В ростовскую клинику «Плюс» в октябре 2022 года обратилась мама с 8-летним ребёнком.
Жалобы
Пациента беспокоила высокая температура (до 39 °C), боль в горле, рвота, слабость и сыпь.
Ребёнок болел вторые сутки. Мама давала ему Нурофен, но препарат облегчал состояние только на 4–5 часов.
Анамнез
Всё началось с повышения температуры до 39 °C, недомогания и боли в горле. На фоне лихорадки ребёнка один раз стошнило.
На следующий день появилась сыпь: сначала на шее, груди и в подмышечных впадинах, затем распространилась на туловище, руки и ноги. Больше всего сыпь была выражена в подмышечных впадинах, паху и на локтевых сгибах.
Температура поднималась до 39 °C каждые 5–6 часов.
В целом ребёнок рос и развивался соответственно возрасту. Родился от нормально протекавшей беременности. Привит по национальному календарю. Посещает школу. В классе карантина по инфекционным заболеваниям нет.
Обследование
На приёме ребёнок был вялым, температура — 38,2 °C. Горло и задняя стенка глотки красные, на миндалинах есть налёт, на мягком нёбе — маленькие красные точки из-за разрыва капилляров (петехии). Язык тоже покрыт белым налётом, сосочки ярко выражены. Шейные лимфоузлы увеличены и болезненны. Кожа лица красная, с бледностью вокруг рта.
Сыпь представляла собой множество папул, напоминающих гусиную кожу на фоне покраснения. На ощупь кожа была похожа на наждачную бумагу. При надавливании сыпь бледнела.
Учитывая клиническую картину (боль в горле, высокую температуру и сыпь), заподозрили скарлатину. Чтобы подтвердить диагноз, сделали экспресс-тест мазка из зева на стрептококк. Результат получили меньше чем через 15 минут: он оказался положительным.
Диагноз
Скарлатина.
Лечение
Ребёнку назначили антибиотик пенициллиновой группы, который нужно было принимать в течение 10 дней, и жаропонижающие средства (Ибупрофен или Парацетамол), если температура не снизится.
Также рекомендовали:
- пить больше жидкости (можно прохладные напитки, чтобы облегчить боль в горле);
- поддерживать в комнате нужный уровень влажности — 45–60 %, чтобы избежать сухости в глотке.
Через день на фоне приёма антибиотика температура нормализовалась, появился аппетит. На 4-е сутки сыпь стала бледнеть и постепенно прошла.
Ребёнок выздоровел без каких-либо последствий, только на 12-й день после болезни стала шелушиться кожа, на кончиках пальцев появились крупнопластинчатые чешуйки.
Из-за перенесённой скарлатины ребёнка поставили на диспансерный учёт и наблюдали за его состоянием в течение месяца.
Через 10 дней, а потом через 3 недели ребёнок сдал контрольные анализы мочи и крови. Всё было в норме, поэтому его сняли с учёта.
Заключение
Несмотря на то что в типичных случаях диагноз «скарлатина» считается простым и его могут выставить на основании симптомов, подтвердить наличие болезни можно только с помощью анализа на БГСА (бета-гемолитический стрептококк группы А), который обнаруживают в мазке из ротоглотки.
Так как в этом случае мама с ребёнком обратилась сразу после появления симптомов, удалось быстро сделать тест на БГСА, вовремя поставить диагноз и назначить подходящий антибиотик. Это позволило быстрее справиться с болезнью, снизить риск осложнений и передачи инфекции другим людям.
Как правило, дети перестают быть заразными через 1–2 дня от начала приёма антибиотика, им почти сразу может стать легче. Но курс лечения ни в коем случае прерывать нельзя: лекарство необходимо принимать в течение 10 дней, даже если ребёнок выглядит здоровым. Это нужно в первую очередь для профилактики возможных осложнений: ревматической лихорадки, отита, гнойного лимфаденита, абсцессов и пневмонии.