В больницу восстановительного лечения «Большие соли» 23 апреля 2018 года поступила женщина 44 лет с жалобами на ограничение подвижности в шее при поворотах головы в обе стороны и в правом плечевом суставе при подъеме руки вверх на 90° и при заведении её за спину.
Жалобы
Помимо прочего пациентка жаловалась на болезненные ощущения в мышцах шеи и надплечий.
Боли усиливаются в ночное время суток и при длительных статических нагрузках. Препараты НПВС («Кетонал», «Мидокалм», «Нимесил», «Диклофенак») купировали болевые ощущения на 4-8 часов.
Анамнез
Дискомфорт появился три месяца назад и постепенно усиливался.
Наследственных патологий нет.
Обследование
Пациентка нормостенического телосложения, физиологические изгибы тела сглажены, менингеальный синдром (синдром Кернига, синдром Бехтерева, ригидность затылочных мышц) отрицательный. Зрачки одинаковы с обеих сторон, фотореакция живая, движения глазных яблок в полном объёме, нистагма (непроизвольного колебания глаз) не наблюдается. Парезов, параличей нет. Сухожильные рефлексы одинаковы с двух сторон. Перкуссия остистых отростков безболезненна. Симптомов натяжения нет.Местный статус: прямые мышцы спины умеренно напряжены, тонус паравертебральных мышц повышен преимущественно на уровне шейного и грудного отделов позвоночника, тонус лестничных и круглых мышц увеличен с двух сторон, отмечается болезненность паравертебральных точек на уровне С2-С5 и Тн3-Тн5, ограничение ротации шейного отдела позвоночника в обе стороны. Функциональные блоки С2-С5, Тн3-Тн5, крестцово-подвздошное сочленение с двух сторон.
На рентгенограммах шейного и грудного отделов позвоночника определяется С-образный сколиоз, угол искривления на уровне Тн12 равен 6° с дугой отклонения вправо. Высота межпозвоночных дисков неравномерно снижена, тела позвонков незначительно деформированы за счёт дегенеративно-дистрофических изменений. Замыкательные пластинки уплотнены.МРТ шейного одела позвоночника — протрузии сегментов С2, С4.На рентгенограмме правого плечевого сустава — обызвествление сухожилия надостной мышцы.
Диагноз
Цервикалгия, остеохондроз шейного отдела позвоночника, синдром лестничных мышц, плечелопаточный периартрит.
Лечение
Проведено шесть сеансов мануальной терапии. Каждый из них проводился через день и включал в себя: манипуляции шейного, грудного и поясничного отделов, атланто-затылочного и пояснично-крестцового переходов, крестцово-подвздошных суставов, МЭТ круглых мышц лопатки. Во время сеансов использовались флексионные, экстензионные, неспецифические ротационные манипуляции, вентро-дорзальные и латеро-латеральные мобилизации. Параллельно с мануальными техниками применялись процедуры с аппаратом амплипульс в области верхней порции трапециевидных мышц и круглых мышц лопатки. Пациентку обучили технике аутомобилизации круглых мышц лопатки справа (специальным упражнениям для восстановления подвижности).
После первого сеанса амплитуда движения руки вверх через сторону увеличилась на 10°, заведение согнутой в локте руки за спину — настолько же. Снято напряжение в лестничных мышцах. На повторных сеансах амплитуда увеличивалась с каждым разом.
В итоге лечения болевые ощущения в области шеи и надплечий не беспокоят, подвижность в плечевом суставе восстановлена в полном объёме, тонус мышц ротаторов, сгибателей и разгибателей в норме. Болевые ощущения в круглых мышцах лопатки при пальпации отсутствуют.
Заключение
Как показывает данный случай, в лечении функционального ограничения подвижности дугоотросчатых суставов весьма эффективными оказываются манипуляционные техники в сочетании с физиопроцедурами и лечебной физкультурой.