Моторная алалия - симптомы и лечение

Главная » Про болезни » Нервные болезни » Моторная алалия: причины, симптомы и лечение

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 17 мин.

Поделиться:

Содержание:

Моторная алалия (Motor alalia; с лат. а — отсутствие, лалия — речь) — это вариант задержки речевого развития, при котором нарушается работа отделов головного мозга, ответственных за набор активного словарного запаса, проговаривание слов, формирование речевых конструкций (построение фраз, предложений, рассказов) и артикуляцию. При этом интеллект сохранён, ребёнок понимает речь и выполняет речевые просьбы .

Распространённость моторной алалии — 2,7 случаев на 1000 детей, причём у мальчиков это нарушение встречается в два раза чаще, чем у девочек .

Причины моторной алалии

Головной мозг ребёнка подвержен негативному воздействию как во время беременности и родов, так и в послеродовом периоде .

К основным повреждающим факторам относятся:

  • хроническая внутриутробная гипоксия плода (нехватка кислорода);
  • внутриутробное инфицирование плода (цитомегаловирусом, герпесом, уреаплазмозом, хламидиозом и др.);
  • обменные нарушения или хронические заболевания у матери (гипотиреоз, гипертоническая болезнь, эпилепсия, сахарный диабет, причём гестационный диабет чаще всего не оказывает такого негативного влияния на плод, так как корректируется диетой или приёмом лекарств, а стаж заболевания небольшой, и в организме матери ещё нет значимых изменений);
  • интоксикация во время беременности (употребление алкоголя, курение, приём токсичных лекарств — антибиотиков, запрещённых к применению у беременных, цитостатиков, препаратов платины, противосудорожных препаратов и пр.);
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксия в родах (острая нехватка кислорода);
  • стремительные роды;
  • родовая травма;
  • гидроцефалия (повышенное внутричерепное давление) — не повреждает непосредственно речевые зоны, но излишнее давление ликвора может сдавливать проводящие пути головного мозга, нарушая связь между речевыми зонами и артикуляционной мускулатурой.

При воздействии этих факторов речь у ребёнка не развивается изначально, до года может отсутствовать даже гуление. Однако бывают ситуации, когда ребёнок родился здоровый, до 1,5–2 лет речь развивалась. Но после перенесённого сильного стресса или инфекционного заболевания (гриппа, ковида, коклюша, энтеровируса и пр.) речь пропала или перестала развиваться .

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы моторной алалии

При моторной алалии ребёнок хорошо слышит, знает названия различных предметов, понимает и выполняет речевые задания, в том числе понимает сложные предложения («иди туда и сделай это»), но у него не развита активная речь:

  • не говорит, активного словарного запаса нет или он минимальный;
  • не поддерживает диалог и не хочет разговаривать даже с членами семьи;
  • часто пользуется жестами, чтобы показать, что именно ему нужно.

Таким образом, наблюдается выраженное несоответствие активного и пассивного словаря: ребёнок знает названия различных предметов и действий, понимает смысл слов, но не может их произнести.

Также у детей с моторной алалией часто встречаются дополнительные симптомы, такие как:

  • Выраженное нарушение дикции — ребёнок не выговаривает многие звуки.
  • Нарушенный тонус речевой мускулатуры — малыш с трудом управляет своим языком и губами. Логопед выявляет это нарушение при осмотре: ребёнок не может по просьбе выполнить простые действия, например высунуть язык и облизать губы, сделать «часики» — двигать языком справа налево; не может улыбнуться или вытянуть губы в трубочку.
  • Проявления псевдобульбарного синдрома — у некоторых малышей приоткрыт рот, из него вытекают слюни, во время еды дети попёрхиваются кусочками пищи и их рвёт, из-за чего родителям приходится перемалывать пищу блендером.
  • Моторная неловкость — возможны затруднения при рисовании, лепке и других занятиях.
  • Нарушение координации движений — ребёнок с трудом осваивает такие навыки, как езда на велосипеде и игра в мяч.
  • Дисграфия и дислексия — в школьном возрасте могут страдать навыки письма и чтения.
  • Нарушение когнитивных функций — ребёнок часто рассеян, не концентрируется на занятиях и постоянно отвлекается, может страдать узнавание, например малыш не узнаёт предметы, схематично нарисованные на бумаге, или не ориентируется в пространстве; нарушена память, например он подолгу учит и снова забывает или путает цвета, буквы и цифры. Может также страдать мышление, а именно анализ, сравнение, обобщение, исключение лишнего предмета и пр.
  • Эмоционально-волевые нарушения — проявляется истериками, так как ребёнок не способен объяснить, что именно он хочет .

