Склонность подростка к воровству на фоне неустойчивого воспитания: случай успешной семейной терапии

Главная » Случаи лечения » Склонность подростка к воровству на фоне неустойчивого воспитания: случай успешной семейной терапии

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 4 мин.

Поделиться:

Содержание:

В больницу обратилась 35-летняя женщина, мать 14-летнего мальчика. Она жаловалась на то, что сын постоянно всем врал и часто воровал, в том числе из дома.

Жалобы

Женщина чувствовала себя беспомощной, обижалась на сына.
Мальчик также был недоволен матерью, в частности жаловался на неустойчивую систему воспитания: она то слишком опекала его, то отдалялась и не обращала на него внимание.

Проблемное поведение подростка обычно проявлялось в ситуациях, когда женщина была занята личными делами. В эти моменты ей могли позвонить соседи или инспектор полиции и сообщить о ненадлежащих поступках сына. Несколько раз их вызывали в отделение полиции, где они проходили комиссию по делам несовершеннолетних.

Анамнез

Первые мелкие кражи мальчик начал совершать ещё в младшей школе. Постепенно он стал воровать дорогие предметы, алкоголь, сигареты и деньги.

Мальчик родился в полной семье, но отец ушёл сразу после его рождения и не принимал участия в воспитании сына. К подростковому возрасту у него упала мотивация к учёбе.
На момент обращения женщина испытывала финансовый кризис: она потеряла работу и решила кардинально сменить сферу профессиональной деятельности. Её доход снизился, появились задолженности по кредитам и за коммунальные услуги.

Обследование

В процессе общения женщина говорила сбивчиво, громко, быстро. Выражала чувство тревоги по поводу поведения сына и его будущего.
Мальчик отвечал односложно, в психологической помощи заинтересован не был. Характеризовал себя как необщительного. Признался, что часто конфликтует с одноклассниками и сверстниками.
Мать и сын выглядели опрятно.

В ходе интервью по опроснику «Анализ семейных взаимоотношений» выяснилось, что женщина придерживалась неустойчивого стиля воспитания: от очень строгого к либеральному и, наоборот, от сильного внимания к эмоциональному отвержению. Например:
  • в хорошем настроении могла простить сыну то, за что в другое время наказала бы;
  • женщина осознавала, что мальчик умеет подобрать правильный момент, чтобы получить от матери то, что ему нужно;
  • часто сменяла баловство на строгость;
  • в спокойные периоды почти не взаимодействовала с сыном, «бралась» за него, когда он провинится.
Общение с мальчиком по модифицированному опроснику для определения типов акцентуаций характера показало, что его ведущими особенностями являются плохое настроение, раздражительность, озлобленность, склонность к агрессии, которая порождает аффективную взрывчатость.
Отмечалась напряжённость в инстинктивной сфере, которая в отдельных эпизодах приводила к нарушению влечений. Интеллект «вязкий», тугоподвижный, тяжеловесный и инертный.
Аффекты могли быть вызваны дисфорией — внезапными приступами раздражительности, недовольства окружающими и самим собой. В состоянии аффекта он сам искал повод для конфликта. Властность, стремление к доминированию и превосходству над сверстниками, жёстокость, неуступчивость и самовлюблённость подкрепляли аффект.
Для гневных вспышек ему не нужен серьёзный повод, мальчику было достаточно незначительного ограничения, ущемления прав и интересов.

Диагноз

Неустойчивый тип семейного воспитания, подкрепляющий возбудимое поведение несовершеннолетнего.

Лечение

Мальчику назначили индивидуальные и совместные с матерью консультации. В ходе терапии подросток должен был проанализировать и оценить своё поведение, какой вред он приносит себе или своим близким, а также постараться найти способы решения проблем.
Систематические консультации длились в течение года:
  • семейные — по 2 раза в месяц на протяжении трёх месяцев, далее — один раз в месяц;
  • индивидуальные — раз в неделю в течение трёх месяцев, далее — 2 раза в месяц независимо от наличия проблемных эпизодов.

На фоне психотерапии мальчик стал реже воровать, врать и вступать в конфликты. Крупные кражи прекратились, но возникали подозрения относительно мелких пропаж у сверстников: зажигалок, сигарет, стикеров (эти факты не подтвердились).

Учитывая достигнутый прогресс, матери и сыну рекомендовали продолжить курс психологической помощи и соблюдать рекомендации, получаемые на сессиях. Они отметили полезность психологической помощи, в частности фокус на неустойчивом стиле воспитания.
Мальчик поблагодарил за поддержку, которую ему оказывали на протяжении года. Пока ему не удалось завести друзей, однако конфликтов стало заметно меньше.

Заключение

Этот клинический случай показывает, что сложности в детско-родительских отношениях влияют на поведение детей в социуме. Психологические консультации помогли скорректировать отношения между матерью и сыном и научили подростка конструктивному взаимодействию. Всё это снизило интенсивность заявленных проблем, в частности воровства.

Оставить комментарий