Сенсомоторная алалия - симптомы и лечение

Главная » Про болезни » Нервные болезни » Сенсомоторная алалия: причины, симптомы и лечение

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 14 мин.

Поделиться:

Содержание:

Сенсомоторная алалия — это самый грубый вариант нарушения развития речи, при котором поражаются все центры коры головного мозга, ответственные за понимание речи, произнесение звуков, словарный запас, навык построения фраз и предложений . Дети с этим заболеванием не могут разговаривать и не понимают, что им говорят.

Нарушение восприятия и воспроизведения речи
Нарушение восприятия и воспроизведения речи

Основные факторы развития заболевания:

  • внутриутробное инфицирование плода TORCH-инфекциями (токсоплазмозом, краснухой, герпесом, сифилисом и др.);
  • гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы (в результате недостатка кислорода) как внутриутробно, так и во время родов;
  • глубокая недоношенность (рождение ребёнка на сроке до 37 недель, с массой тела меньше 1500 г);
  • родовая травма при стремительных родах, экстренном кесаревом сечении и пр.;
  • гидроцефалия, приводящая к атрофии различных отделов коры головного мозга и их проводящих путей;
  • последствия менингита, менингоэнцефалита или черепно-мозговой травмы, перенесённых в детстве .

В 100 % случаев сенсомоторная алалия сопровождается нарушением умственного развития. Даже комплексный подход к реабилитации не гарантирует положительный прогноз: всё зависит от начала лечения.

К коррекции данного состояния необходимо приступить как можно раньше — в возрасте 3-4 лет. При отсутствии своевременного лечения у многих детей в дальнейшем формируется умственная отсталость и обучение возможно только в условиях коррекционной школы.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы сенсомоторной алалии

Основные проявления заболевания:

  • ребёнок слышит речь, но не понимает её.
  • он не повторяет слова, иногда даже и отдельные звуки за другими людьми (мамой или логопедом);
  • активный словарный запас отсутствует или очень скуден: ребёнок может сам произнести только несколько самых простых слов — «мама», «дай», «на» и др.;
  • отсутствует пассивный словарный запас: ребёнок не знает названия вещей, не показывает их на картинках, не выполняет даже бытовые просьбы, за исключением простых жестовых указаний;
  • речевая активность либо снижена, либо повышена. В первом случае ребёнок даже не пытается вступать в речевой контакт. Во втором случае речь носит характер «детского лепета» или «птичьего языка»: вместо нормальных слов он произносит бессмысленный набор звуков и даже не понимает, что говорит что-то не то .

У ребёнка с сенсомоторной алалией также могут встречаться дополнительные проявления заболевания:

  • затруднённое формирование таких навыков, как рисование, застёгивание пуговиц или завязывание шнурков из-за проблем с координацией и моторной неловкостью (в дальнейшем дети испытывают трудности при освоении навыка письма);
  • гиперактивность или повышенная утомляемость;
  • нарушения памяти и концентрации внимания;
  • отставание в развитии игровой деятельности: ребёнок чаще играет в подвижные, разрушительные игры (ломает, грызёт, раскидывает игрушки), сюжетно-ролевой компонент не выражен;
  • когда на фоне лечения и педагогических занятий ребёнок всё же начинает разговаривать, у него часто отмечается нарушение дикции и переставление слогов внутри слов .

Патогенез сенсомоторной алалии

Особенность патогенеза данного речевого нарушения заключается в том, что оно формируется при единовременном поражении практически всех отделов головного мозга, ответственных за речь:

  • зона Вернике (понимание обращённой речи, пассивный запас слов);
  • зона Брока (активный словарный запас, навык произношения слов и желание вступать в речевой контакт);
  • моторные зоны, управляющие языком, губами и речевым выдохом (без выдоха не будет звука);
  • ассоциативные поля (навык построения фраз и предложений).

Однако причины повреждения речевых зон могут существенно отличаться .

Речевые зоны головного мозга
Речевые зоны головного мозга

При гипоксически-ишемическом поражении головного мозга от нехватки кислорода часть нейронов в речевых зонах погибает, а часть повреждается и работает недостаточно активно. В результате речевые зоны не в состоянии приобретать навыки.

