Задержка речи у ребёнка: случай долгого безрезультатного лечения из-за нежелания родителей пройти дообследование

Главная » Случаи лечения » Задержка речи у ребёнка: случай долгого безрезультатного лечения из-за нежелания родителей пройти дообследование

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 3 мин.

Поделиться:

Содержание:

В 2021 году на приём в медицинский центр пришли родители девочки, у которой отмечалась задержка речи.

Жалобы

Ребёнку было уже 3,5 лет, но она выговаривала лишь 3–4 не очень понятных слова и однообразные слоги. Любила кружиться вокруг себя, иногда закрывала уши руками. Не всегда откликалась на своё имя, не реагировала на родителей, близких и других детей и выполняла не все просьбы, но если слышала стук или звук падающего предмета в соседней комнате, прибегала к источнику шума.
Девочка была эмоциональной, быстро расстраивалась и громко кричала, если ей что-то не нравилось. Иногда, если что-то не получалось, била себя по голове.

Пациентка не любила, когда вокруг собиралось много людей. Предпочитала играть одна, хотя внимательно следила за другими играющими детьми.

Анамнез

Начала гулить соответственно возрасту (в 2,5–3 месяца), но слоги появились позже. Первые слова произнесла ближе к трём годам. Затем речь затормозилась и новые слова не появлялись.

Девочка родилась естественным путём на 37-й неделе. Моторное развитие соответствовало возрасту: голову держала с 3 месяцев, села в 7,5 месяцев, начала ходить в год и один месяц.
Привита по национальному календарю. Травм не было. Наследственных заболеваний нет. Старший ребёнок разговаривал нормально.

Обследование

На приёме установить контакт с девочкой не удавалось: она смотрела в глаза, но недолго, часто отводила взгляд, на имя не откликалась.
Черепно-мозговые нервы в норме: связь органов чувств с головным мозгом не нарушена. Мышечный тонус снижен. Сухожильные рефлексы живые, равные. Походка обычная, с вальгусной установкой стоп. Координационных нарушений нет.

ЭЭГ не выявила активности по типу эпилепсии.
УЗДГ показала выраженную венозную дистонию и асимметрию кровотока по позвоночной артерии:
  • в экстракраниальном отделе (в основании головного мозга) на 25 %;
  • интракраниальном (внутричерепном) отделе на 27 %.
Показатели ЭхоЭГ в пределах нормы.
Ребёнку рекомендовали показать сурдолога и психиатру.

Диагноз

Предположительный диагноз — задержка речевого развития, расстройство аутистического спектра (РАС).

Лечение

Пациентке назначили:
  • Пантогам — по трети таблетки 2 раза в сутки утром и днём в течение месяца;
  • Циннаризин — по трети таблетки 2 раза в день на протяжении месяца;
  • массаж шейно-воротниковой зоны — 10 сеансов;
  • микрополяризацию — 10 сеансов;
  • сенсорную интеграцию — занятия с детским психологом, в ходе которых ребёнка учат правильно воспринимать окружающий мир.

Родители приводили девочку на повторные приёмы в 3 года и 9 месяцев, в 4 года и в 4,5 лет. На фоне лечения пациентка стала немного спокойнее, улучшился сон, но добавилось лишь одно слово. За всё это время родители так и не показали ребёнка сурдологу. Психиатр оставил диагноз «Аутизм» под вопросом.
В 4,5 лет родители всё же обратились к сурдологу. Врач осмотрел девочку и диагностировал у неё тугоухость III (среднетяжёлой) степени. Ребёнку установили слуховой аппарат.

Лишь после точно установленного диагноза удалось добиться результата: у девочки появилась речь, она стала откликаться на имя, реагировать на окружающих и играть с другими детьми.

Заключение

Этот клинический случай показывает, как важно установить точный диагноз. Задержку речевого развития может вызвать много причин: перинатальная патология, тугоухость или глухота, аутизм и другие психические расстройства. Невыполнение рекомендаций по дообследованию ребёнка привело к отсутствию положительной динамики.
Чтобы найти точную причину, необходимо использовать мультидисциплинарный подход в диагностике, т. е. обращаться к разным специалистам. Это позволит выбрать правильную тактику в лечении каждого конкретного случая задержки речевого развития.

Оставить комментарий