Когда в процессе лечения наконец появляется речь, то она, как правило, бедная, в ней много аграмматизмов — ребёнок неправильно употребляет предлоги, путает род, число, падеж, не умеет строить сложные предложения и рассказы. В таком случае логопеды ставят диагноз ОНР (общее недоразвитие речи) 2-го или 3-го уровня.

Патогенез моторной алалии

У ребёнка с моторной алалией страдают зоны мозга, ответственные за развитие речи:

  • зона Брoка — отвечает за желание говорить, навык произнесения слов и набор активного словарного запаса;
  • ассоциативные поля — связаны с умением строить фразы, предложения и рассказы;
  • часть моторной зоны — отвечает за управление артикуляционной мускулатурой (языком, губами, гортанью), именно эта область мозга участвует в непосредственном проговаривании звуков, слогов и слов .
Зона Брoка и моторная зона
Зона Брoка и моторная зона

При этом зона Вернике, отвечающая за понимание обращённой речи и набор пассивного словаря, у таких детей работает правильно.

Зоны речи у правшей, как правило, находятся слева, в доминантном полушарии мозга. Когда оно пострадало, симметричные отделы в противоположном полушарии могут взять на себя их функцию, но для этого приходится дополнительно стимулировать речь на занятиях с логопедом, дефектологом, нейропсихологом и применять ноотропы и микротоковую рефлексотерапию .

Классификация и стадии развития моторной алалии

По мере восстановления речи на фоне лечения и комплексной реабилитации неговорящий ребёнок, как правило, проходит следующий путь:

  • анартрия — не говорит ни звука (это отдельное расстройство, но лёгкая степень анартрии соответствует моторной алалии);
  • моторная алалия — произносит звуки, но не говорит слова;
  • недоразвитие экспрессивной речи — говорит небольшое количество простых бытовых слов (называет некоторые продукты, одежду, игрушки, используют глаголы для обращения — открой, дай, идём, спать), но не умеет строить фразы и предложения, у него бедный словарный запас, в речи большое количество аграмматизмов (ошибок);
  • дизартрия — строит предложения, есть диалоговая речь, описывает и рассказывает, но сильно нарушено звукопроизношение .

При своевременном начале лечения и комплексном подходе к реабилитации речевое развитие и звукопроизношение приходит к возрастной номе в дошкольном или младшем школьном возрасте .

Для того чтобы определить, какую группу детского сада должен посещать ребёнок и какие занятия ему необходимы, применяется логопедическая классификация общего недоразвития речи (ОНР):

  • ОНР 1-го уровня  речь полностью отсутствует или ребёнок говорит отдельные звуки, лепет, слова-обозначения или простые слова (мама, дай, на, упал и пр.). При попытке объяснить, что он хочет, часто использует жесты и мимику. Фразы и предложения не строит, нарушена артикуляция, не может произносить многие звуки.
  • ОНР 2-го уровня  ребёнок строит фразы и простые предложения из двух-трёх слов. Однако его высказывания бедные и простые по смыслу: называет предметы, просит то, что ему нужно, обозначает свои действия, отвечает на простые вопросы. Ребёнок не понимает значения многих слов и заменяет их на более простые, не всегда правильно использует слова по смыслу. Активный словарный запас существенно ниже нормы. Грамматический строй речи нарушен: неправильно употребляют предлоги, падежи, род, число. Нарушено произношение звуков в словах: переставляет местами, заменяет и пропускает.
  • ОНР 3-го уровня — ребёнок разговаривает, участвует в диалоге, говорит фразы, но ему сложно строить сложные предложения и рассказы. С помощью взрослых может рассказать, где он был и что делал. Объём словарного запаса по сравнению с предыдущим уровнем значительно увеличивается: использует практически все части речи (в основном существительные и глаголы, реже — прилагательные и наречия). Характерно неточное называние предметов. Может ошибаться при постановке ударений, неверно использовать предлоги, употреблять неправильные падежные окончания. Звукопроизношение нарушено, но постепенно, по мере занятий с логопедом, дикция улучшается .