У глубоко недоношенных детей и у детей с внутриутробной задержкой развития нормальное развитие головного мозга после рождения также нарушается. Часто отмечается клеточный дефицит нейронов в коре. Имеющиеся клетки не формируют необходимое количество отростков, в результате чего в головном мозге образуется недостаточное количество борозд и извилин. Это явление называется пахигирией. Выявляется оно во время МРТ или КТ.

Пахигирия
Пахигирия

При гидроцефалии избыточное давление жидкости сдавливает различные отделы мозга и белого вещества, что приводит к атрофии коры головного мозга или истончению проводящих путей (нарушена миелинизация — процесс покрытия отростка нервных клеток особой миелиновой оболочкой). На МРТ головного мозга в таких случаях расширена желудочковая система (внутренняя гидроцефалия) или отмечается скопление ликвора в области лобных и височных долей головного мозга (наружная гидроцефалия). У многих детей гидроцефалия смешанная.

МРТ головного мозга при гидроцефалии
МРТ головного мозга при гидроцефалии

При тяжёлых родовых травмах или черепно-мозговых травмах в результате кровоизлияния или механического нарушения повреждаются отделы мозга, отвечающие за речевую функцию. Происходит гибель значительного числа нервных клеток с формированием большой порэнцефалической кисты. Данная киста представляет собой место гибели нервных клеток, заполненное ликвором (спинномозговой жидкостью).

Порэнцефалическая киста
Порэнцефалическая киста

Классификация и стадии развития сенсомоторной алалии

Сенсомоторная алалия является алалией смешанного типа. Она включает в себя сразу две формы алалии: расстройство развития экспрессивной и рецептивной речи.

Моторная (экспрессивная) алалия — это системное недоразвитие экспрессивной (разговорной) речи, связанное с органическим повреждением центра Брока и моторных зон, управляющих речевой мускулатурой. Для этой формы алалии характерна недостаточная сформированность речевых навыков.

Моторная зона коры головного мозга
Моторная зона коры головного мозга

Сенсорная (имперссивная) алалия — это нарушение речи, связанное с повреждением центра Вернике. При такой патологии речеслуховой анализатор работает неправильно, в результате чего ребёнок не понимает то, что ему говорят.

При сочетанном повреждении всех речевых зон мозга нарушена как импрессивная, так и экспрессивная сторона речевой функции — ребёнок не понимает речь и не говорит. Это сопровождается грубой задержкой психического развития .

Осложнения сенсомоторной алалии

Без своевременно начатой комплексной реабилитации высока вероятность того, что у маленького пациента с сенсомоторной алалией сформируется грубая задержка психоречевого развития. Ребёнку с этим нарушением трудно запоминать правила игры и концентрироваться на чём-либо, у него отсутствует познавательная активность, словарный запас остаётся очень скудным. Со временем отсутствие психоречевого развития может привести к дезадаптации и даже умственной отсталости.

Своевременно начатое лечение не даёт 100 % гарантии, что «молчун» полностью догонит сверстников. Однако чем раньше родители приступят к реабилитации, тем выше вероятность развить психоречевые навыки. Шанс обучаться в средней школе у пациента с сенсомоторной алалией при начале лечения в возрасте 3 и 5 лет кардинально отличается .

У некоторых детей с сенсомоторной алалией при появлении речи выявляется заикание. Оно не является осложнением заболевания — это последствие тотального поражения речевых зон головного мозга.

Диагностика сенсомоторной алалии

Так как дети с сенсомоторной алалией не выполняют просьбы и не обращают внимания на речь, то в первую очередь им необходима консультация сурдолога для исключения задержки развития в результате снижения слуха.

Обычная аудиограмма, во время которой ребёнок должен нажать на кнопку, когда услышит звук, у детей с сенсомоторной алалией не информативна, так как ребёнок не выполняет команд специалиста (не понимает, что от него требуется). Таким детям целесообразно проводить исследование слуха с помощью измерения слуховых вызванных потенциалов. Метод позволяет выявить нарушение слуха у неговорящих детей с грубыми задержками развития, а также определить уровень повреждения слухового анализатора в головном мозге.

Процедура не требует от ребёнка сознательного участия — она проводится во сне . На голове пациента закрепляют датчики. Они фиксируют тот момент, когда звук дойдёт до слуховой коры в виде сверхмалого электрического импульса. Это говорит о том, что ребёнок услышал звук.

