Афазия - симптомы и лечение

Главная » Про болезни » Нервные болезни » Афазия: причины, симптомы и лечение

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 19 мин.

Поделиться:

Содержание:

Афазия (Aphasia) — это нарушение уже сформировавшейся речи, при котором человек не может говорить и/или не понимает обращённую речь, слух при этом сохраняется.

Афазия
Афазия

Наша речь и возможность с её помощью выражать свои мысли, чувства и эмоции кажется обыкновенным навыком, но на самом деле это в первую очередь сложная функция головного мозга. Независимо от уровня образования и красноречия человек может выражать свои мысли с помощью слов. Но при афазии это становится сложно или невозможно .

Наибольший вклад в изучение афазии внёс советский профессор А. Р. Лурия. Благодаря его исследованиям современная неврология достаточно много знает об афазических синдромах .

Причины возникновения афазии

Головной мозг — самая сложная структура человеческого организма, и на его изучение нам потребуется ещё много времени. Однако уже сейчас известны некоторые важные факты. Например, что у разных отделов мозга разное гистологическое строение, что каждый из этих отделов выполняет уникальную, строго определённую функцию (речь, слух, обоняние и др.) и при повреждении какого-либо участка мозга утрачивается та функция, за которую он отвечал . Зная это, становится понятно, что причина афазии — поражение соответствующих участков головного мозга. 

Функции разных отделов мозга
Функции разных отделов мозга

К такому повреждению могут приводить разные болезни и состояния:

  • Сосудистые заболевания головного мозга, например ишемический или геморрагический инсульт. При инсульте участок мозга повреждается из-за снижения или отсутствия в нём кровотока. В случае ишемического инсульта кровоснабжение снижается в результате закупорки питающей артерии, например тромбом. При геморрагическом инсульте — из-за разрыва питающей артерии.
Ишемический и геморрагический инсульт
Ишемический и геморрагический инсульт
  • Новообразования головного мозга.
  • Атрофические изменения в головном мозге, например при старческом слабоумии, лобно-височной деменции, болезни Альцгеймера или рассеянном склерозе.
  • Операции в полости черепа.
  • Травматические повреждения головного мозга, например ушибы тяжёлой степени, сдавление, внутричерепная гематома, вдавленный перелом или диффузное аксональное повреждение мозга (ДАП).
  • Воспалительные заболевания головного мозга: аутоиммунные (энцефалит с антителами к NMDA-рецепторам, лимбический энцефалит, энцефалопатия Хашимото) и инфекционные, так называемые нейроинфекции (клещевой, герпетический или ветряночный энцефалит, менингиты, нейросифилис, нейроСПИД).

Чаще всего афазия развивается из-за ишемического инсульта. Реже виной может быть геморрагический инсульт и новообразования головного мозга, ещё реже — инфекционные повреждения, например абсцесс или энцефалит. Также описаны редкие случаи развития афазий при демиелинизирующих заболеваниях, таких как рассеянный склероз .

В зависимости от причины афазия может иметь острое или медленно прогрессирующее течение, кратковременный, стойкий или необратимый характер. Например, постепенно прогрессирующая афазия может быть проявлением лобно-височной деменция или болезни Альцгеймера (это так называемая первичная прогрессирующая афазия) . Временный характер наблюдается при эпилепсии, мигренозной головной боли и транзиторных ишемических атаках (когда мозговой кровоток восстанавливается и все симптомы исчезают в течение 24 часов).

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы афазии

В зависимости от вида афазии симптомы различаются:

  • Моторная афазия — человек не может говорить спонтанно, при этом нормально понимает чужую речь.
  • Сенсорная афазия — человек перестаёт понимать чужую речь, способность говорить сохраняется, но речь становится неправильной, предложения часто состоят из набора бессмысленных слов и даже слогов.
  • Амнестическая афазия — человек забывает название предметов, но может описать их назначение. Например, если ему показать ножницы, он сможет сказать, что этим приспособлением нужно резать, но назвать предмет не сможет.
  • Семантическая афазия — человек не понимает смысла простейших грамматических конструкций, например «гриб под деревом», «картина на стене», и не может ответить на такие вопросы, как «кем вам доводится дочь вашей матери» и др.
  • Тотальная афазия — это самая тяжёлая форма афазии . Человек не может говорить и понимать чужую речь, теряет способность читать и писать, лишь иногда может произносить некоторые звуки при попытках что-либо сказать . Из-за этого вербальный (словесный) контакт с ним становится невозможным.

