Тахилалия - симптомы и лечение

Главная » Про болезни » Детские болезни » Тахилалия: причины, симптомы и лечение

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 15 мин.

Поделиться:

Содержание:

Тахилалия (Cluttering)  — это нарушение устной речи, при котором она становится малопонятной для окружающих: торопливой, быстрой, плохо разборчивой. Мысли при этом расстройстве наслаиваются друг на друга быстрее, чем человек успевает их артикуляционно оформить.

Тахилалия может развиться в любом возрасте, но чаще всего её дебют приходится на возраст от 2 до 6 лет, когда у ребёнка идёт активное становление речи.

Тахилалия
Тахилалия

Термин «тахилалия» берёт своё начало из греческого языка: tachis — быстрый, lalia — речь (т. е. ускоренный темп речи). Синонимом также является термин «тахифразия» .

Темп речи, или скорость произношения слов (слогов), является важным компонентом общения. Эта быстрота измеряется числом слов в минуту (или слогов в секунду). Примерный средний темп речи на русском языке — от 80 до 120 слов в минуту, при тахилалии — более 120 слов в минуту.

Чтобы темп речи был ровным, процессы возбуждения в коре головного мозга должны соответствовать процессам торможения. Так, великий русский учёный-нейрофизиолог, психиатр, академик В. М. Бехтерев ещё 1926 году указал, что в основе тахилалии лежит преобладание в коре головного мозга возбуждения над торможением .

С конца XIX века тахилалия входила в группу расстройств под общим названием «дисфазии» . Но в 1934 году благодаря трудам психиатра и логопеда Ю. А. Флоренской тахилалию выделили как отдельную форму расстройства речи с преобладающим нарушением темпа.

В Международной классификации болезней (МКБ-10) тахилалия кодируется как F98.6 Речь взахлёб.

Причины тахилалии

Причины и механизмы тахилалии тщательно исследованы. Так, психиатр и логопед D. Weiss (1950) считал ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма. Значительную роль в этом он отводил наследственности и указывал на генетическую связь ускоренной речи с заиканием. Логопед М. Зееман в 1950 году высказал мнение о том, что ускоренная речь возникает при неправильной работе экстрапирамидной системы — структур головного мозга, участвующих в управлении движениями, поддержании мышечного тонуса и позы.

Педагог-дефектолог М. Е. Хватцев (1959) основной причиной тахилалии считал врождённую недостаточность речевого аппарата, а также неряшливую, неровную речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного исправления быстрой речи ребёнка.

Таким образом, выделяют биологические и социально-психологические факторы риска тахилалии.

Биологические факторы могут оказывать пагубное влияние в период эмбрионального развития, а также в первые месяцы жизни ребёнка. К ним относятся:

  • Пороки развития головного мозга, связанные с хромосомными аномалиями (мутациями).
  • Заболевания при беременности: угроза прерывания, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, вирусные заболевания (COVID-19, герпес), эндокринные патологии (сахарный диабет, гипотиреоз и др.), болезни лёгких, инфекции половых органов (например, гонорея).
  • Физические факторы: радиация, вибрация, электромагнитное излучение, шумовое воздействие.
  • Химические факторы: алкоголь, курение, наркотики, необдуманный приём лекарств, особенно антибиотиков, плохая экология.
  • Кислородное голодание плода, обвитие пуповиной, выдавливание плода во время родов, активизация родовой деятельности с помощью медикаментозных средств.
  • Тяжёлые инфекционные заболевания в раннем детстве: дизентерия, коклюш, корь, коревая краснуха, ОРВИ (особенно нейротропные, например COVID-19), грипп и др. Особенно опасны инфекции, осложняющиеся менингитом, энцефалитом и менигоэнцефалитом, что может приводить к детскому церебральному параличу (ДЦП).

Социально-психологические факторы связаны с недостаточностью эмоционального и речевого общения ребёнка со взрослыми. Сейчас это является огромной проблемой, так как живое общение и встречи зачастую заменяются на переписки в мессенджерах, дети всё больше времени уделяют гаджетам: телефонам, компьютерам и планшетам.

