На консультацию к психотерапевту пришла 30-летняя женщина по направлению от эндокринолога.
Жалобы
Пациентка рассказала, что периодически на неё находят приступы нехватки воздуха, будто «горло сжимает» и она не может вдохнуть. Они сопровождались страхом смерти.
Симптомы усиливались в закрытых пространствах (чаще всего в транспорте или лифте) и ослабевали, когда она «дышала свежим воздухом» (выходила на улицу или открывала окно).
Анамнез
Впервые такой приступ внезапно случился 3 месяца назад, когда женщина ехала в автобусе. Она описала его так: «На фоне полного спокойствия возникло головокружение, стало трудно дышать, как будто горло сжимают, появилось чувство страха, что потеряю сознание и никто не поможет». Пациентка вышла из автобуса на ближайшей остановке, «сердце как будто выпрыгивало из груди». Она пыталась глубоко дышать, и через 10 минут состояние нормализовалось, но в течение часа сохранялась слабость и лёгкая тошнота.
На следующий день женщина обратилась к терапевту по месту жительства, который направил её к эндокринологу.
В последующие дни подобные состояния возникали раз в 2–3 дня и длились по 10–20 минут. В перерыве между паническими состояниями сохранялась тревожность, страх возникновения очередного приступа. Она плохо спала, избегала поездок в транспорте, боялась оставаться одна: пациентка хотела, чтобы рядом всегда был кто-то, кто в случае чего сможет ей помочь.
Такое состояние влияло на работоспособность и мешало жить обычной жизнью.
Женщина замужем, работает в сфере услуг. Психических заболеваний у родственников нет.
Обследование
На приёме пациентка выглядела опрятно. Общее состояние нормальное.
ЭКГ показала синусовый (нормальный) ритм, частота сердечных сокращений — 72 удара в минуту.
Уровень сахара и гормонов щитовидной железы в норме. Показатели биохимического анализа крови также без особенностей.
Диагноз
Лечение
Пациентке назначили Атаракс по 25 мг 2 раза в день. Она также ходила на сеансы когнитивно-поведенческой психотерапии, в ходе которых женщине рассказали, почему возникают панические атаки и как с ними справиться. Её обучили методикам саморегуляции во время панического состояния.
Через неделю после начала терапии пациентка чувствовала себя немного лучше, тревожность снизилась, но не исчезла полностью. Она лучше засыпала, но в течение ночи просыпалась несколько раз. Женщина отметила, что она начала понимать, что с ней происходит, страх смерти пропал.
Спустя месяц слабые панические атаки возникали раз в неделю и длились до 10 минут. Пациентка больше не жила в ожидании нового эпизода.
Через 2 месяца общая тревожность практически прошла, сон полностью нормализовался. Панических атак не было в течение 2 недель.
Заключение
Этот клинический случай показывает возможность лечения панического состояния без применения антидепрессантов, если пациент обратился практически сразу после первого эпизода. В таком случае достаточно когнитивно-поведенческой терапии. Транквилизатор использовали, чтобы снизить уровень тревоги и позволить женщине в полной мере ощутить эффект от психотерапии.
Часто пациенты связывают свою первую паническую атаку с физическим состоянием. Думают, что это проблемы сердечно-сосудистой системы, нарушение лёгких или работы щитовидной железы. Они обращаются к кардиологам, неврологам и порой тратят слишком много времени, прежде чем попадают к психиатрам или психотерапевтам. О таких случаях важно рассказывать не только пациентам, но и врачам. К сожалению, до сих про встречаются примеры стигматизации психиатрии, что мешает оказанию качественной медицинской помощи.