Патогенез афазии

Есть два основных механизма развития афазии: структурное повреждение соответствующих речевых анализаторов или их проводящих путей; глубокое торможение стратегических структур.

Виды афазии в зависимости от повреждённого участка:

  • Моторная афазия встречается при поражении речевого центра Брока, который находится в задних отделах нижней лобной извилины доминантного полушария (левого у правшей, правого у левшей).
  • Сенсорная афазия развивается при поражении центра Вернике, расположенного в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария.
  • Амнестическая афазия возникает, если очаг повреждения находится на границе теменной, височной и затылочной долей доминантного полушария.
  • Семантическая афазия развивается при поражении теменной доли доминантного полушария.
  • Тотальная афазия возникает при обширном поражении доминантного полушария, включая речевые зоны Брока, Вернике и области, отвечающие за письмо и чтение.
Речевые зоны головного мозга
Речевые зоны головного мозга

Речь может восстановиться благодаря нейропластичности мозговой ткани — способности восстанавливать или формировать новые связи, утраченные в результате повреждения . Этот механизм можно рассмотреть на примере восстановления клеток мозга после ишемического инсульта, когда кровоток восстановлен.

В очаге нарушения мозгового кровообращения всегда есть ядро и зона пенумбры. Ядро — это участок некроза, где нейроны уже погибли и не могут восстановиться. Такие изменения необратимы. Функции организма, за которые отвечал этот участок, тоже, скорее всего, не восстановятся.

Вокруг ядра находится зона пенумбры (полутени), где из-за недостатка кислорода и питания работа клеток нарушается. В таком состоянии клетки могут прожить от 3 до 6 часов. Если за это время кровоток восстанавливается, работа клеток со временем налаживается. Но для этого важно обеспечить ежедневный поток сигналов в зону повреждения. Поэтому важно с первых дней заниматься развитием речи с логопедом-афазиологом, уделяя этому как можно больше времени.

В некоторых случаях вернуть речь невозможно. Среди причин:

  • Несвоевременное обращение за медицинской помощью (позднее, чем через 6 часов).
  • Низкая нейропластичность. Может быть связана с возрастом пациента, образом жизни (наличием вредных привычек) и сопутствующими хроническими заболеваниями. Всё это снижает качество клеток.
  • Низкий реабилитационный потенциал, в том числе низкая приверженность пациента к терапии и восстановлению.

Классификация и стадии развития афазии

Предлагались разные классификации афазий, но ни одна из них не получила общего признания. Поэтому диагноз выставляется по классификациям, которые более предпочтительны и удобны для врачебного сообщества или медицинской организации. Среди них:

Классификация афазий по Вернике — Лихтгейму (Wernicke Lichtheim) 1885 года, основанная на нарушениях экспрессивной речи, понимания, повторения, чтения и письма:

  • Транскортикальная моторная афазия. Напоминает моторную афазию Брока. Отличительной чертой является навязчивое повторение слова или фразы и грамматические ошибки в речи. Понимание чужой речи сохраняется.
  • Транскортикальная сенсорная афазия. При этом типе афазии человек не понимает обращённую к нему речь, как при афазии Вернике — Кожевникова, но может повторять слова. Также человек может читать вслух, но смысл прочитанного не понимает.
  • Кортикальная моторная афазия Брока (моторная афазия). Речь пациента немногословна, произношение плохое, характерно навязчивое повторение звуков и слов. Человек не может писать, обращённую к нему речь понимает частично.
  • Кортикальная сенсорная афазия Вернике — Кожевникова (сенсорная афазия). Нарушено понимание чужой устной и письменной речи. Сам человек говорит с нормальным темпом и интонацией, но речь бессмысленна. Если такая афазия сильно выражена, то речь подобна словесной «окрошке». При этом многие пациенты не осознают свой дефект.
  • Субкортикальная моторная афазия. При субкортикальной моторной афазии поражён не сам речевой анализатор, а его проводящие пути. В отличие от кортикальной моторной афазии, сенсорные речевые временные связи сохранены. Этим объясняется то, что человек понимает обращённую к нему речь и иногда у него сохраняется способность читать про себя и писать. При этом пациент может произносить только односложные слова, чаще «да», «нет» или сочетание отдельных звуков. Повторная речь невозможна.
  • Субкортикальная сенсорная афазия. Сохранена способность говорить, писать и читать, но повторить сказанные слова и писать под диктовку человек не может.
  • Проводниковая афазия. Слова искажены из-за замены слов или букв в словах, при этом иногда слова и фразы могут произноситься правильно. Человек понимает речь окружающих, но не может повторить обращённые к нему слова и фразы. При повторении пациенты произносят лишённые смысла звукосочетания, не похожие на слова, которые им предлагалось повторить .

