Случай успешного лечения бессонницы, возникшей на фоне стресса

Главная » Случаи лечения » Случай успешного лечения бессонницы, возникшей на фоне стресса

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 3 мин.

Поделиться:

Содержание:

На приём к психотерапевту 20.03.2019 обратилась женщина 35 лет с жалобами на бессонницу, длящуюся более полугода.

Жалобы

Пациентку беспокоили невозможность уснуть вечером, прерывистый неглубокий сон, слабость, эмоциональная лабильность, которая выражалась перепадами настроения от слезливости до раздражительности и приступов агрессивности с желанием бить посуду, рвать бумагу, портить вещи и т. д.

Периодический приём «Феназепама», назначенного ранее другим психотерапевтом, облегчал возможность уснуть и давал 3-4 часа сна, который не приносил чувства отдыха. Бессонница усиливалась после стрессов, конфликтов с родственниками мужа.

Анамнез

Из анамнеза известно, что обследуемая родилась от нормальной беременности и естественных родов. Единственный ребёнок в семье. Раннее психофизическое развитие соответствовало возрасту. В школу пошла с 7 лет, училась на «хорошо» и «отлично».
В 7 классе тяжело переживала развод родителей. С тех пор стала более замкнутой, раздражительной, плаксивой. Замкнутость постепенно прошла, пациентка общалась со сверстниками избирательно, зачастую на незначительные неприятности реагировала очень бурно: со слезами, чувством страха. С отцом продолжала общаться и после развода, жила с матерью.
После школы окончила университет по специальности «педагог-психолог». Когда пациентка закончила университет и начала профессиональную деятельность, её отец заболел онкологическим заболеванием. Известие об онкологии переживала очень эмоционально: с приступами слёз, удушья, истериками. Далее на протяжении нескольких лет активно помогала отцу бороться с заболеванием. В это время вышла замуж и родила ребёнка. С мужем отношения ровные, доверительные, любящие.
Когда ребёнку было 3 года, тяжело переживала смерть отца, после чего начались приступы удушья, сопровождающиеся невозможностью уснуть. Такое состояние длится более полугода. Пациентка обращалась к психотерапевтам, получала симптоматическую терапию в виде бензодиазепинов и антидепрессантов, улучшение носило временный характер, после чего бессонница возобновлялась.

В роду психических заболеваний не отмечалась, среди родственников бессонницей никто не страдал.

Обследование

Сомато-неврологический статус в норме: кожные покровы обычной окраски, пациентка субтильного (хрупкого, слабого) телосложения, умеренного питания. Лимфоузлы не увеличены. Дыхание в лёгких везикулярное, т. е. без хрипов. Частота сердечных сокращений (ЧСС) 80 ударов в минуту. Частота дыхательных движений (ЧДД) 18 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, отправления в норме. Неврологические сухожильные рефлексы слегка повышены. Признаков очаговой симптоматики, менингеальных знаков (симптомов воспаления мозговых оболочек) нет.

Общий анализ крови (ОАК), общий анализ мочи (ОАМ) в норме. МРТ сосудов и вещества головного мозга в норме (от 25.04.2019)

Диагноз

G47.0 Нарушения засыпания и поддержания сна (бессонница)

Лечение

Был назначен комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий:
  • психофармакотерапия (пароксетин по 20 мг в сутки — 3 месяца, «Тералиджен» по 5 мг на ночь — 3 месяца, витаминотерапия, «Цитофлавин» по 2 таблетки 2 раза в день — 25 дней);
  • психотерапия (когнитивно-поведенческая психотерапия, тренинги саморегуляции, групповая психотерапия, личностно-реконструктивная терапия по К. Роджерсу);
  • гимнастика цигун;
  • массаж.
По настоящее время пациентка получает поддерживающую психотерапию и шиацу-терапию с периодичностью 1 раз в месяц. Рекомендована поддерживающая психотерапия и массаж на протяжении 6 месяцев.

В ходе лечения уже в течение первых трёх дней терапии у пациентки наблюдалось улучшение сна — ночной сон длился 8-9 часов. В период наблюдения пациентки с марта по ноябрь 2019 года были единичные периоды возвращения бессонницы, которые купировались немедикаментозными методиками (расслабление по Джекобсону, дыхательная гимнастика, релаксации).

На контрольном осмотре 1.11.2019 пациентка отмечает, что более двух месяцев сон носит регулярный и глубокий характер, настроение ровное, страхов, тревоги, беспокойства не наблюдается.

Заключение

Данный клинический случай подтверждает, что лучший результат при лечении бессонницы достигается при использовании комплексного подхода, включающего медикаментозные и немедикаментозные методы лечения.

Оставить комментарий