Осложнения моторной алалии

В тех случаях, когда родители своевременно не приступили к лечению моторной алалии (в надежде, что ребёнок заговорит сам), к задержке развития речи может присоединиться задержка психического развития. Такой диагноз психиатр может поставить в пять лет.

Ребёнок с моторной алалией не разговаривает, не задаёт вопросы и не общается со сверстниками, поэтому у него, как правило, бедный кругозор и большие проблемы с выстраиванием коммуникации: он стесняется и старается избегать речевого контакта и игр с другими детьми, либо они сами не играют с ним. Часто такой ребёнок патологически привязан к матери. Так как его не понимают, возможны истерические проявления или агрессия.

В дальнейшем часто нарушено усвоение школьного материала, что проявляется в виде дислексии — нарушения чтения и дисграфии — нарушения письма .

Диагностика моторной алалии

При выявлении моторной алалии большая роль отводится родителям: именно они, наблюдая за ребёнком, могут первые заметить задержку развития речи.

При нормальном речевом развитии:

  • В 1 год — ребёнок говорит до 10 простых слов (мама, баба, дай, пить, упала) или обозначений (би-би, ням-ням, бо-бо и пр.), реагирует на речь и откликается на своё имя.
  • В 2 года — ребёнок начинает говорить фразы, комментирует свои действия, может попросить то, что хочет (кушать, гулять, пить). У него пополняется словарный запас (более 50 слов), появляются первые вопросы: «Где мама?», «Что это?» Применяет местоимение «Я». Начинает использовать названия основных цветов.
  • В 3 года — словарный запас активно пополняется за счёт глаголов и прилагательных (запас слов более 300). Ребёнок начинает строить предложения, участвовать в диалоге и отвечать на вопросы. Знает свой пол, имя и возраст, понимает смысл слов обобщений. Речь ребёнка становится понятна посторонним людям.
  • В 4 года — словарный запас 1000 слов и более. Это возраст высокой познавательной активности и ребёнок удовлетворяет свой интерес с помощью речи, любимые вопросы: «Это что? А это зачем?» Может пересказать сказку близко к тексту.
  • В 5 лет — ребёнок описывает, где он был, что видел или делал в виде маленького рассказа, разговаривает практически как взрослый, рассуждает, может вести беседу, выговаривает практически все звуки (словарный запас очень большой, посчитать его сложно, он может достигать 2000 слов) .

Если у ребёнка в 2–3 года отсутствует речь, но в остальном развитие соответствует возрастной норме (он хорошо понимает речь, может выполнять речевые просьбы и задания, играет с детьми, ведёт себя спокойно, самостоятельно ест и ходит в туалет), то нужно сначала отдать его в детский сад, чтобы исключить задержку развития речи на фоне дефицита речевого общения.

Если за 6 месяцев посещения детского сада у ребёнка так и не появилась речь (он не вступает в речевой контакт, не говорит слова, не строит фразы, не обращается с просьбами и не отвечает на вопросы), то необходимо:

  • Посетить детского невролога — для постановки диагноза, назначения обследования, чтобы выявить возможные причины моторной алалии и подобрать медикаментозную терапию.
  • Проконсультироваться у логопеда-дефектолога — для составления индивидуального плана занятий по развитию речи.
  • ЭЭГ — этот метод помогает определить, есть ли признаки нарушения биоэлектрической активности головного мозга и противопоказания к назначению ноотропов (например, типичная эпилептиформная активность).
  • УЗДГ сосудов головы и шеи (ультразвуковая допплерография) — с помощью этого метода можно определить, есть ли нарушение кровотока по артериям, кровоснабжающих головной мозг. УЗДГ также позволяет определить нарушение венозного оттока из полости черепа (это признак повышенного внутричерепного давления) .