Классификация по Р. Верцу (R. Wertz) 1990 года, кроме некоторых из перечисленных, включает:

  • Амнестическую афазию, когда человек забывает названия предметов и забытое слово заменяет его описанием. При подсказке начального слога или буквы пациент сразу вспоминает нужное слово. Речь окружающих понимает нормально, может читать вслух. Спонтанное письмо невозможно из-за основного дефекта, но писать под диктовку человек способен.
  • Глобальную (смешанную сенсомоторную афазию), при которой речь полностью утрачивается. Пытаясь говорить, пациент иногда произносит тот или иной звук. Такая афазия развивается при обширном поражении доминантного полушария, включающего речевые зоны.

Осложнения афазии

Главным осложнением афазии является её необратимость. В большинстве случаев это осложнение возникает при обширном поражении головного мозга, несвоевременном лечении и реабилитации или их отсутствии.

Человек с афазией не понимает чужую речь и/или сам не может выразить свои мысли. Такие пациенты не могут поддерживать общение с окружающими, поэтому перестают взаимодействовать с ними. Это приводит к изоляции от общества и стойким психологическим нарушениям, таким как депрессивный синдром.

Кроме этого, афазия часто сочетается с другими серьёзными нарушениями, например параличом руки и ноги с одной стороны тела, недержанием мочи и кала, что приводит к потере трудоспособности и инвалидности . В связи с этим пациентам требуется ежедневная помощь, поддержка и уход. Однако материальные и социально-бытовые условия в семье не всегда могут обеспечить все возникшие потребности. Из-за этого депрессия пациента может усилиться. В таком состоянии у человека быстро пропадает мотивация проходить лечение и реабилитацию, что ухудшает прогноз на восстановление.

Диагностика афазии

Диагноз выставляется на основании объективного осмотра. Чтобы оценить речь, врач обычно задаёт вопросы, на которые нужно ответить развёрнуто. Например, может попросить рассказать о своей жизни или о заболевании.

Чтобы определить, понимает ли пациент чужую речь, доктор будет использовать как простые фразы, так и длинные предложения и труднопроизносимые слова. Может попросить показать называемые предметы, поднять вверх руку, показать язык, объяснить смысл метафор, например «золотые руки», «железное здоровье» и т. д.

Чтобы избежать ошибочных заключений, важно, чтобы пациент не нервничал и был готов к вопросам и тестам, так как при утомлении или волнении речь и/или понимание чужой речи может ухудшаться.

Дифференциальная диагностика

В ходе диагностики афазию нужно отличить от других нарушений речи, которые могут иметь похожие симптомы. Среди таких нарушений:

  • Афония (гипофония) — утрата или ослабление звучности голоса, наблюдается при параличе голосовых связок.
  • Истерическая афазия — психогенное отсутствие речи без органического повреждения головного мозга.
  • Дизартрия — нарушение произношения различных звуков, которое развивается из-за проблем на уровне речевой мускулатуры: слабости мышц лица, губ, мягкого нёба и языка или нарушения координации движений этих мышц (например, при поражении мозжечка).
  • Анартрия — полная невозможность произносить звуки, наблюдается при бульбарном и псевдобульбарном параличах.
  • Мутизм — это состояние, когда человек отказывается разговаривать, при этом у него сохранены функции речи, слуха и способность понимать речь окружающих.
  • Скандированная речь — больной говорит, отделяя и выделяя каждое слово, произносит слово по слогам. Наблюдается при поражении мозжечка.
  • Заикание, картавость, шепелявость и другие дефекты речи, не связанные с заболеванием нервной системы .

