Пациентка М. 48 лет, находясь на лечении в Дорожной клинической больнице на станции Нижний Новгород ОАО «РЖД», направлена на консультацию к нейрохирургу.
Жалобы
Женщина жаловалась на боли в шейном отделе позвоночника с иррадиацией по тыльной поверхности правой руки в кисть, особенно в три средних пальца, покалывание в дистальных отделах данной зоны и периодические боли в проекции правой лопатки.
Отмечает усиление болей в ночное время. Временное облегчение приносит приём анальгетиков и антидепрессантов, но чувствительные расстройства в правой руке сохраняются, особенно в средних трёх пальцах.
Анамнез
Со слов пациентки, шейные боли периодически возникали в течение пяти лет. Применяла натирание мазями, боли купировались.Вышеуказанные жалобы впервые появились три месяца назад и стали нарастать. Попытка консервативной терапии таблетками, мазями НПВС без положительной динамики. Обратилась в поликлинику, консультирована неврологом, направлена в стационар на курс лечения и уточнения диагноза.Последние две недели находилась на лечении в неврологическом отделении Дорожной клинической больницы на станции Нижний Новгород ОАО «РЖД» — без существенной динамики. На консультацию к нейрохирургу направлена после проведённого дополнительного обследования — МРТ шейного отдела позвоночника от 05.12.2018.
Пациентка является сотрудницей ОАО «РЖД», её работа связана с физическими нагрузками и переохлаждениями. Травмы исключает.
Обследование
На момент обследования: общее состояние удовлетворительное, телосложение нормостеническое, достаточного питания, лимфатические узлы не пальпируются, дыхательная система и сердечная деятельность в норме. Неврологический статус: • сознание ясное, пациентка ориентирована, эмоционально лабильна, речь правильная, черепно-мозговые нервы без патологии, походка не нарушена, объём движений в руке не ограничен; • корешковый болевой синдром по наружной поверхности правого плеча и лучевому краю предплечья до I пальца правой кисти сохраняется, выражен меньше; • сухожильный рефлекс с трёхглавой мышцы справа снижен; • снижение чувствительности (гипестезия) в зоне иннерваций С7 корешков справа, глубокая чувствительность не нарушена, поверхностная чувствительность нарушена по типу гипестезии в средних пальцах правой руки; • координаторные пробы выполняет удовлетворительно, в позе Ромберга устойчива; • менингиальные симптомы отсутствуют, напряжение мышц шейного отдела позвоночника выражено, тазовых нарушений нет.Локальный статус: болевые точки шейного отдела позвоночника и шейно-воротниковой зоны справа.
Результаты обследований: 26.11.2018: рентгенография шейного отдела позвоночника.Заключение: остеохондроз I степени. 29.11.2018: электронейромиография (ЭМНГ).Заключение: срединные нервы (все порции) в норме с обеих сторон, правый локтевой нерв в норме. Признаков заинтересованности корешков С5-Th1 нет. 05.12.2018: МРТ шейного отдела позвоночника.Заключение: МР картина дегенеративно-дистрофических изменений шейного отдела позвоночника, осложнённых грыжей диска С6-С7, с признаками компрессии правого нервного корешка и протрузией дисков С3-С4 и С5-С6. МР картина спондилита смежных отделов С6-С7 позвонков. 06.12.2018: функциональная спондилография шейного отдела.Заключение: остеохондроз I степени, нестабильность C2-C3-C4-C5 позвонков.
Диагноз
Остеохондроз шейного отдела позвоночника. Дискогенная радикулопатия С7 позвонка справа, обусловленная секвестрированной парамедианно-парафораминальной сублигаментарной грыжей диска С6-С7. Умеренно выраженный болевой и миотонический синдром.
Контрольная рентгенография на второй день после операции
Лечение
Рекомендовано оперативное лечение после проведения МСКТ шейного отдела в условиях нейрохирургического отделения этой же клинической больницы.Операция выполнена 11.12.2018. Она длилась 2 часа 15 минут и включала в себя: • микродискэктомию С6-С7 — удаление межпозвонкового диска с грыжей; • декомпрессию спинного мозга и С7 корешка справа; • передний межтеловой спондилодез (соединение позвонков) вентральным межтеловым шейный кейджем и односегментарной шейной пластиной с четырьмя блокирующими винтами.Описание операции:1. В положении больного на спине с валиком под плечевым поясом произведён разрез кожи в поперечном направлении в проекции C6-C7 позвонков, рассечены кожа, платизма и все остальные фасции шеи. Обнажена передняя поверхность шейных позвонков. С помощью ЭОПа уточнены нужные уровни — С6-С7, затем проставлен межтеловой расширитель на этот уровень под микроскопом с увеличением до х 8,5.2. Удалён диск на уровне С6-С7, при этом отчётливо визуализирована правосторонняя грыжа диска на уровне С6-С7 и компрессия корешка и спинного мозга. Все видимые сжимающие субстраты удалены. Проведена ревизия эпидурального пространства.3. Перед установкой трансплантата взят фрагмент кости из крыла левой подвздошной кости с целью заполнения трансплантата аутокостью.4. В межтеловое пространство установлен аутотрансплантат. Произведена фиксация титановой пластиной на четырёх винтах. Выполнен контроль установки трансплантатов и пластинки с помощью ЭОП — положение адекватное. Рана промыта водным раствором хлоргексидина и перекиси водорода. Наложены швы на платизму, подкожную фасцию, косметический шов на кожу и спиртовая повязка. Расходные материалы: • блокирующие винты Double Medical 14 мм для фиксации шейной пластины — 4 шт; • вентральный межтеловой шейный кейдж Double Medical — 6 мм; • вентральная односегментарная шейная пластина Double Medical — 25 мм.В послеоперационном периоде пациентка провела один день в реанимационном отделении, затем её перевели в отделение для продолжения реабилитационно-восстановительного лечения.
В раннем послеоперационном периоде пациентка отмечает положительную динамику — болевой корешковый синдром купирован. Сохраняются чувствительные нарушения по типу гипестезии С7 справа.
Выписана пациентка на 10 день после операции в удовлетворительном состоянии. Операционные раны зажили первичным натяжением. Рекомендована явка на реабилитационное лечение в неврологический центр клинической больницы через месяц.
Заключение
Данный клинический случай является примером необходимости оперативного лечения при отсутствии эффекта от проведённой консервативной терапии дискогенной радикулопатии. Операция позволяет купировать длительный болевой корешковый синдром, а также является профилактикой прогрессирования проявлений компрессионно-ишемической нейропатии корешка спинномозгового нерва, сдавленного выпавшим фрагментом грыжи и остеофитами.