В частную клинику «Одинмед+» в Одинцово обратилась 35-летняя женщина, у которой болела поясница и немела левая нога.
Жалобы
Тянущая боль в пояснице отдавала в левую ногу, усиливалась при ходьбе, наклонах и изменении положения тела с горизонтального на вертикальное. Болезненный синдром сопровождался спазмом мышц поясничной группы.
Пациентка характеризовала боль как «стойкую и нестихающую».
До посещения клиники женщина самостоятельно использовала согревающие мази и принимала Найз по таблетке 2 раза в сутки в течение 5 дней. Боль уменьшалась лишь на несколько часов, полностью не проходила.
Болевые ощущения также снижались после сна или когда пациентка лежала в течение нескольких часов. Затем боль снова возобновлялась, особенно в сидячем положении.
Анамнез
Впервые болевой синдром появился около трёх лет назад: пациентка почувствовала тянущие непроходящие спазмы в левой ноге с тупой болью в пояснице слева. Боль обострялась в осенне-весенний период, а также после физической нагрузки на даче.
Ближайшие родственники отмечали у себя подобные симптомы.
Обследование
При прощупывании определялась выраженная болезненность в центре пояснично-крестцового отдела позвоночника, а также слева от позвоночного столба. Также отмечался повышенный тонус поясничных мышц слева и снижение чувствительности позвонков LV и S1 с поражённой стороны.
При подъёме выпрямленной ноги на 45° из позиции лёжа появлялись болезненные ощущения (положительный симптом Ласега).
МРТ показало грыжу диска LIV-LV размером 6 мм.
По результатам общего анализа крови:
- эритроциты — 4,1×10/л;
- гемоглобин — 100 г/л (ниже нормы);
- лейкоциты — 4,5×10/л.
Диагноз
Остеохондроз. Грыжа диска LIV-LV 6 мм. Выраженный мышечно-тонический и болевой синдромы.
Лечение
Пациентке назначили:
- Мильгамму — по 2 мл в течение 10 дней;
- Мидокалм — по 50 мг 2 раза в день на протяжении 10 суток;
- паравертебральные блокады поясницы с Новокаином + Дексаметазоном — по 8 мг через день.
Спустя несколько дней после проведения первой блокады женщина отметила значительное уменьшение болевого синдрома и мышечного спазма в пояснице и левой ноге.
Основываясь на достигнутом прогрессе, пациентке назначили 7 блокад.
На контрольном осмотре через 10 дней от начала первой блокады женщина отметила улучшение общего самочувствия. Утомляемость и общая слабость прошли.
После проведения всего курса блокад болевой и мышечно-тонический синдромы уменьшались на 80 %.
Заключение
Этот клинический случай показывает эффективность и простоту применения лечебных паравертебральных блокад у пациентов с грыжей, стойким болевым и мышечно-тоническим синдромами. При этом минимальная медикаментозная терапия привела к быстрому и полному эффекту.