Инструментальная диагностика

Чтобы определить наличие повреждённого участка в головном мозге и установить причину афазии (кровоизлияние, ишемический участок, очаги рассеянного склероза, воспалительные изменения при энцефалите и др.), проводятся МРТ и КТ головного мозга.

Внутримозговое кровоизлияние на КТ и МРТ
Внутримозговое кровоизлияние на КТ и МРТ [27]

Лечение афазии

В первую очередь проводится лечение основного заболевания, которое привело к афазии. Его лечат в соответствии с протоколами. Например, при ишемическом инсульте для восстановления кровотока может проводиться:

  • Тромболизис, т. е. внутривенное введение специального препарата, который растворит тромб. Его выполняют в первые 4,5 часа от начала заболевания, если причиной инсульта стала закупорка артерии тромбом .
  • Создание экстра-интракраниального микрососудистого анастомоза (ЭИКМА), т. е. соединение артерии вне черепной коробки с внутричерепной артерией. Операция может выполняться при закупорке или сужении внутренних сонных артерий. Её цель — перенаправить кровоток, чтобы кровь поступала к участку, лишённому кровоснабжения, в обход места закупорки или сужения .

При геморрагическом инсульте возможно удаление гематомы .

Логопедический метод восстановления речи

Основной метод лечения афазии — логопедический. Если пациент в сознании и с ним можно каким-либо образом общаться, то восстановление речи начинается уже с первых суток возникновения афазии. Восстановительное обучение могут проводить логопеды, врачи-неврологи, психоневрологи и даже члены семьи (под контролем специалиста).

Традиционный подход подразумевает тренировку и закрепление навыков использования речи, при этом пациенты вновь учатся произносить звуки, слоги, затем составлять слова и предложения.

У людей, которые до болезни знали несколько языков, в первую очередь нужно восстановить родной язык как наиболее привычный с детства .

При моторной афазии сначала важно снять «тормозной блок» и растормозить речь, т. е. стимулировать человека начать произносить хоть какие-то звуки и слова с помощью разных заданий. Например, сидя перед зеркалом рядом с логопедом, пациент должен наблюдать за его артикуляцией и пытаться воспроизводить её. При произношении каждого звука пациент может ощупывать свою гортань и следить за звуковой струёй воздуха, поднеся руку ко рту. Это помогает понять механизм произношения того или иного звука и воспроизвести его.

Далее важно, чтобы человек начал использовать эти звуки и слова. Для этого специалист задаёт вопросы, ответить на которые можно одним коротким словом, например:

  • Что ест мужчина (ответ: суп).
  • Что пьёт девушка (ответ: чай).
  • Что делает мужчина (ответ: ест) .
Картинки с заданиями для логопедической коррекции
Картинки с заданиями для логопедической коррекции

При работе с людьми, страдающими моторной афазией, основной целью является восстановление спонтанной, самостоятельной речи. Важно, чтобы человек не только объяснял картинки или повторял слова, а самостоятельно выражал свои мысли. Если пациент начал общаться с другими людьми, даже если его речь грамматически и фонетически неправильная, то можно считать, что главная трудность преодолена .

Сначала все задания будут даваться очень сложно, поэтому пациент может раздражаться, отказываться от занятий и даже проявлять агрессию. Нужно убедить человека в том, что эти попытки очень важны и влияют на то, сможет он в дальнейшем нормально общаться или нет. Также нужно поддерживать его стремление заниматься, радоваться даже небольшим успехам, говорить на близкие для него темы, общаться терпеливо, но не как с маленьким ребёнком.

При сенсорной афазии, когда человек перестаёт понимать значение слов, восприятие речи восстанавливают с помощью сохранных анализаторов: зрения, движения и осязания. Т. е. за счёт карточек со словами, картинок, конкретных предметов и медленной артикуляции доктора человек учится заново воспринимать слова на слух и понимать их смысл.

Например, чтобы восполнить словарный запас, пациенту показывают картинки с изображением предметов и действий, затем просят правильно сопоставить эти картинки с названиями.

