В больницу обратился пациент, которого в течение 3 недель беспокоила дрожь в теле.
Жалобы
У него также поднималась температура до 37,8–39,6 °С, учащалось сердцебиение, появился сухой кашель и боли в горле, которые «стреляли» в область челюсти и уха. Пациент стал плохо спать, был эмоционально нестабилен.
Противовоспалительные препараты (НПВС) лишь снижали интенсивность симптомов.
Анамнез
За месяц до появления вышеперечисленных жалоб пациент перенёс ОРВИ (температура, насморк, головная боль). Лечился самостоятельно с помощью НПВС и сосудосуживающих капель в нос.
Когда появились новые симптомы, обратился к участковому терапевту, который диагностировал острый бронхит и назначил антибактериальную терапию. Лечение было безрезультатным.
Ранее болел ОРВИ и детскими инфекциями. Сахарного диабета, туберкулёза, вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции и венерологических заболеваний не было. Операции и переливание крови не проводились, травм не получал.
Наследственность не отягощена. Вредных привычек нет. Работает на телевидении.
Обследование
Пациент находился в удовлетворительном состоянии и ясном сознании. Телосложение пропорциональное, подкожно-жировая клетчатка выражена умеренно, распределена правильно, индекс массы тела (ИМТ) — 24,2 (нормальный вес).
Визуально определялся небольшой отёк в области шеи. Прощупывание щитовидной железы болезненное, из-за боли определить размер не удалось. Прослушивание без особенностей. Также прощупывались подчелюстные, передние и задние шейные лимфоузлы: 1 см в диаметре, плотные, болезненные, подвижные. Отмечалась дрожь в теле и вытянутых пальцах рук (положительные симптомы Мари и «телеграфного столба»).
Частота дыхательных движений — 16 вдохов и выдохов в минуту. Дыхание ясное, хрипов нет. При максимально быстром и полном выдохе хрипов также не было.
Границы сердца в пределах нормы, тоны ясные, частота сердечных сокращений (ЧСС) — 103 удара в минуту, экстрасистолия (внеочередное сокращение сердца) — единичная, до 1–2 в минуту.
Живот при прощупывании мягкий и безболезненный, печень не увеличена, поколачивание по пояснице безболезненное. Стул и моча в норме. Периферических отёков не было, определялась пульсация на периферических артериях ног и рук.
По результатам клинического анализа крови:
- эритроциты — 4,5 × 10/л;
- гемоглобин — 125 г/л;
- лейкоциты — 9 × 10/л (в верхней границе нормы);
- сегментоядерные нейтрофилы — 40 %;
- палочкоядерные нейтрофилы — 18 % (выше нормы);
- эозинофилы — 4 %;
- базофилы — 0 %;
- лимфоциты — 30 %;
- моноциты — 8 %;
- скорость оседания эритроцитов (СОЭ) — 62 мм/ч (выше нормы);
- тиреотропный гормон (ТТГ) — 0,01 ммЕД/л (ниже нормы);
- свободный тироксин (сТ4) — 30 пмоль/л (выше нормы).
УЗИ щитовидной железы показало:
- суммарный объём — 15 мм;
- множественные очаги гипоэхогенности (тёмные участки);
- кровоток не усилен;
- узловых образований не было.
Диагноз
Подострый тиреоидит. Тиреотоксическая фаза.
Лечение
Пациенту назначили Преднизолон. Начальная доза составила 40 мг в сутки, далее принимал по убывающей схеме.
Через неделю глюкокортикоидной терапии нормализовалась температура, прошёл отёк, боль в области шеи, челюсти и уха, ЧСС снизилась до 72 ударов в минуту.
Спустя две недели СОЭ опустилась до 15 мм/ч, лейкоцитарная формула также нормализовалась. Через 30 дней уровень ТТГ повысился до 1,2 мМЕД/л (в норме).
После окончания лечения глюкокортикостероидами по убывающей схеме все симптомы прошли, пациент чувствовал себя хорошо.
Заключение
Подострый тиреоидит — это проблема не только эндокринологическая, но и терапевтическая. Так как ключевыми признаками подострого тиреоидита являются связь с предшествующей вирусной инфекцией, фебрильная температура, значительное повышение СОЭ и признаки нарушения работы щитовидной железы (тиреотоксикоз или гипотиреоз), важно проводить дифференциальную диагностику с неэндокринными заболеваниями.
Как показывает этот клинический случай, при лечении подострого тиреоидита хорошо помогают глюкокортикостероиды. Также эффективны НПВС, но их назначают для того, чтобы справиться с болью и снять воспаление