При необходимости невролог может дополнительно назначить:

  • МРТ головного мозга — для выявления признаков органического поражения мозга, которое могло послужить причиной моторной алалии. Таким поражением может быть истончение мозолистого тела, гидроцефалия, арахноидальная киста (небольшие скопления ликвора на наружной поверхности мозга), нарушение миелинизации (истончение специальной оболочки вокруг отростков нервных клеток, которая необходима для быстрой передачи информацию между нейронами из одной зоны мозга в другую).
Органическое поражение мозга
Органическое поражение мозга
  • Осмотр глазного дна — проводится офтальмологом для выявления расширенных вен глазного дна (это косвенный признак повышения внутричерепного давления).
  • Проведение аудиограммы и консультация врача-сурдолога — назначают, чтобы выявить снижение слуха (необходима, если ребёнок слышит громкую речь, но не реагирует на шёпот и тихие звуки).
  • Консультация врача-психиатра — показана при подозрении на задержку психического развития или аутизм.

Лечение моторной алалии

При моторной алалии необходимо пройти лечение в соответствии с клиническими рекомендациями Минздрава РФ «Специфические расстройства развития речи у детей» .

Оно включает в себя:

1. Осмотр у невролога с назначением медикаментозной терапии. Применяются препараты, улучшающие метаболические процессы в нейронах (Кортексин, Целлекс), устраняющие последствия гипоксии (Цитофлавин, Мексидол), восстанавливающие оболочку нервных волокон (Цитиколин, Нуклео ЦМФ, витамины группы В), снижающие внутричерепное давление (в тех случаях, когда оно повышено) . Все препараты подбираются строго индивидуально лечащим врачом-неврологом. Самолечение недопустимо, так как оно может приводить к повышению возбудимости нервной системы: усилению гиперактивности, нарушению сна, истерикам и агрессии.

2. Электроэнцефалография (ЭЭГ). Обязательно проводится перед назначением медикаментозной терапии для выявления противопоказаний к применению ноотропов. Например, у Церебролизина в инструкции написано, что он может вызывать судорожные приступы, поэтому его нельзя назначать детям, у которых на ЭЭГ выявляется эпилептиформная активность.

3. Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения:

  • Занятия с логопедом (индивидуальные и групповые) — могут включать артикуляционную гимнастику, применение фразового конструктора для развития навыка построения фраз и предложений, использование интерактивного логопедического зеркала для постановки звуков, игровых и музыкальных элементов (игротерапия, интерактивная песочница, логоритмика) .
  • Занятия с дефектологом — направлены на восполнение пробелов в базовых знаниях и основных понятиях (цвет, форма, размер, навык группирования предметов по основному признаку — транспорт, мебель, продукты питания, игрушки и пр.), которые не сформировались у ребёнка из-за того, что он не вступает в диалог и не задаёт вопросы («Что?», «Зачем?», и «Почему?») . 
  • Занятия с детским психологом  направлены на выявление психотравмирующих факторов и их устранение, коррекцию детско-родительских отношений (гиперопека, потакание или, напротив, повышенный уровень требований к ребёнку). Детский психолог может применять во время занятий различные методы для снятия стресса и вызывания речи, в том числе арт-терапию, сказко- и песочную терапию .
  • Нейропсихологическая коррекция — проводится нейропсихологом и внешне напоминает занятия ЛФК: подвижные игры и упражнения в специально оборудованном зале с использованием подвесных мячей, мягкого гамака, балансировочной доски Бильгоу, лабиринтов для рук и ног .

Упражнения направлены:

  • на восстановление взаимодействия между правым и левым полушариями головного мозга;
  • улучшение работы мозжечка (необходимы детям с моторной неловкостью, а также при скандированной речи — когда ребёнок произносит слова по слогам);
  • улучшение осознанного контроля за своими движениями (полезно для детей с СДВГ);
  • развитие речевого выдоха (необходимо детям с тихим голосом).

В тех случаях, когда у ребёнка, несмотря на логопедические занятия и приём препаратов, назначенных неврологом, речь не развивается или развивается с большим опозданием, а также выявляется дизартрия, скандированная речь или нарушено управление артикуляционной мускулатурой, дополнительно проводится:

1. Логопедический массаж — это массаж артикуляционной мускулатуры специальными зондами. Логомассаж улучшает тонус мышц языка и губ, способствует восстановлению кровоснабжения и улучшению иннервации мышц речевого аппарата (снабжения нервами). Массаж необходим и при полном отсутствии речи, и при дизартрии (когда ребёнок говорит, но у него нарушена дикция). Процедура должна проводиться только стерильными зондами .