Измерение слуха у ребёнка во сне
Измерение слуха у ребёнка во сне

Для выявления степени задержки психоречевого развития необходимы консультации логопеда, дефектолога, детского психолога. В связи с грубой задержкой развития все диагностические мероприятия проводят в игровой форме .

Для уточнения причины заболевания и назначения лечения детский невролог проводит опрос родителей, уточняет акушерский анамнез (историю), знакомится с медицинской документацией ребёнка и ранее проведёнными исследованиями.

План обследования может включать:

  • МРТ или КТ головного мозга для выявления органической причины сенсомоторной алалии: наружной гидроцефалии со скоплением ликвора в области лобных долей, внутренней гидроцефалии с повреждением белого вещества головного мозга, нарушения миелинизации, порэнцефалической кисты, атрофии лобных и височных долей головного мозга, пахигирии передних отделов головного мозга и пр.
  • ЭЭГ (электроэнцефалография) для выявления признаков задержки развития биоэлектрической активности головного мозга и противопоказаний к различным видам терапии. У беспокойных детей с избыточной двигательной активностью целесообразно проводить ЭЭГ-мониторинг (запись ЭЭГ во время сна).
  • УЗДГ (ультразвуковая доплерография) для оценки состояния сосудов, питающих мозг, и осмотр глазного дна окулистом для коррекции медикаментозной схемы лечения .
Электроэнцефалография
Электроэнцефалография

Чтобы вовремя выявить сенсомоторную алалию и приступить к лечению, родители должны наблюдать за развитием речи у ребёнка. К специалистам необходимо обратиться в том случае, если ребёнок в 2 года:

  • не понимает обращённую к нему речь;
  • не выполняет простые бытовые просьбы;
  • не откликается на своё имя;
  • не пытается произносить хотя бы простые слова (в 2 года у детей уже появляются первые фразы);
  • произносит только бессмысленные звуки (лепечет).

Наблюдательная тактика возможна только до 3-х лет. Дальнейшее промедление с лечением может привести к умственной отсталости .

Если у ребёнка помимо основных проявлений болезни есть такие симптомы, как отсутствие контакта глазами, стереотипные движения руками, избирательность в пище, агрессия или аутоагрессия (направленная на себя), то ребёнка необходимо обследовать на наличие заболевания аутистического спектра (аутизм, синдром Аспергера и др.) .

Лечение сенсомоторной алалии

Дети с сенсомоторной алалией нуждаются в систематической медико-педагогической реабилитации .

Занятия с логопедом и дефектологом в первую очередь назначаются не для развития речи, а для приучения ребёнка к выполнению простых бытовых инструкций. Также пациента обучают простым понятиям (форма, размер, основные цвета), учат группировать животных, овощи/фрукты, мебель, транспорт и пр. Затем с помощью наглядных пособий (карточек) приступают к формированию словарного запаса — заучиванию названий предметов, животных, продуктов питания .

По мере усвоения базовых знаний специалист учит ребёнка сначала произносить звуки, а затем и простые слова. Для этого могут использоваться: реабилитационные и развивающие методики Домана, карточки PECS, звукоподражание зверям (как мычит корова, как мяукает кошка и др.).

Также для реабилитации пациентов с сенсомоторной алалией прибегают к занятиям в аудио-тренажёре, логопедическому массажу, микротоковой рефлексотерапии, нейрокоррекции и лекарственной терапии.

Во время занятий в аудио-тренажёре используются специальные наушники костной проводимости, которые позволяют ребёнку выделить собственный голос из общего шума окружающей среды. Специальные речевые фильтры делают голос ребёнка звучным, сочным и более громким, чем все остальные окружающие звуки, что привлекает его внимание. У ребёнка появляется интерес произносить за логопедом звуки и слова, сознательно контролировать свою речь .

Занятие в аудио-тренажёре
Занятие в аудио-тренажёре

Логопедический массаж — это массаж речевой мускулатуры, участвующей в произнесении звуков, с использованием логопедических металлических зондов. Данный метод позволяет восстановить нарушенный тонус артикуляционной мускулатуры и активизировать речевые зоны коры головного мозга за счёт восходящих чувствительных импульсов от рецепторов кожи и слизистой оболочки лица и рта. Логопедический массаж также способствует улучшению кровоснабжения и восстановлению иннервации мышц речевого аппарата. Лого-массаж необходим неговорящим детям, детям с нарушением дикции, слюнотечением и приоткрытым ртом, так как все они не умеют управлять своими органами артикуляции .