К социально-психологическим факторам относятся:

  • Искажённая речь окружающих: заикание, тахилалия у родителей и людей из близкого окружения.
  • Излишняя требовательность к речи ребёнка, стимуляция повторений. К примеру, когда родители много раз в день усердно повторяют ребёнку, который не выговаривает звук «р»: «Скажи рыба! Скажи рот! Покажи, как рычит тигр!».
  • Педагогическая запущенность (нарушение развития ребёнка, которое возникает из-за недостатка воспитания и обучения). Проявляется поведенческими отклонениями, плохой учёбой, непониманием нравственных ценностей и трудностями социализации.
  • Ненадлежащий тип воспитания: гиперопека, эмоциональное отторжение, жестокое обращение и т. д.
  • Попытка взрослых подстроиться под речь ребёнка, что делать не рекомендуется. С ребёнком нужно разговаривать, не коверкая слова, так, будто говорите со взрослым, а не «по-детски».
  • Дефицит общения.
  • Двуязычие, или по-другому билингвизм, когда ребёнок изучает два языка одновременно (например, когда родители с раннего возраста говорят с ним на двух языках — русском и татарском, русском и башкирском и т. д.).

В группу риска по тахилалии также часто входят дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы тахилалии

Выделяют речевые и неречевые симптомы тахилалии.

Для речевой симптоматики характерно:

  • неудержимая стремительность речи (человек говорит очень и очень быстро);
  • запинки, повторения, «проглатывания» слогов и слов;
  • расстройства чтения и письма (в памяти возникает слово, которое хочется незамедлительно сказать, но оно вытесняется другим словом ещё до того, как человек его произносит ).

К неречевым симптомам относятся:

  • стремительные движения (быстрая ходьба, гиперактивность, тики); порой даже во сне страдающие тахилалией мечутся в постели;
  • повышенная отвлекаемость, сложно сосредоточиться на чём-то одном;
  • слабое развитие зрительной и слуховой памяти (к примеру, человек не может найти различия между двумя картинками; не может воспроизвести в обратном порядке озвученную последовательность из четырёх чисел и т. д.);
  • эмоциональная лабильность (человека с тахилалией легко вывести из себя).

Степень выраженности тех или иных симптомов может меняться в зависимости от ситуации. Человеку с тахилалией наиболее трудно общаться со значимыми для него людьми, а также в моменты спора, стресса и в незнакомой обстановке. В этих ситуациях повышается уровень адреналина, который стимулирует нервную систему, ускоряет процессы возбуждения в коре головного мозга, а также запускает вегетативные реакции, такие как потливость ладоней, покраснение кожи лица и шеи, сухость во рту, учащение сердцебиения.

Страдающие тахилалией, как правило, предпочитают воздержаться от длинных речей, так как говорят их слишком быстро, короткие фразы даются им лучше. Такие пациенты говорят мало и короткими фразами, а длинные предложения при чтении делят на более короткие.

Патогенез тахилалии

Чтобы разобраться, почему запускается любой патологический процесс в организме, всегда нужно сначала понять, как орган (или система органов) работает в норме. Рассмотрим, как появляется речь в целом.

Речь — это системный процесс, в который вовлечены разные отделы головного мозга. Как и другие проявления высшей нервной деятельности, речь осуществляется с помощью бессознательных реакций, или рефлексов.

Речевой аппарат состоит из двух связанных между собой частей: центральной (регулирующей) и периферической (исполняющей).

Центральный речевой аппарат располагается непосредственно в головном мозге и включает:

  • кору головного мозга (преимущественно левого полушария);
  • подкорковые узлы;
  • проводящие пути;
  • ядра ствола (прежде всего продолговатого мозга);
  • черепно-мозговые нервы, связанные с артикуляционным аппаратом; главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.
Черепно-мозговые нервы
Черепно-мозговые нервы

Отделы периферического речевого аппарата:

  • дыхательный — грудная клетка с лёгкими, бронхами и трахеей;
  • голосовой — гортань и голосовые складки;
  • артикуляционный (звукопроизводящий) — язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое и твёрдое нёбо.

Черепно-мозговые нервы передают импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы же, в свою очередь, приводят в движение речевые органы .

Центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа речи из-за патологического преобладания процессов возбуждения над процессами торможения в головном мозге . Преобладание серого вещества в подкорковой области головного мозга обуславливает чрезвычайную двигательную активность. При этом движения тела и органов речевого аппарата становятся некоординированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа и плавности речи.