Упражнение на сопоставление картинок и названий
Упражнение на сопоставление картинок и названий

Чтобы человек научился различать слова на слух, ему показывают предмет на картинке или дают его в руки и медленно произносят название этого предмета. Очень важно, чтобы при этом больной наблюдал за артикуляцией логопеда .

Когда человек привыкает к словесному звучанию, его учат вычленять первый звук в словах. Затем переходят к изучению слов, схожих по звучанию (кот — рот, зуб — дуб и др.).

Стимулировать речь на слух можно при помощи различных устных инструкций:

  • Покажите на картинке: ухо, нос, рот, книгу, чернильницу, линейку.
  • Дайте: ручку, очки, тетрадь, карандаш.
  • Просьбы: встаньте → откройте дверь → сядьте → встаньте → закройте дверь → сядьте.
  • Действия: возьмите карандаш → покажите карандашом книгу → возьмите книгу → положите книгу на стол.
  • Покажите на себе: рот, волосы, глаза, уши, нос, лоб, подбородок, брови.
  • Покажите: окно, диван, картину, шкаф, шторы, стол.

Как и сколько нужно заниматься

Восстановить речь довольно сложно, поэтому заниматься нужно ежедневно. Занятия должны проходить непринуждённо. Лучше всего, чтобы не только логопед, но и сами родственники и знакомые пациента в повседневной жизни активно провоцировали человека на общение и помогали понять смысл слов. Часто больные с моторной афазией начинали разговор спонтанно, со случайно сказанного слова или фразы в обычных бытовых условиях.

В среднем речь восстанавливается в течение года, но это сложный процесс, поэтому длительность реабилитации может быть разной: от одного месяца до 5 лет (редко). Однако даже после восстановления часто сохраняются остаточные явления: сложность в произношении или поборе слова, замена одного слова другим, иногда человек переспрашивает собеседника, так как с первого раза не понимает смысла фразы. Такие сложности могут появиться при активном и длительном диалоге или при утомлении .

Медикаментозная терапия

В качестве дополнительного метода восстановления речи могут использовать разные препараты :

  • Мемантин (антагонист NMDA-рецепторов) — иногда применяется для симптоматического лечения при болезни Альцгеймера. В исследованиях доказано, что препарат оказывает небольшое, но полезное влияние на когнитивные функции (мышление, память, речь и др.) при умеренной и тяжёлой болезни Альцгеймера. Назначается на неопределённо долгий срок .
  • Вазоактивные препараты (Циннаризин, Винпоцетин, Ницерголин) — применяются в комплексном лечении ишемических заболеваний (например, ишемического инсульта). Считается, что эти препараты улучшают метаболизм в тканях, расширяют сосуды головного мозга, усиливают кровоток и улучшают снабжение мозга кислородом. Дозировка подбирается индивидуально лечащим врачом .
  • Антихолинэстеразные препараты (Прозерин, Ривастигмин) — могут назначаться при демиелинизирующих заболеваниях, таких как рассеянный склероз. Эта группа препаратов достоверно улучшает нервную передачу и когнитивные функции .
  • Ноотропные препараты (Пирацетам, Фенибут, Глицин). По некоторым данным, Пирацетам может помочь при афазии, вызванной ишемическим инсультом. Однако нужны дополнительные исследования, чтобы это подтвердить. Ноотропные препараты используются, чтобы улучшить связи между полушариями головного мозга и синаптическую проводимость в неокортикальных структурах. Предполагается, что именно за счёт этого они могут помочь в восстановлении когнитивных функций, особенно сознания, памяти и речи .
  • Нейромодулятор (Кортексин) в сочетании с антиоксидантом (Мексидолом). По результатам некоторым исследований, применение этих лекарства в остром периоде ишемического инсульта (с первых суток) помогает в лечении постинсультиной афазии .

Все перечисленные препараты имеют противопоказания, поэтому их можно принимать только по назначению врача.