Логопедический массаж
Логопедический массаж

Микротоковая рефлексотерапия рекомендована Минздравом РФ для улучшения речевой функции у детей с задержками развития. Во время процедуры врач прикладывает к различным участкам кожи пациента электроды, по которым проходят сверхмалые электрические импульсы. Под воздействием данных импульсов восстанавливается нормальная рефлекторная деятельность нервной системы. Они позволяют улучшить кровоснабжение и активизировать различные зоны коры головного мозга. Для ребёнка эта процедура безболезненна, схема лечения составляется индивидуально .

Микротоковая рефлексотерапия
Микротоковая рефлексотерапия

При сенсомоторной алалии проводится активизация различных речевых зон головного мозга:

  • зона Вернике — для развития функции понимания речи, набора пассивного словарного запаса;
  • зона Брока — для повышения желания вступать в речевой контакт, пополнения активного словарного запаса;
  • ассоциативные зоны речи — для формирования навыка составления фраз и предложений;
  • моторные зоны, управляющие артикуляционной мускулатурой — для нормализации дикции.

Микротоковая рефлексотерапия также позволяет улучшить работу лобных долей головного мозга. Это способствует формированию социально-бытовых навыков. При необходимости для снижения возбудимости используются седативные схемы лечения. Процедуры проводятся c ЭЭГ-контролем .

Нейрокоррекция направлена на восстановление этапности развития головного мозга. Занятия по нейропсихологии представляют собой выполнение упражнений со специальным оборудованием: настольными тренажёрами-лабиринтами для межполушарного взаимодействия, доской-балансиром для мозжечковой стимуляции, мячом-маятником, напольной мишенью, фигурами-цифрами и массажными кочками. Занятия направлены на улучшение взаимодействия двух полушарий головного мозга, восстановление сознательного контроля над своим поведением и осознанное приобретение сложных навыков .

Нейрокоррекция
Нейрокоррекция

Чтобы восстановить пострадавшую нервную систему, детские неврологи часто назначают лекарственную терапию. Так, для устранения последствий гипоксии, как правило, показаны препараты с антиоксидантным эффектом: кортексин, цитофлавин и др. В тех случаях когда у ребёнка из-за гидроцефалии произошло разрушение (истончение) белого вещества, то назначают препараты, которые способствуют восстановлению оболочек нервных волокон: цераксон, нуклео ЦМФ, витамины группы В, а также лецитин, содержащий фосфолипиды — строительный материал для клеточных мембран. При наружной гидроцефалии показаны мочегонные препараты (диакарб) или травы с мочегонным эффектом .

Важно помнить, что лекарственные препараты не улучшают работу конкретной речевой зоны головного мозга — они могут улучшать работу мозга в целом. Любые лекарства должен назначать только невролог, самолечение недопустимо.

Прогноз. Профилактика

При наличии явных органических изменений на МРТ или КТ головного мозга (гидроцефалия, кисты головного мозга, демиелинизация), несмотря на комплексную реабилитацию, нет 100 % гарантии, что ребёнок станет нормально разговаривать и воспринимать речь. Однако при своевременном начале комплексной реабилитации полное восстановление речевой функции и способностей к обучению всё-таки возможно .

Мозг ребёнка пластичен и обладает высокими восстановительными способностями. Хотя погибшие клетки уже не восстановятся, сохранившиеся нейроны, расположенные рядом с местом повреждения, могут взять на себя функцию погибших клеток. Однако высокая восстановительная способность детского мозга с возрастом снижается. Поэтому чем раньше начата комплексная медико-педагогическая реабилитация, тем выше вероятность развить речь и догнать сверстников в развитии.

Важно, чтобы ребёнок научился общаться до школы. Это позволит ему усваивать учебный материал. Вовремя развить речь удаётся примерно 40 % детей с алалией.

При отказе родителей от реабилитации в надежде на самопроизвольное развитие речи заболевание сохраняется, в ряде случаев оно приводит к умственной отсталости. В дальнейшем ребёнок испытывает существенные трудности в обучении либо даже вынужден обучаться в коррекционной школе.

