Синдром Аспергера: случай успешной диагностики болезни у школьницы

Главная » Случаи лечения » Синдром Аспергера: случай успешной диагностики болезни у школьницы

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 3 мин.

Поделиться:

Содержание:

В районный психоневрологический диспансер обратилась мама с 11-летней дочерью. Туда их направил невролог по месту жительства.

Жалобы

Женщина рассказала, что девочка отказывается посещать школу, так как она не может находиться в коллективе и пользоваться туалетом в общественных местах. В классе требовали, чтобы мама ожидала её за дверью кабинета. Уроки выполняла только под материнским контролем.
Друзей у ребёнка не было, хотя она общительная, иногда бегает на площадке вместе с другими детьми.

Часто болеет ОРВИ и жалуется на боль в животе, которая появляется только накануне школьных занятий и контрольных. У девочки не было интереса к учёбе.

Анамнез

Пациентка родилась в полной семье, однако спустя год после рождения дочери отец ушёл. Своё поведение никак не объяснил, коллеги на работе считали его «странным».
С первого года жизни девочка была нервной и крикливой, постоянно требовала внимания матери. До 5 лет отказывалась сидеть на горшке, настаивала, чтобы мама держала её на весу над унитазом. Боялась детей, лифтов, ветра, дождя, заката, новых игрушек и воздушных шаров. К 6 годам сама научилась читать. Читала литературу не по возрасту: увлекалась энциклопедиями про динозавров и астрономию. Навязчиво просила маму выучить с ней наизусть вес и длину динозавров, различные галактики. Требовала повторять вслух «крабовидная туманность» определённое количество раз.
В школе не могла адаптироваться: визжала, закрывала уши руками, если дети бегали и кричали. На уроках могла встать и выйти без разрешения.

Девочка росла и развивалась неравномерно, поведение было странным и причудливым. Не терпит новой одежды.
У её мамы есть высшее образование, сейчас она работает из дома IT-специалистом. Отец по образованию инженер, вне семьи замкнутый и нелюдимый.

Обследование

У девочки изящное телосложение, выглядит младше своих лет. В общение с врачом вступает не сразу, отвечает выборочно. В речи взрослая лексика. Эмоционально однообразна. Говорит только о том, что ей интересно, при этом её сложно остановить.
К маме любви не испытывает, но тревожится, если её нет в поле зрения. Называет по имени.

По результатам теста Векслера, интеллект соответствует возрасту. Патодиагностика выявила множественные страхи, высокий уровень тревоги и нарушение мышления с искажением уровня обобщений.
Показатели ЭЭГ и УЗИ брюшной полости в пределах нормы.

Диагноз

Лечение

Девочке прописали ноотропы, нейролептики и антидепрессанты в минимальной эффективной дозе. Она также посещала индивидуальные занятия с психологом.

Благодаря проводимой терапии пациентка стала мягче и спокойнее. Её перевели на индивидуальное обучение. С программой справляется.
Она осталась такой же чудаковатой и замкнутой, но стала ходить в гости к девочке, которая живёт по соседству.
Для дифференциальной диагностики ребёнка направили к генетику, однако наследственные болезни накопления были исключены. Рутинная ЭЭГ и эпидемиологический анамнез не подтвердили подозрение на энцефалит.

Спустя год после непрерывной терапии состояние пациентки остаётся стабильным. Она учится, остаётся на уроках без матери. Дома стала менее напряжённой, слушает чтение вслух.
Сохранилась зацикленность на динозаврах (сверхценные интересы).

Заключение

Этот клинический случай показывает, с какими трудностями может столкнуться врач при дифференциальной диагностике между неврозоподобной шизофренией, оппозиционным расстройством поведения и расстройствами аутистического спектра. Однако эффект нейролептиков подтвердил правильность диагностической теории.

Оставить комментарий