В октябре 2020 года после настойчивых просьб родственников к психиатру обратился 68-летний мужчина.
Жалобы
Сам пациент не считал, что у него есть какие-либо проблемы. Единственное, что его беспокоило, — стойкое отсутствие аппетита, из-за чего мужчина сильно похудел всего за 2 месяца. Эти жалобы он связывал с резким ухудшением обоняния и вкуса после перенесённой инфекции COVID-19.
Однако в ходе беседы выяснилось, что пациент с трудом засыпал по ночам и просыпался уже в 4:00, при этом он не чувствовал себя отдохнувшим. Его также беспокоили головные боли, потеря интереса к какой-либо деятельности и рассеянность. Ему было тяжело на чём-то сосредоточиться.
Иногда мужчина становился раздражительным, отмечал ухудшение памяти, чувство тревоги и внутреннего напряжения, особенно сильные в первую половину дня. Рассказал о случаях, когда тревога была настолько сильной, что хотелось «бежать куда глаза глядят, лишь бы подальше».
Головная боль усиливалась при перемене погоды, в душных помещениях возникало «предобморочное состояние».
Анамнез
В конце июля-начале августа 2020 года у пациента резко, без видимой причины поднялась температура до 39°С. В течение нескольких дней состояние ухудшалось, присоединилась одышка, появился страх смерти. Мужчина просил родственников привести нотариуса для «изъявления последней воли». Позже он полностью перестал ощущать запахи и вкусы.
Лечился дома с помощью высоких доз антибиотиков, применял препараты для разжижения крови. В течение четырёх недель после выздоровления физическое состояние улучшилось, и на первый план выступили вышеуказанные жалобы.
В прошлые годы пациент принимал участие в общественной деятельности, писал стихи, был активен и подвижен, занимался спортом. К врачам не обращался, какими-либо болезнями не страдал.
Ни у кого из родственников не было психических заболеваний.
Обследование
При осмотре мужчина находился в ясном сознании, понимал, где находится и дал согласие на беседу. На вопросы отвечал тихим голосом, неохотно, предпочитал смотреть в пол. Однако в процессе беседы стал более контактным, периодически смотрел на врача. В кресле сидел сгорбившись, зажав кисти рук между коленями, иногда покачивался из стороны в сторону.
Периодически пациент порывался встать, чтобы пройтись по кабинету. Своё поведение объяснял желанием уменьшить чувство тревоги. Каких-либо бредовых идей, обманов восприятия и суицидальных мыслей не высказывал.
Артериальное давление — 105/75 мм рт. ст., частота сердечных сокращений — 81 удар в минуту, температура — 36,4 °С.
Диагноз
Предположительно депрессивный эпизод средней степени тяжести с соматическими симптомами на органически неполноценной почве.
Лечение
Пациенту назначили:
- Триттико 150 мг — одну треть таблетки на ночь в качестве антидепрессанта;
- Атаракс 25 мг — по таблетке 3 раза в сутки, чтобы снизить уровень тревоги;
- неспецифическую ноотропную, ангиотропную, церебропротективную и витаминную терапию для укрепления сосудов и сердца, а также для улучшения метаболизма и мозгового кровообращения после перенесённой коронавирусной инфекции.
На 5-й день лечения у мужчины значительно снизился уровень тревоги, улучшился аппетит, появилась тенденция к набору веса. К середине 2-й недели терапии восстановился ночной сон, уменьшилась раздражительность, появилось желание писать стихи.
На 18-е сутки жалобы пациента практически утратили свою актуальность. Мужчина захотел продолжить поддерживающее лечение в домашних условиях.
Заключение
Этот клинический случай показывает, что сочетание антидепрессивной и неспецифической ноотропной и церебропротективной терапии даёт стойкий и достаточно быстрый положительный эффект. Комплексный подход позволяет пациенту вернуться к полноценной и продуктивной жизни в кратчайшие сроки.