Другие вспомогательные методы лечения афазии

  • Иглорефлексотерапия (акупунктура). Направлена на коррекцию артикуляции путём воздействуя на речевую мускулатуру и рецепторный аппарат, воспринимающий раздражители. Одним из новых направлений акупунктуры является микротоковая рефлексотерапия (МТРТ), при которой слабый ток воздействует на биологически активные точки. Электрический ток малой величины — адекватный физиологический раздражитель для нервной системы. Он помогает вернуть активность повреждённых нервных клеток в речевых зонах головного мозга . Пока у этого метода недостаточно доказательно базы, чтобы однозначно установить, насколько он эффективен и безопасен. Но известно, что в комплексе с логопедическими занятиями он помогает добиться более хороших результатов .
  • Транскраниальная микрополяризация (ТКМП). В основе этого метода лежит воздействие микротоками с помощью электродов малой площади на конкретные зоны мозга для их возбуждения.
  • Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Эта методика также позволяет стимулировать структуры коры головного мозга, но только с помощью магнитного импульса. Считается, что ТКМП и ТМС стимулируют нейропластичность, чем помогают восстановить речь. Они нетравматичны и безболезненны, но чтобы подтвердить их эффективность, нужны дальнейшие исследования на больших группах людей .
Проведение ТМС и ТКМП
Проведение ТМС и ТКМП [26]
  • Логопедический зондовый и ручной массаж речевой мускулатуры. Могут помочь нормализовать тонус мышц и уменьшить степень проявления двигательных дефектов, в некоторых случаях применяется для стимуляции ощущений. Логопедический массаж в большей степени эффективен при дизартриях либо патологии непосредственно речевого аппарата, при афазии может использоваться как вспомогательный метод .

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от характера заболевания мозга, при котором возникла афазия. Например, по данным А. Р. Лурия, если афазия возникла из-за травмы, то чаще всего речь восстанавливается. Есть данные, что при кровоизлиянии в мозг речь восстанавливается лучше, чем при тромбозе мозговых сосудов . Некоторые авторы считают, что при моторной афазии прогноз лучше, чем при сенсорной. Но если сенсорная афазия сочетается с моторной, то сначала восстанавливается понимание речи. Также на прогноз влияет возраст пациента: чем он моложе, тем больше шансов, что афазия исчезнет.

У многих больных речь практически полностью восстанавливается, но при резком утомлении или при эмоциональном возбуждении пациенты могут забыть отдельные слова.

Профилактика афазии

В качестве меры профилактики рекомендуется избегать заболеваний и травм головного мозга, а при их наличии как можно быстрее пройти лечение. При развитии афазии важно начать реабилитацию с логопедом как можно раньше, по возможности с первых суток.

