Летом 2022 года в Городскую больницу скорой медицинской помощи № 25 обратилась 32-летняя женщина с постоянной ноющей тупой болью в нижней части живота и промежности.
Жалобы
Пациентку также беспокоили варикозные вены левой ноги, которые переходили на левую половую губу и лобок.
Боль усиливалась во второй фазе менструального цикла, после физических нагрузок и к концу дня.
Анамнез
В 2002 году, когда женщине было 12 лет, ей имплантировали кава-фильтр (сетчатую конструкцию, вылавливающую тромбы) в связи с илеофеморальным флеботромбозом — закупоркой глубоких вен левой ноги.
В семье ни у кого не было заболеваний вен.
Обследование
На приёме пациентка находилась в нормальном состоянии. Она была в ясном сознании, активна. У женщины пропорциональное тело. Она весила 61 кг при росте 166 см. Кожа чистая, влажная и упругая, тёплая на ощупь. Слизистые оболочки розовые, чистые и влажные. Лимфатические узлы не прощупывались.
Скелетная мускулатура развита соответственно возрасту, кости и суставы не деформированы. Пациентка свободно двигала всеми частями тела. Подкожно-жировая клетчатка развита умеренно. Пульсация артерий на всех контрольных точках отчётливая.
На левой ноге отмечались варикозно расширенные мягко-эластичные вены, которые переходили на лобок. Признаков тромбоза не было. Левая нога толще правой на 6 см.
УЗИ малого таза показало расширение вен параметрия до 10 мм с обоих сторон, обратный ток крови и расширение правой гонадной (яичниковой) вены до 6 мм.
Бесконтрастная МР-венография нижней полой вены и вен малого таза обнаружила:
- сужение левой общей подвздошной вены до 3 мм, на уровне дальних дистальных отделов её диаметр равен 13 мм;
- расширение левой яичниковой вены до 14,5 мм;
- расширение правой яичниковой вены до 10 мм;
- выраженное расширение вен параметрального венозного сплетения до 7–15 мм, больше слева;
- кава-фильтр в нижней полой вене.
Диагноз
Посттромботическая болезнь левой ноги. Синдром Мея — Тёрнера (передавливание левой подвздошной вены малого таза подвздошной артерией). Антифосфолипидный синдром.
Лечение
Чтобы восстановить проходимость вен, женщине провели эндоваскулярную баллонную ангиопластику со стентированием:
- к сужению левой подвздошной вены подвели катетер с баллоном и саморасширяющимся стентом;
- раздули баллон, чтобы раскрыть просвет сосуда и зафиксировать стент;
- сдули баллон и извлекли катетер.
После операции пациентка принимала антикоагулянты, дезагрегантные и флеботропные препараты, которые предупреждают образование тромба в области имплантированного стента.
Через полтора месяца после операции женщине сделали эндовазальную лазерную коагуляцию вен на левом бедре и удалили патологические сосуды на левой половой губе, чтобы устранить варикозную болезнь вен. Послеоперационный период прошёл без осложнений.
На контрольном осмотре через полгода тазовых болей и варикозных расширений на промежности и ногах не было.
По результатам КТ тазовых вен с контрастным усилением, стент и кава-фильтр проходимы, признаков тазового венозного полнокровия нет.
На последующих контрольных осмотрах женщина рассказала, что ей стало значительно лучше. Боль не возвращалась.
Заключение
Этот клинический случай показывает, что пациенты с тазовым венозным полнокровием должный пройти тщательную и своевременную диагностику на предмет наличия синдрома Мея — Тёрнера. Женщинам необходимо ежегодно делать УЗИ органов малого таза, чтобы своевременно обнаружить патологию и провести лечение.
Современные эндоваскулярные технологии показывают высокую эффективность при проведении различных вмешательств как на гонадных, так и на подвздошных венах.