итоге такие дети лечатся очень долго. Им назначают совершенно ненужные процедуры и препараты, которые дополнительно могут нанести существенный вред здоровью.
Чтобы спровоцировать какие-либо нарушения, взрослые могут прибегать к различным способам, которые не оставляют явных следов насилия. Например, чтобы затруднить дыхание накладывают руку на рот, закрывают ноздри пальцами, прикрывают лицо полиэтиленовой плёнкой или даже кладут на ребёнка подушку. Также они могут ограничить доступ к еде, давать лекарства, которые не соответствуют назначениям врача или могут навредить здоровью ребёнка.
В критической ситуации взрослый далеко не сразу вызывает скорую помощь, что в итоге может привести к смерти делегируемого. Согласно наблюдениям, уровень детской смертности при данном синдроме составляет 6-10 % .
Если же возникла опасность для жизни ребёнка, то взрослый с признаком синдрома Мюнхгаузена может вызвать скорую помощь для того, чтобы потом вообразить себя его спасителем и рассказывать об этом всем окружающим и ждать от них похвалы.
Осложнения синдрома Мюнхгаузена
Люди с синдромом Мюнхгаузена могут испытывать настолько глубокую эмоциональную потребность во внимании и сострадании, что ради них готовы рисковать своей жизнью. В результате такие пациенты сталкиваются с рядом последствий:
- умышленно вызванное серьёзное заболевание;
- инвалидность из-за травмы и ненужного хирургического вмешательства;
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- финансовые трудности;
- проблемы в общении с другими людьми;
- случайная смерть .
Если взрослые с синдромом Мюнхгаузена издеваются над своими детьми, вызывая у них болезни, таких пациентов могут лишить родительских прав и отправить на психиатрическое лечение (в зависимости от законов конкретной страны).
Диагностика синдрома Мюнхгаузена
Американская психиатрическая ассоциация выделяет четыре диагностических критерия синдрома Мюнхгаузена. Это:
- симуляция симптомов заболевания;
- желание играть роль больного;
- несвязанность обманчивого поведения пациента с внешней выгодой (получением инвалидности, уходом от уголовной ответственности и пр.);
- отсутствие бредового или другого психотического расстройства, которое могло бы послужить причиной такого поведения .
К другим основным признакам симулятивного расстройства американский психиатр D. Folks относит повторяющиеся симптомы выдуманного или умышленно вызванного заболевания, а также неоднократные госпитализации пациента в другие больницы .
Дополнительно на синдром Мюнхгаузена могут указывать следующие детали:
- в детстве больной стал жертвой насилия или не получал заботы и должного внимания со стороны родителей;
- на теле пациента много рубцов;
- информация о его физическом состоянии всегда неполная, ложная и противоречивая;
- течение болезни не соответствует диагнозу, который установили на основе жалоб;
- пациент преувеличивает серьёзность и опасность своего диагноза;
- считает, что знает о болезни и методах лечения гораздо лучше врачей;
- при поступлении в больницу требует провести клинические исследования, консультации или хирургические вмешательства, которые не принесут никакого эффекта или сопряжены с большим риском осложнений;
- с большим желанием соглашается на операции, не испытывая при этом страх или сомнение;
- не соблюдает предписанные врачом рекомендации;
- перед плановой выпиской заявляет об ухудшении самочувствия;
- пытается самовольно выписаться из больницы вопреки правилам;
- мнимые нарушения выявили несколько врачей независимо друг от друга .
Поставить диагноз «синдром Мюнхгаузена» на основе указанных критериев сложно, особенно если у пациента наблюдаются конверсионные расстройства, которые тоже сопровождаются ложными заболеваниями и псевдоневрологическими симптомами, например нарушением координации и равновесия, онемением части тела, слабостью или параличом конечностей. Такие симптомы при конверсионном расстройстве вызваны психической травмой или сильным стрессом. Они не совпадают с клинической картиной неврологического заболевания или известными анатомическими особенностями организма. Чтобы исключить конверсионное расстройство, необходимо провести полное медицинское обследование, исключив неврологическую природу проблемы .
Важно отличить синдром Мюнхгаузена не только от конверсионного расстройства, но и от обычной симуляции, когда пациент преследует внешнюю выгоду, притворяясь больным. В отличие от людей с другими психическими расстройствами, пациенты с синдромом Мюнхгаузена притворяются больными намерено ради того, чтобы вызвать к себе симпатию, сострадание, внимание и восхищение их стойкостью . Как правило, болезнь связана с тяжёлым эмоциональным расстройством .
Если врач обнаружил, что пациент дал фиктивные показания, то он не может его отпустить. После госпитализации такие пациенты начинают нарушать установленный в отделении распорядок, требовать неотложную скорую помощь, особенного отношения к себе и проведения сложных диагностических процедур .
В среднем такие пациенты подвергаются госпитализации от 25 до 200 раз, однако находятся в стационаре недолго — от нескольких часов до нескольких недель, реже месяц. Почти все пытаются самостоятельно покинуть больницу.
Лечение синдрома Мюнхгаузена
Учитывая то обстоятельство, что синдром Мюнхгаузена трудно выявить даже опытным врачам, единой методики его лечения пока не существует. Пациенты с этим расстройством хотят быть больными и не стремятся лечиться. С ними следует обращаться мягко и осторожно, избегать психологического давления. Только при доверительном отношении есть вероятность, что больной согласится на лечение у психотерапевта — когнитивно-поведенческую или семейную терапию. При этом пациенту необязательно признавать наличие синдрома. Достаточно направить усилия психотерапии на преодоление детской травмы, которая послужила причиной расстройства.