Классификация и стадии развития тахилалии

К видам тахилалии относят:

  • Баттаризм (парафразия) — это нарушение речи, при котором ускоренный темп сменяется дыхательными толчкообразными паузами, во время которых человек может шевелить губами. Искажаются слова и фразы, пропускаются слоги и буквы, иногда из речи могут выпадать целые предложения. Причём предложения отличаются бедностью деталей, они короткие, не связанные между собой.
  • Полтерн (спотыкание) — это нарушение речи с прерывистым темпом. Перед тем как произнести звук, человек беззвучно двигает губами, что похоже на судорожные движения. Иногда спотыкания путают с заиканием, но у этих нарушений есть различия: при спотыканиях, в отличие от заикания, человек не осознаёт свой дефект; при привлечении внимания к речи у детей с тахилалией она заметно улучшается, а при заикании, наоборот, ухудшается. Письмо при тахилалии торопливое, почерк неясный, а при заикании письмо имеет сжатые формы, оно заторможенное. Голос при спотыкании может быть «в нос». Человеку сложно подобрать слова и выразить мысли .

Осложнения тахилалии

Без специальной коррекции тахилалия, возникшая в детстве, усиливается в подростковом возрасте и сопровождает человека в зрелости, что значительно ухудшает качество жизни.

Одной из главных проблем при этом расстройстве является проблема с социализацией. Быстрая речь производит на окружающих неблагоприятное впечатление, что отражается на самооценке и формировании личности в целом. Из-за трудностей в коммуникации такие люди могут избегать общения, становиться раздражительными, уходить в себя, у них может развиться комплекс неполноценности. Именно поэтому тахилалию необходимо диагностировать и корректировать как можно раньше .

Диагностика тахилалии

Диагностика тахилалии требует комплексного подхода. Чтобы установить причину и вид нарушения речи, проводится медицинское и психолого-педагогическое обследование. Содержание обследования в целом включает оценку состояния нервно-психической сферы, интеллекта и речи.

Сбор анамнеза

Диагностика любого заболевания начинается с тщательного сбора анамнеза, или истории болезни. Ведь, как принято считать в медицине, правильно собранный анамнез — это половина диагноза. Анамнез собирают по определённой схеме, правильно сделать это может врач или педагог-дефектолог, работающий совместно с врачом .

При сборе анамнеза врач спрашивает:

  • нарушена ли речь у родителей или других родственников, страдают ли они нервно-психическими заболеваниями;
  • как протекала беременность и роды;
  • не было ли дефектов и задержки речевого развития в детстве;
  • каковы предполагаемые причины нарушенного темпа речи;
  • как проявлялись нарушения речи в разном возрасте;
  • какая психологическая обстановка в семье (режим, взаимоотношения членов семьи, их отношение к ребёнку);
  • какие у ребёнка интересы, взаимоотношения со сверстниками, коллективом;
  • в каких ситуациях нарушения темпа речи особенно выражены;
  • как проявляются психологические симптомы (отношение человека к своему дефекту, защитные механизмы, речь в различных ситуациях: как ребёнок разговаривает с родителями, с незнакомыми и т. д.); с помощью защитных механизмов дети стремятся уйти от неприятных переживаний, к примеру это может проявляться в плаче, истериках, капризах, попытке привлечь внимание взрослого.

Физикальное обследование

Далее проводится физикальное обследование, во время которого врач оценивает:

  • двигательную активность (способность к подражанию, наличие судорог, координацию и переключение движений, их точность);
  • владение мимикой и жестами;
  • состояние орального праксиса (т. е. умение по заданию, к примеру, подуть, поцокать, пощёлкать языком, надуть щёки и т. д.);
  • произношение звуков, слогов, слов и фраз, пересказ, рассказ, чтение стихов и прозы, диалог и пение (отмечается, как пациент произносит звуки, может ли говорить многосложные слова и длинные фразы, оценивается интонация и голос);
  • владение письмом (списывание и самостоятельное письмо — диктант; фиксируется скорость и качество написания текста).

Инструментальная диагностика

Обязательно проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), эхоэлектроэнцефалография (ЭхоЭГ). Эти исследования позволяют оценить работу коры и подкорковых структур головного мозга. При тахилалии на ЭЭГ будет картина дизритмии, т. е. нарушение ритма, тогда как, например, при заикании ЭЭГ чаще будет нормальной. Однако только лишь ЭЭГ не позволяет отличить тахилалию от неврозоподобных расстройств.

ЭЭГ
ЭЭГ

Также часто требуется провести магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга. В некоторых случаях показана компьютерная томография (КТ) головного мозга. МРТ и КТ позволяют выявить серьёзную патологию (внутричерепную гипертензию, воспалительные процессы, новообразования и т. д.), при которой одним из симптомов может быть расстройство речи .