2. Занятия с логопедом в аудиотренажёре — в наушниках с микрофоном со специальными речевыми фильтрами. Аудиотренажёр помогает ребёнку выделить речь из шума окружающей среды, собственный голос малыш слышит в наушниках более звучным и громким. Это привлекает его внимание, вызывает желание повторять за логопедом и стараться более правильно произносить сложные для него звуки .

3. Микротоковая рефлексотерапия (МТРТ) — это безболезненный и неинвазивный (без повреждения кожи) вариант рефлексотерапии, рекомендованный Минздравом РФ для улучшения речевой функции у детей с дизартрией .

Сеанс микротоковой рефлексотерапии (МТРТ)
Сеанс микротоковой рефлексотерапии (МТРТ)

МТРТ восстанавливает нормальную активность речевых зон головного мозга, управляющих речевой мускулатурой:

  • зоны Брока — для расширения активного словарного запаса;
  • ассоциативных речевых зон — для выработки навыка построения предложений;
  • моторных зон, отвечающих за речевую мускулатуру, — для улучшения звукопроизношения.

Этот метод позволяет не только улучшать речевое развитие, дикцию, но и купировать сопутствующие проявления, такие как энурез, нарушение сна и возбудимость (истерики, агрессию, двигательное возбуждение), а также улучшать память, внимание и скорость мышления у школьников.

МТРТ проводится по индивидуальной схеме с учётом всех имеющихся у ребёнка нарушений, например моторная алалия + дизартрия + энурез + гиперактивность.

Оборудование для микротоковой рефлексотерапии может применяться только в специализированных медицинских центрах. Проведение процедур человеком, не прошедшим специализацию по микротоковой рефлексотерапии и тем более не врачом (логопедом иди дефектологом), недопустимо. Процедуры проводятся только неврологом-рефлексотерапевтом под контролем ЭЭГ, так как на зоны над очагами эпилептиформной активности (в случае их выявления на ЭЭГ) нельзя воздействовать с помощью МТРТ. Схема лечения составляется индивидуально.

МТРТ не вызывает осложнений, потому что с помощью ЭЭГ врач определяет, кому можно, а кому, наоборот, нельзя проводить процедуры .

4. Лечебная физкультура (ЛФК)  может проводиться для коррекции моторной неловкости и нарушения развития мелкой моторики (ребёнок не умеет лепить, рисовать, застёгивать пуговицы и т. д.) .

5. Биоакустическая коррекция (БАК) — во время процедуры ребёнок прослушивает акустический образ его собственной биоэлектрической активности головного мозга (специально подобранную музыку, которая меняется в зависимости от данных ЭЭГ) . В результате активируются естественные процессы саморегуляции в нервной системе. Данный метод не оказывает прямого лечебного воздействия на пострадавшие речевые зоны мозга, но применяется у детей с задержкой развития, так как помогает повысить мотивацию к занятиям с логопедом и дефектологом, а также улучшить усвоение учебного материала. БАК также способствует улучшению памяти и внимания. Метод применяется у детей с ЗПР, ЗРР, алалией, дислексией, дисграфией и акалькулией (нарушением счёта), так как в целом улучшает процесс усвоения новой информации как на занятиях с логопедом, так и в школе.

Прогноз. Профилактика

При своевременном лечении (в возрасте 3–4 лет) речевую функцию можно полностью восстановить к дошкольному или младшему школьному возрасту, т. е. к 5–10 годам.

Важно понимать, что занятий с логопедом в детском саду без комплексной реабилитации недостаточно. Без комплексного подхода речь может не развиться, тогда обучение будет возможно только в коррекционной школе .

Профилактика моторной алалии:

  • Важно серьёзно отнестись к планированию беременности и родов: необходимо заблаговременно выявить и при необходимости вылечить или скорректировать заболевания, которые могут привести к патологическому течению беременности (например, сахарный диабет, гипотиреоз, гипертонию, заболевания почек), а также воспалительные болезни мочеполовой сферы и заболевания, передающиеся половым путём (хламидиоз, уреаплазмоз и пр.), так как они могут вызвать внутриутробное инфицирование плода и преждевременные роды. Во время беременности важно избегать стрессов, переутомления и переохлаждения, нужно правильно питаться, соблюдать режим сна и отдыха, не курить и не употреблять алкоголь, не контактировать с хлором и другими токсичными веществами.
  • Необходимо выявлять и лечить неврологическую патологию у ребёнка (например, повышенное внутричерепное давление, отставание в психомоторном развитии, повышенный тонус мышц). Для этого необходимо своевременно посещать детского невролога и выполнять его рекомендации.
  • С рождения нужно разговаривать с ребёнком, петь песни и читать ему книжки. Включать мультфильмы, в которых герои разговаривают между собой на русском языке (либо другом родном для ребёнка), т. е. необходимо создать активную речевую среду .

