Весной 2022 года в «Центр доктора Запольского» обратились родители ребёнка, у которого наблюдалась задержка речевого развития.
Жалобы
На момент обращения малышу было 2 года 5 месяцев. Он говорил на своём языке (экспрессивная речь) и ничего не понимал, когда к нему обращались. Ребёнок был активным и часто устраивал истерику.
Занятия с нейропсихологами и логопедами не улучшали речь малыша.
Анамнез
До 1,5 лет родители не замечали никаких отклонений от нормы. Ребёнок гулил и лепетал соответственно возрасту. Проблемы начались после перенесённой пневмонии, которая повлияла на развитие умственных нарушений.
Весь период до обращения малыша наблюдал невролог. Специфического лечения, помимо занятий с логопедом и нейропсихологом, ребёнок не получал.
Родители пациента полностью здоровы. Сам малыш родился в срок и сразу после родов чувствовал себя хорошо, несмотря на нетугое двойное обвитие пуповины вокруг шеи.
Обследование
При осмотре никаких отклонений в физическом развитии не выявлено. У ребёнка правильное телосложение, чистая кожа нормального цвета. Видимые слизистые розовые и влажные. Живот правильной формы, мягкий и безболезненный. Печень не увеличена, селезёнка не прощупывалась (норма). Мочеиспускание и стул в норме.
Находился в ясном сознании, на осмотр реагировал адекватно. Признаков общемозговых нарушений и менингита не было.
Мышечная сила и тонус в порядке. Сухожильные рефлексы живые и симметричные. Координация и связь органов чувств с головным мозгом не нарушены. Движение глазных яблок в полном объёме, нистагма не было. Язык по средней линии.
В проведении инструментальной и лабораторной диагностики не было необходимости.
Диагноз
Задержка психоречевого развития.
Лечение
Ребёнку назначили курс остеопатии, в ходе которой в основном использовали краниосакральные техники, направленные на работу с костями спины и черепа. В течение полугода он посетил 4 сеанса. Уже после первого визита малыш начал лучше понимать окружающих, а в ходе последующих процедур у него появлялись новые слова, в том числе сложные.
Ребёнок научился объяснять свои требования и запросы, поэтому стал намного спокойнее. Это позволило понять, что малыш нервничал и истерил не просто так, а потому что не мог разъяснить свои мысли и просьбы.
В октябре ему назначили курс рефлексотерапии с элементами гимнастики Кастильо Моралес, которая нацелена на проработку лицевых и оральных мышц для развития артикуляции. В середине курса рефлексотерапии родители также начали водить его к новому логопеду, который отмечал быстрый прогресс. По рассказу мамы, недавно логопед услышала, как кто-то в коридоре говорит: «Папа, сядь сюда, на диван». Оказалось, это говорил наш пациент.
В течение первого месяца после окончания лечения у ребёнка накопился большой словарный запас и улучшилось понимание речи. По словам мамы, в его арсенале уже столько слов, что их невозможно сосчитать.
Родителям рекомендовали привести малыша на повторный курс рефлексотерапии через 3 месяца и продолжать занятия с логопедом.
Заключение
Этот клинический случай показывает, что остеопатия и рефлексотерапия хорошо влияют на психоречевое развитие детей и позволяют в некоторых случаях избежать приёма медикаментов. Однако, чтобы добиться такого результата, необходим комплексный подход с привлечением других специалистов, например логопеда.