Удастся ли ребёнку освоить письменную речь, также зависит от возраста начала реабилитационных мероприятий и от степени умственной отсталости. В самых тяжёлых случаях помогает система альтернативной коммуникации — PECS. Она позволяет ребёнку общаться без помощи речи: предъявляя визуальные картинки вместо слов и даже составляя из них предложения. Российские логопеды фактически модифицировали эту систему и используют карточки PECS как начальный этап для развития фразовой речи. В этому случае карточки выступают в качестве визуальной подсказки: какие слова, в каком порядке нужно произносить в предложении.

PECS карточки
PECS карточки

Профилактика сенсомоторной алалии:

  • планирование и подготовка к беременности — заблаговременное выявление и лечение заболеваний, которые могут привести к патологии беременности и преждевременным родам;
  • охранительный режим во время беременности — правильное питание, соблюдение режима сна и отдыха, избегание стрессов и нервных перенапряжений, исключение токсического воздействия на организм женщины (употребления алкоголя, курения, работы на вредных производствах и пр.);
  • своевременное выявление и лечение неврологической патологии у ребёнка.

Список литературы

  1. Бадалян Л. О. Детская неврология. — М.: Высшая школа, 2013. — 608 c.
  2. Гаврилова Т. А., Гаврилов А. П., Левин А. В. Микротоковая рефлексотерапия в детской неврологической практике / Учебно-методическое пособие для врачей. — Самара, 2019. — С. 47.
  3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — СПб.: Детство-Пресс, 2007. — 472 с.
  4. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. — М.: Академия, 2009. — 272 с.
  5. Долганюк Е. В., Конышева Е. А., Васильева И. И., Касаткина М, Е. и др. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. — СПб.: Детствопресс, 2017. — 144 с.
  6. Дуус П. Топический диагноз в неврологии. — М.: ИПЦ Вазар-Ферро, 1995. — 381 с.
  7. Живолупов С. А., Самарцев И. Н. Нейропластичность: патофизиологические аспекты и возможности терапевтической модуляции // Журнал неврологии и психиатрии. — 2009. — № 4. — С. 78-85.
  8. Жирмунская Е. А. Клиническая электроэнцефалография (цифры, гистограммы, иллюстрации). — М.: Вега-Принт, 1993. — 33 с.
  9. Заваденко Н. Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции / Методическое пособие для врачей. — М.: Соверо пресс, 2005. — 64 с
  10. Зыков В. П. Лечение заболеваний нервной системы у детей. — М.: Триада-X, 2009. — 190 с.
  11. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 96 с.
  12. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. — М.: АРКТИ, 2000. — 124 с.
  13. Новикова Е. В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. Часть 1. — М.: ГНОМ и Д, 2012. — 496 c.
  14. Одинак М. М. Топическая диагностика заболеваний и травм нервной системы. — СПб.: ДЕАН, 1997. — 216 с.
  15. Петрухин A. C. Клиническая детская неврология / Руководство. — М.: Медицина, 2008. — 1088 с.
  16. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / Учебное пособие для высших учебных заведений. — М: Академия, 2002. — 232 с.
  17. Солдаткина Ф. И., Фридман В. Л., Скибина О. Г. О диагностике нарушений слуха методом регистрации стационарных слуховых вызванных потенциалов // Российская оториноларингология. — 2009. — № 6 (43). — С. 104-106.
  18. Уханова Т. А., Крюков Н. Н., Левин А. В., Гаврилов А. П. Микротоковая рефлексотерапия в восстановительном лечении пациентов с резидуально-органическим поражением ЦНС и детским церебральным параличом // Медицинская технология ФС № 2010/031 от 24 февраля 2010.
  19. Уханова Т .А., Горбунов Ф. Е., Иванова В. В. Лечение речевых расстройств при детском церебральном параличе сочетанием рефлексотерапии с кортексином // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2011. — Т. 111, № 8. — C. 19-22.
  20. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004. — 68 с.
  21. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей / Пособие по диагностике речевых нарушений. — М.: АРКТИ, 2005. — 239 с.
  22. Madzhidova Y., Abdullaeva V., et al. Characteristic and Identification of Autism Spectra Disorders in the Conditions of Primary Health Care in Children of Early Age // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. — 2020; 24: 845-851.
  23. Ukhanova T. A., Gavrilov A. P. Neue formen der rehabilitation der kinder mit einer infantilen zerebralparese (IZP) unter der Anwendung von einer mikrostromreflexotherapie // Internationaler Kongress Fachmesse. — Hannover, 2011. — Р. 163-166.

Оставить комментарий