Список литературы

  1. Лукашевич И. П., Парцалис Е. М., Перемячкина С. Ю. и др. Исследование патогенетических механизмов алалии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2010. — № 5. — С. 64–65.
  2. Российское общество психиатров. Специфические расстройства развития речи у детей: клинические рекомендации. — М., 2021. — 81 c.
  3. Материалы X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Центральные механизмы речи» им. проф. Н. Н. Трауготт. — СПб., 2022. — 166 с.
  4. Иванова А. В., Муратова М. А. Современные методы диагностики физиологических механизмов задержки речи у детей с моторной алалией // Психолого-медико-педагогические проблемы современного образования. — 2017. — С. 106–111.
  5. Гамирова Р. Г., Белоусова М. В., Уткузова М. А., Зайкова Ф. М. Особенности электроэнцефалографических изменений у детей с нарушениями речевого развития // Вестник современной клинической медицины. — 2014. — № 3. — С. 15–20.
  6. Аблаева Э. Н., Третьяков Ю. Г. Возможности диагностики УЗДГ перинатального повреждения центральной нервной системы у детей с нарушением речи // Вестник физиотерапии и курортологии. — 2015. — № 2. — С. 95.
  7. Зачиняева Е. Ф., Гирчук И. В., Болотова О. В. Реализация комплексного подхода при коррекции моторной алалии в формате интенсив-погружений // Актуальные вопросы современной науки и образования. — Пенза, 2022. — С. 188–191.
  8. Немкова С. А., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А., Курбатов Ю. Н., Подкорытова И. В. Использование полипептидного стимулятора в комплексном лечении когнитивных нарушений у детей с заболеваниями центральной нервной системы // Педиатрическая фармакология. — 2012. — № 5. — С. 80–84.
  9. Сапрыкина Н. И., Коновалова Е. Г. Формирование лексико-грамматических форм речи у детей с ОНР // Инновационная наука. — 2018. — № 12. — С. 167–168.
  10. Гаврилова Т. А., Кильдиярова А. С., Новикова Е. Е. Микротоковая рефлексотерапия в рамках комплексной реабилитации речевых нарушений у детей с органическим поражением головного мозга // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: реабилитация, врач и здоровье. — 2019. — № 5. — С. 55–58.
  11. Никитянская Я. В., Климкина Е. А. Использование логопедического массажа при дизартрических расстройствах речи. Современные проблемы общей и специальной педагогики: сборник. — Югры: Сургутский государственный педагогический университет, 2015. — С. 158–160.
  12. Гаврилова Т. А., Кильдиярова А. С., Новикова Е. Е. Роль микротоковой рефлексотерапии в восстановлении речевой функции у детей при псевдобульбарном синдроме // Детская и подростковая реабилитация. — 2019. — № 4. — С. 20.
  13. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Об утверждении рекомендуемых перечней медицинских показаний и противопоказаний к применению рефлексотерапии в клинической практике: приказ от 13.04.2007 № 266.
  14. Миноченкова И. Ю. Алалия: основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы // Молодой учёный. — 2016. — № 9. — С. 1149–1154.
  15. Колчева Ю. А., Константинов К. В., Беникова Е. В. Применение метода «биоакустическая коррекция» при лечении задержки речевого развития у детей // Университетская клиника. — 2016. — № 2. — С. 49–51.
  16. Мелкозёрова Е. В. Использование приёмов нейрокоррекции в работе учителя-логопеда // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3. — С. 51–54.
  17. Kats E. E. Disorders of system brain activity in children with motor (expressive) alalia // Human Physiology. — 2018. — № 2. — P. 129–133.
  18. Melnyk U. R. Children having motor alalia // The Unity of Science. — 2016. — № 1. — P. 120–123.
  19. Александрова О. А. Моторная алалия глазами нейропсихолога // Сайт Московского института коррекционной педагогики. — 2020.

Оставить комментарий