Перед началом лечения в первую очередь необходимо исключить наличие реальной болезни, которую не удалось диагностировать ранее.
Медикаментозную терапию назначают при наличии у пациента других сопутствующих заболеваний (нарушения настроения, тревожности или расстройства личности). Если есть подозрение, что больной может нанести вред себе или окружающим, требуется госпитализация.
Чтобы наладить психологическое состояние при синдроме Мюнхгаузена, пациенту рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Соблюдать индивидуальный план лечения, выполняя все назначения доктора. При появлении желания снова лечь в больницу рекомендуется поговорить со своим лечащим врачом: зная историю болезни, он сможет принять оптимальное решение.
- В случае повторного появления проблем следует обращаться к уже знакомому врачу, который знает особенности проблемы. Работа с другим специалистом приведёт к противоположному результату, т. к. этот доктор не будет знать всех тонкостей дела.
- Не подвергать свою жизнь риску, в первую очередь не делать опасную для здоровья операцию. При желании вызвать к себе жалость и внимание пациенты часто прибегают к предумышленным отравлениям и ранениям. Этим они наносят серьёзный вред здоровью.
- Поддерживать социальные контакты. Как правило, пациенты испытывают дефицит общения, у них нет близкого человека, с кем они могли бы поделиться своими проблемами. Поэтому следует не замыкаться в себе, а стремиться развивать свои коммуникационные навыки и настраивать себя на позитивное общение .
Прогноз. Профилактика
Синдром Мюнхгаузена на первый взгляд кажется неопасным расстройством, т. к. не влияет на работу органов. Однако оно таит в себе большую опасность для здоровья и качества жизни пациентов. Наиболее благоприятный прогноз возможен при поддержке близких людей .
Опытный психотерапевт должен оказать всестороннюю помощь при таком заболевании. Возможно, потребуется консультация невролога, психолога, семейного врача, которые совместно поставят точный диагноз, порекомендуют лечение и регулярно будут следить за состоянием человека.
Эффективных мер профилактики синдрома Мюнхгаузена нет. Одиноким, особенно пожилым людям, лишённым внимания со стороны близких, рекомендуется чаще общаться с другими людьми, завести домашнего питомца, способного скрасить одиночество.
Список литературы
- Дюкова Г. М. Синдром Мюнхгаузена в клинической практике // Лечение заболеваний нервной системы. — 2015. — № 1 (16). — С. 27-34.
- Asher R. Munchausen’s syndrome // Lancet. — 1951; 1: 339-341.ссылка
- Bass Ch., Halligan P. Factitious disorders and malingering: challenges for clinical assessment and management // Lancet. — 2014; 383: 1422-1432.ссылка
- American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — 992 p.
- Gavin H. On feigned and factitious diseases, chiefly of soldiers and seamen, on the means used to simulate or produce them, and on the best modes of discovering impostors. — London: John Churchill, 1843. — 163 p.
- Fliege H., Grimm A., Eckhardt-Henn A., Gieler U., Martin K., Klapp B. F. Frequency of ICD-10 factitious disorder: survey of senior hospital consultants and physicians in private practice // Psychosomatics. — 2007; 48 (1): 60-64.ссылка
- Weber B., Gokarakonda S. B., Doyle M. Q. Munchausen Syndrome // StatPearls Publishing/ — 2020.ссылка
- Kanaan R. A. A., Wessely S. C. The origins of factitious disorder // History of the human sciences. — 2010; 23 (2): 68-85.ссылка
- Khalil A., Abbas S. A., Qureshi T., Ali S., Ayub B. A case report of Munchausen syndrome presenting with bleeding from ear: a rare factitious disorder // J Pak Med Assoc. — 2020; 70 (1): 168-170.ссылка
- Pancratz L., Lezak M. Cerebral dysfunction in the Munchausen syndrome // Hillside Journal of Clin Psychiatry. — 1987; 9 (2): 195-206.ссылка
- Spiro H. R. Chronic factitious illness. Munchausen’s syndrome // Arch Gen Psychiatry. — 1968; 18 (5): 569-579.ссылка
- Кривихина А. А. Синдром Мюнхгаузена: социально-психологические проблемы // Вопросы студенческой науки. — 2019. — № 4. — С. 333-336.
- Faedda N., Baglioni V., Natalucci G., Ardizzone I., et al. Don’t Judge a Book by Its Cover: Factitious Disorder Imposed on Children-Report on 2 Cases // Front Pediatr. — 2018; 6: 110.ссылка
- Yates G. P., Feldman M. D. Factitious disorder: a systematic review of 455 cases in the professional literature // Gen Hosp Psychiatry. — 2016; 41: 20-28.ссылка
- Bourke J., Turner B. Neuropathica Diabolica // Advances In Psychiatric Treatment. — 2008; 14: 276-282.
- Folks D. G. Munchausen’s syndrome and other factitious disorders // Neurol Clin. — 1995; 13 (2): 267-281.ссылка
- Pankratz L. A review of the Munchausen syndrome // Clin Psychol Rev. — 1981; 1: 65-78.
- Conversion Disorder // MSD. Manual. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 17.12.2020.