Пограничное расстройство личности: случай успешного лечения с помощью психодинамической психотерапии и фармакотерапии

Главная » Случаи лечения » Пограничное расстройство личности: случай успешного лечения с помощью психодинамической психотерапии и фармакотерапии

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 4 мин.

Поделиться:

Содержание:

На приём пришла женщина 26 лет с жалобами на головные боли, проблемы со здоровьем, сниженное настроение, плаксивость, хроническую утомляемость и отсутствие новых знакомств.

Жалобы

В ходе беседы удалось выяснить, что головные боли мучили женщину ежедневно. Купировать их удавалось только в утреннее время, вечером начинались приступы мигрени без ауры (зрительных, чувствительных и речевых нарушений перед приступом). Боль описывала как давящую или распирающую, а в одном виске и в районе лба — как острую, точнее описать характер боли затруднялась.

Эмоциональное состояние беспокоило пациентку больше всего. Она рассказала, что настроение неоднократно менялось в течение дня. Эмоции в основном негативные: раздражительность, грусть, растерянность, обида.
В последние полгода выходила из дома только для похода в поликлинику. Когда приходилось общаться с людьми, испытывала сильную тревогу. Были сложности в отношениях с родителями.
На протяжении 5 лет пациентка страдала бессонницей, засыпала под утро или к обеду. Сон был беспокойным, часто снились катастрофы, война и погоня.

Анамнез

Головные боли проявились в 13 лет. Ранее пациентка проходила МРТ головного мозга, по результатам которой была выявлена микроаденома гипофиза (менее 0,5 см). Также в ходе многочисленных обследований у разных врачей были обнаружены кисты в яичниках, проблемы с ЖКТ, нарушение ритма сердца, прогрессирующая близорукость.
Из-за проблем с щитовидной железой пациентка на постоянной основе принимала гормонозаместительные препараты.

Проживание у родителей женщина описывает как «ужасное»: давление, критика, обесценивание достижений со стороны отца, ругань, переходящая в крик, со стороны матери. За проступки били, запрещали выходить гулять.
Отец нарциссичный, страдает запойным алкоголизмом, когда пациентка была маленькой, поднимал руку на мать. Будучи подростком, пациентке приходилось возить его на реабилитацию в психоневрологический диспансер. Хорошие отношения сложились только с тётей и бабушкой. В подростковом возрасте были эпизоды сексуального насилия.
В школе, начиная с 6-го класса, подвергалась буллингу. Во взрослом возрасте были попытки снизить тревогу при помощи самоповреждений: наносила порезы на пальцы и ступни, била по ногам, расчёсывала руки. Чтобы поднять настроение, часто употребляла алкоголь. В последние годы месяцами не выходила из дома, лежала, смотрела сериалы.
За год до обращения пациентка переехала в большой город. В то же время разорвала отношения с сожителем, что было негативно воспринято родственниками с обеих сторон. В новом городе дважды пыталась устроиться на работу, но после неудачных собеседований прекратила поиски.

Обследование

На сессиях пациентка вела себя зажато, сидела сложив руки на коленях, сутулилась. Смотрела всегда в пол. Голос тихий, когда описывала болезненные эпизоды из жизни, растерянно улыбалась. В первый год терапии часто опаздывала на встречи, извинялась и всегда объясняла опоздания непредвиденными обстоятельствами.
Агрессию не проявляла. Внешне выглядела гораздо моложе своих лет. Речь спутанная, постоянно перескакивала с темы на тему. Часто винила себя в сложностях своей жизни и жизни других. Отношения описывала в чёрно-белых тонах: либо идеализировала, либо обесценивала, такое поведение относится к психической защите низшего уровня.
Отмечались признаки дереализации и деперсонализации, когда человек чувствует отрешённость от самого себя и оторванность от окружения.

Состояние пациентки оценили по шкале депрессии Бека. Результаты показали очень высокую степень. Дополнительно пациентку обследовал врач-психиатр.

Диагноз

Лечение

Психиатр назначил Рексетин (антидепрессант) и Фенибут (ноотропное средство для улучшения мозгового кровообращения) на 2 месяца. Но такая схема лечения не дала результата, как и приём антипсихотических препаратов Тералиджен и Эглонил.
После этого были подобраны препараты: транквилизатор Атаракс (от тревоги) по половине таблетки и антидепрессант Триттико с постепенным увеличением дозировки с 1/3 до 2 таблеток на ночь.
В качестве немедикаментозного лечения применялся метод психодинамической психотерапии с включением техник современного американского психоанализа.

На начальных этапах удалось восстановить сон пациентки и снизить уровень тревоги. В первый год встречи проходили редко, но во второй год частоту сессий увеличили до одной в неделю.
Постепенно пациентка стала пытаться устроиться на работу. Ко второму году вернулась к обучению по основной специальности. К третьему году терапии устроилась на первую работу и смогла самостоятельно платить за терапию.
Улучшилось настроение. По шкале депрессии показатели нормализовались. Женщина смогла установить границы в общении с родственниками. Решила расстаться с парнем и пожить одной (до 28 лет не жила одна).
Ипохондрические явления практически ушли. Головные боли стали возникать реже, перестали беспокоить запоры. Пациентка начала проявлять себя при общении с людьми, интересоваться вопросами собственной сексуальности и идентичности.

Спустя 4 года пациентка закончила обучение по специальности, работает, вступила в новые отношения, наладила общение с матерью, стала реже жаловаться на проблемы со здоровьем.

Заключение

Этот случай показывает эффективность психодинамической психотерапии в совокупности с фармакотерапией при лечении пограничного личностного расстройства. При этом, несмотря на положительную динамику и достигнутый результат, работа с пациенткой продолжается.

Оставить комментарий