Лабораторная диагностика

Лабораторные методы исследования необходимы для оценки общего состояния, выявления каких-либо патологических процессов и заболеваний, которые могут влиять на нервную систему и эмоциональный тонус, вызывая или усугубляя патологию речи. Так, общий и биохимический анализ крови, исследование мочи позволяют оценить работу печени, почек и других систем. Многие заболевания, оказывая вредное воздействие на организм, в частности на нервную систему, вызывают тот или иной дефект речи .

Дифференциальная диагностика

Нарушения темпа речи следует отличать от заикания, дизартрии и проявлений психиатрических заболеваний (например, шизофрении) .

Лечение тахилалии

Коррекция тахилалии проводится комплексно с участием логопеда и медицинских работников: физиотерапевта, психотерапевта, инструктора лечебной физкультуры. Кроме того, важно помнить, что даже при слаженной систематической работе специалистов необходима и постоянная самостоятельная работа пациента над собственной речью и поведением (здесь речь идёт о взрослых пациентах, так как тахилалия может возникнуть и в школьном периоде).

При коррекции тахилалии в первую очередь необходимо:

  • организовать правильный режим дня, придерживаться распорядка труда и отдыха, нормализовать сон;
  • обучиться медленно читать, спокойно и упорядочено говорить;
  • научиться спокойно, плавно, ритмично дышать и произносить звуки;
  • нормализовать взаимоотношения с окружающими.

Логопедическая работа может быть индивидуальной и групповой. У групповых занятий есть ряд плюсов: в коллективе легче создать проблемную, игровую, речевую ситуацию и организовать общение. На занятиях инициатива сначала принадлежит логопеду, но постепенно переходит к занимающимся . В группу входят только дети с тахилалией.

Логопедическая работа в группе
Логопедическая работа в группе [16]

Логопедическую работу рекомендуется проводить поэтапно:

  1. Режим молчания. Рекомендуется соблюдать тишину вне занятий и дома, ограничиваться лишь самыми необходимыми фразам. На время забыть о радио, телевизорах, телефонах. Режим молчания снимает тревожность, сосредотачивает на правилах занятий. Этап может длиться одну-две недели.
  2. Усвоение медленного темпа речи. Рекомендуется начать с громкого чтения вслух. Сначала читает логопед, затем пациент (либо пациенты по очереди, если речь идёт о групповом занятии) с последующим анализом чтения. Каждое занятие начинается с речевой зарядки — счёта вслух до 30 или 50. Далее проводится речевая работа (в группе или самостоятельно). Главным аспектом во всех речевых упражнениях является слитная речь. Замедляются все движения, скорость чтения, реакции на внешнюю среду, всё поведение в целом. В конце этого этапа подводятся итоги работы дома и в группе, пациенты рассказывают о своём самочувствии.
  3. Коррекция высказываемых мыслей. Проводится пересказ прочитанного по плану и без него, детализация пересказа.
  4. Работа над коллективным рассказом. Проходит это следующим образом: внезапно, по сигналу, каждый пациент продолжает рассказ предыдущих участников, для этого необходимо внимательно слушать всех присутствующих. Также на данном этапе вводится медленное чтение про себя, оно благотворно влияет на устную речь и повышает дисциплину. На этом этапе логопед обращает внимание на чёткое произношение каждого звука (приветствуется работа перед зеркалом) .
  5. Подготовка к выступлению на публике. Во время самостоятельных занятий пациенты отрабатывают манеру поведения, темп речи и жестикуляцию. Обычно выступление записывается на видео, после чего анализируется.

Длительность курса — от 2,5 до 3 месяцев, при необходимости до 4–6 месяцев. По его завершению нужно продолжать заниматься самостоятельно, закрепляя навыки правильной речи. Работа проводится по тем же методикам, которые отрабатывались в группе.

Лечебная физкультура (ЛФК) при тахилалии используется для улучшения моторики и координации, способствует появлению тормозных стимулов (торможение ненужного движения и возникновение необходимого), тренирует внимание и выдержку. Все упражнения рекомендуется выполнять плавно под счёт и мелодичную музыку . ЛФК проводится параллельно с логопедическим курсом.

Физиотерапия используется после консультации с неврологом. К физиотерапевтическим методам лечения относятся электросон, электрофорез на воротниковую область по Щербаку или с успокаивающими, сосудистыми препаратами, электромиостимуляция, ароматерапия, массаж, бальнеотерапия (лечение минеральными водами). Физиотерапия регулирует общий тонус, работу центральной и вегетативной нервной системы, способствует улучшению самочувствия и укреплению физического здоровья.