Список литературы

  1. Gilman S., Manji H., Connolly S. et al. Oxford American Handbook of Neurology. — Oxford University Press, 2014. — Р. 19–21.
  2. Васильев Ю. Н., Быков Ю. Н., Окладников В. И. Синдромальная и топическая диагностика поражений нервной системы: учебно-методическое пособие для студентов. — Иркутск: ИГМУ, 2016. — 85 с.
  3. Бейн Э. С., Овчарова П. А. Клиника и лечение афазий. — М.: Книга по Требованию, 2021. — 208 с.
  4. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Издательство Московского университета, 1962. — 432 с.
  5. Шохор-Троцкая М. К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений. — 2-е изд., перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 272 с.
  6. Бейн Э. С., Герценштейн Э. Н., Руденко З. Я. и др. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией. — М.: Книга по Требованию, 2021. — 334 с.
  7. Кадыков А. С., Калашникова Л. А., Шахпоронова Н. В. и др. Первичная прогрессирующая афазия // Атмосфера. Нервные болезни. — 2005. — № 4. — С. 33–36.
  8. Цветкова Л. С., Цветков А. В. Деменция и афазия: особенности нейропсихологического синдрома // Естественные и технические науки. — 2015. — № 11 (89). — С. 219–224.
  9. Гришина Д. А., Захаров В. В. Инсульт и когнитивные нарушения // Эффективная фармакотерапия. — 2019. — Т. 15, № 19. — С. 16–23.
  10. Скоромец А. А., Скоромец А. П., Скоромец Т. А. Неврологический статус и его интерпретация: учебное руководство для врачей / под ред. проф. М. М. Дьяконова. — М.: МЕДпресс-информ, 2009. — 240 с.
  11. Meynert T. Der Bau der Gross-Hirnrinde und seine örtlichen Verschiedenheiten, nebst einem pathologisch–anatomischen Corollarium. — Neuwied & Leipzig: J.H. Heuser’sche Verlagsbuchhandlung, 1872.
  12. Косивцова О. В., Захаров В. В. Постинсультные афазии: клиническая картина, дифференциальный диагноз, лечение // Эффективная фармакотерапия. — 2017. — № 1. — С. 10–16.
  13. O’Brien A. T., Bertolucci F., Torrealba-Acosta G. et al. Non-invasive brain stimulation for fine motor improvement after stroke: a meta-analysis // European Journal of Neurology. — 2018. — Vol. 25, № 8. — P. 1017–1026. ссылка
  14. Белопасова А. В., Кадыков А. С., Бердникович Е. С., Добрынина Л. А. Реабилитация больных с постинсультной афазией с помощью транскраниальной электрической стимуляции постоянным током // Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. — 2022. — Т. 4., № 3. — C. 132–139.
  15. Naeser M. A., Martin P. I., Ho M. et al. Transcranial magnetic stimulation and aphasia rehabilitation // Arch Phys Med Rehabil. — 2012. — Vol. 93, № 1 (Suppl). — Р. S26–S34.ссылка
  16. Gavrilova T. A., Madjidova Y. N., Khusenova N. T. Efficiency of Microcurrent Reflexotherapy in Children with Autism Spectrum Disorders // Annals of R.S.C.B. — 2021. — Vol. 25, № 3. — P. 4803–4813.
  17. Белкин А. А., Белкина Ю. Б., Прудникова С. С. и др. Медицинский логопед в мультидисциплинарной реабилитационной команде. Практический опыт Клиники Института Мозга // Consilium Medicum. — 2021. — № 2. — С. 136–143.
  18. Olivares D., Deshpande V. K., Shi Y. et al. N-Methyl D-Aspartate (NMDA) Receptor Antagonists and Memantine Treatment for Alzheimer’s Disease, Vascular Dementia and Parkinson’s Disease // Curr Alzheimer Res. — 2012. — № 6. — Р. 746–758.ссылка
  19. Елисеева Т. О., Бишеле Н. А. Вазоактивные препараты в лечении ишемических заболеваний сетчатки // РМЖ. — 2000. — № 1. — С. 16.
  20. Шаров М. Н., Степанченко О. А., Суслина З. А. Современный опыт применения антихолинэстеразных препаратов в неврологии // Лечащий врач. — 2008. — № 5. — С. 91–94.
  21. Cichon N., Wlodarczyk L., Saluk-Bijak J. et al. Novel Advances to Post-Stroke Aphasia Pharmacology and Rehabilitation // J Clin Med. — 2021. — № 17. — Р. 3778.ссылка
  22. Сафронова М. Н., Коваленко А. В., Мизюркина О. А. Комбинированная нейропротекция в лечении постинсультных афазий // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2019. — № 7. — С. 20–26.
  23. Всероссийское общество неврологов. Национальная ассоциация по борьбе с инсультом. Ассоциация нейрохирургов России. МОО Объединение нейроанестезиологов и нейрореаниматологов. Союз реабилитологов России. Ишемический инсульт и транзиторная ишемическая атака у взрослых: клинические рекомендации. — 2022. — 215 с.
  24. Усачев Д. Ю., Лукшин В. А., Шмигельский А. В. и др. Каротидная эндартерэктомия у больных с симптоматическими окклюзиями противоположной внутренней сонной артерии // Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н. Н. Бурденко. — 2017. — № 6. — С. 5–15.
  25. Ассоциация нейрохирургов России. Всероссийское общество неврологов. Ассоциация анестезиологов и реаниматологов России. Геморрагический инсульт: клинические рекомендации. — 2021. — 89 с.
  26. TMS vs tDCS // Caputron website. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 25.01.2023.
  27. Shi Y., Hu C., Li S. et al. The Effects of Electroacupuncture as an Adjunct Therapy on Poststroke Aphasia: A Systematic Review and Meta-Analysis // Evid Based Complement Alternat Med. — 2022.ссылка

Оставить комментарий