В январе 2020 года в медицинский центр обратился 25-летний парень с болезненными высыпаниями.
Жалобы
Пациент рассказал, что прыщи распространились по всему лицу, груди и спине. В некоторых местах начали появляться рубцы. Помимо физического дискомфорта парню также не нравился его внешний вид.
Высыпания усиливались после интенсивных физических нагрузок и погрешностей в питании в частности, когда он ел фастфуд и мучное.
Короткие курсы антибиотиков или нанесение раствора Клиндамицина улучшали состояние кожи, но через пару недель после отмены препарата проблема возвращалась.
Анамнез
Периодические высыпания в области лба, носа и щёк начались ещё в 14–15 лет. В больницу тогда не обращался, использовал косметические средства, обрабатывал лицо Мирамистином и прочими антисептиками, периодически посещал косметолога, который чистил ему лицо с незначительным результатом.
Резкое ухудшение произошло примерно 5 лет назад после переезда в другой город и началом интенсивной физической нагрузки. Пациент обращался к дерматологу по месту жительства. Ему рекомендовали терапию местными антибиотиками, а ещё спустя пару месяцев он прошёл системный курс терапии. Так как лечение дало положительный результат, парень решил периодически самостоятельно использовать эти препараты по мере потребности. Однако последний такой курс оказался неэффективным, появились высыпания на груди.
Родился и вырос в Рязани. Хронических болезней, аллергии, туберкулёза, сифилиса, гепатитов и ВИЧ-инфекции нет. Не курит, алкоголь не употребляет.
У папы пациента было акне в юном возрасте, у дедушки замечал маленькие рубцы на щеках.
Обследование
При осмотре был выявлен дерматоз на лице, спине и верхней трети груди:
- множественные эритемы (пятна) синюшно-розового цвета размером с ладонь взрослого человека неправильных очертаний, без чётких границ;
- полушаровидные синюшно-красные папулы размером с просяное зерно вокруг устьев сально-волосяных фолликулов;
- несколько плотных шаровидных инфильтратов, умеренно возвышающихся над кожей (преимущественно щёк и спины), размером до мелкой горошины; кожа над ними умеренно отёчна;
- единичные пустулы размером с просяное зерно с напряжённой покрышкой и мутным содержимым жёлтого цвета;
- открытые комедоны на лбу и висках;
- множественные округлые рубчики синюшно-розового и белесоватого цвета, точечные до 3 мм, слегка запавшие;
- вторичные синюшные пятна неправильных очертаний с чёткими границами.
Высыпания были относительно симметричные, многие из них сливались друг с другом.
Показатели общего анализа крови и мочи в пределах нормы.
Биохимический анализ крови показал повышенный уровень общего билирубина (28 мкмоль/л). При повторном обследовании через 2 недели с учётом правильной подготовки анализ также выявил повышенный уровень:
- общего билирубина — 27,8 мкмоль/л;
- прямого билирубина — 8 мкмоль/л;
- непрямого билирубина — 19,8 мкмоль/л.
Обследование на антитела к гепатиту В и С, а также УЗИ органов брюшной полости не обнаружили патологий.
Парня направили на консультацию к гастроэнтерологу по поводу показателей билирубина. Последующее лабораторное генетическое исследование обнаружило клинически значимый генотип (ТА)7/(ТА)7, подтверждающий синдром Жильбера — наследственное заболевание печени, при котором сам орган работает нормально, но периодически повышается уровень билирубина в крови.
Диагноз
Среднетяжёлое течение акне в папуло-пустулёзной форме. Синдром Жильбера.
Лечение
Пациенту назначили:
- Роаккутан (Изотретиноин) — по 20 мг в сутки;
- крем Перфэктоин — ежедневно 2 раза в день до исчезновения симптомов.
Ему также рекомендовали придерживаться диеты, исключить интенсивные физические нагрузки и ограничить время нахождения на солнце.
В начале терапии и на пиковой дозе парень проходил регулярный ежемесячный лабораторный контроль показателей крови (билирубина, триглицеридов, аланинаминотрансферазы (АЛТ) и аспартатаминотрансферазы (АСТ)).
Через 3 недели от начала терапии пациент жаловался на сильную сухость губ, поэтому ему выписали бальзам (Цикапласт), а также гель Постакнетин, который уменьшает поствоспалительные пятна.
Через полгода лечения Изотретиноином новые высыпания больше не появлялись, рубцы стали менее выраженными. Кожа приобрела нормальный цвет. Лабораторные показатели варьировали в пределах допустимого (уровень общего билирубина не превышал 32 мкмоль/л, что является нормой при использовании Изотретиноина).
Пациент прошёл полный курс терапии, пока не достиг кумулятивной дозы препарата — не накопил достаточно вещества, предупреждающего рецидив акне. У парня сохранились поствоспалительные гиперпигментированные пятна и атрофические рубцы на щеках, спине и груди, поэтому ему рекомендовали продолжать использовать Постакнетин, а через 3 месяца обратиться к косметологу для эстетической коррекции постакне и рубцов.
Заключение
Этот клинический случай показывает, что у пациентов с синдромом Жильбера можно вылечить акне системными ретиноидами без использования гепатопротекторов.