Фармакотерапия также часто используется при тахилалии. Широко применяются витамины, особенно группы В, питающие нервную систему. При невротических, психоневрологических и астенических расстройствах могут назначаться поливитаминные комплексы, препараты магния, успокаивающие препараты и ноотропы .

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от характера, темперамента и умственных способностей человека. Чем спокойнее ребёнок, тем легче формируется правильный темп речи. При невропатических проявлениях, когда ребёнок беспокойный, агрессивный, плохо контролирует свои действия («полевое поведение») и склонен к истерикам, болезнь становится сложнее лечить и она хуже поддаётся коррекции .

Своевременное устранение нарушений речи в дошкольном возрасте исключает их пагубное воздействие на формирование речи и личности в дальнейшем. Важно понимать, что тахилалия не проходит самостоятельно, без лечения и помощи логопеда она сохраняется во взрослом возрасте и со временем нарушение речи будет сложнее исправить.

Прогноз также зависит от приверженности к лечению самого пациента и от сотрудничества родных с лечащим врачом и логопедом. Здесь очень подходит фраза, сказанная в ХIII веке сирийским врачом Абу-ль-Фараджом: «Смотри, нас трое — я, ты и болезнь. Если мы с тобой объединимся против болезни, мы победим. Если ты объединишься со своей болезнью, то я проиграю».

Профилактика тахилалии

Профилактика нарушений речи должна начинаться ещё на этапе планирования беременности и рождения ребёнка и продолжаться на протяжении всей жизни. Прежде всего, сюда относится благоприятное протекание беременности, бережное отношение к здоровью женщины, ранее выявление факторов риска отклонений и их устранение.

Будущей маме нужно ответственно подойти к беременности — пройти прегравидарную подготовку, желательно вместе с будущим папой:

  • устранить дефициты (особенно железа и йода);
  • уделить внимание хроническим заболеваниям, снизить избыточный вес;
  • отказаться от вредных привычек;
  • при необходимости сделать недостающие прививки.

Во время вынашивания малыша важно укреплять иммунную систему, сбалансированно питаться, проходить регулярные медицинские обследования и беречься от инфекций .

В дальнейшем же, когда рождается ребёнок, нужно позаботиться о его правильном поведении и развитии речи. Задача родителей — помочь малышу в её становлении и как можно раньше обратить внимание на её отставание и нарушение развития. При подозрениях или опасениях необходимо обратиться к профильным специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу, психологу .

Список литературы

  1. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е издание, переработанное и дополненное. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 703 с.
  2. Харитонова Е. А., Хабарова С. П. Основы логопедии. Теоретико-методологические основы логопедии: курс лекций. — Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2019. — 51 с.
  3. Хабарова С. П. Нарушение темпа речи. Заикание. — Витебск: Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, 2020. — 52 с.
  4. Купцова А. М., Хабибрахманов И. И., Зиятдинова Н. И., Зефиров Т. Л. Физиология речи: учебно-методическое пособие. — Казань: Вестфалика, 2019. — 43 с.
  5. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. — 4-е издание. — СПб.: Питер, 2009. — 416 с.
  6. Баль Н. Н., Варенова Т. В., Гайдукевич С. Е. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учётом инклюзивных подходов: учебно-методическое пособие для студентов учреждений высшего образования в 3 частях. Часть 3. — Минск: БГПУ, 2018. — С. 6–56.
  7. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 384 с.
  8. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов в 5 книгах. Книга 2. Нарушения темпа и ритма речи: заикание, брадилалия, тахилалия / под ред. Л. С. Волковой. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 432 с.
  9. Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов в 2 книгах. Книга 1. — 2-е издание. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 384 с.
  10. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Профессиональное образование, 1993. — 232 с.
  11. Гайнуллина Э. З. Тахилалия // Международный педагогический портал. — 2019.
  12. Селиверстов В. И., Парамонова Л. Г. Логопедия: методическое наследие. Книга 2. Нарушения темпа и ритма речи: заикание, брадилалия, тахилалия: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л. С. Волковой. — М.: Академический Проект, 2016. — 432 c.
  13. Польшина М. А. Системное нарушение речи. Алалия: учебно-методическое пособие. — Оренбург: ОГПУ, 2022. — 70 с.
  14. Бенилова С. Ю., Давидович Л. Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика): монография. — 2-е издание, исправленное. — М.: ФЛИНТА, 2023. — 484 с.
  15. Бадалян Л. О. Детская неврология: учебное пособие. — 6-е издание. — М.: МЕДпресс-информ, 2021. — 608 с.
  16. Mental health and language development // Elklan Training Ltd. — 2019.

Оставить комментарий