В больницу вместе с родителям пришёл 12-летний мальчик с сильным высыпанием на лице, туловище, руках и ногах.
Жалобы
Пациент отметил, что высыпания сопровождались болезненностью, трещинами, жжением, зудом и сухостью. Долгое течение патологии привело к тому, что мальчику стало тяжелее общаться со сверстниками, он был постоянно напряжён и чувствовал себя некомфортно.
Обычно зуд усиливался к вечеру, что мешало ему уснуть.
Анамнез
Впервые симптомы появились в раннем детстве. С тех пор обострения случались по 3–4 раза в год, обычно при похолодании. В среднем примерно дважды в год мальчик лечился в стационаре.
Ребёнок рос и развивался согласно возрасту. Живёт в полной семье. Хронических сопутствующих заболеваний, аллергии и травм не было. Операции не проводились. Наследственность не отягощена.
Обследование
Патологический процесс воспалительный и симметричный, все высыпания разных типов. На теле отмечались:
- эритематозно-сквамозные очаги без чётких границ;
- мелкие папулы;
- экскориации (рачёсы),
- лихенификации (утолщение из-за длительного воспаления) на фоне общей сухости кожи.
При надавливании на кожу оставался стойкий белый след. В области нижних век имеются складки (складки Денни — Моргана).
Также можно было заметит явления хейлита: сухость и трещины на губах, бледность лица.
Общий анализ крови показал эозинофилию и повышенный уровень IgЕ. Это указывает на развитие аллергического воспаления в крови.
Показатели кала, общий анализ мочи и биохимический анализ крови в пределах нормы.
Диагноз
Обострение диффузного атопического дерматита эритематозно-сквамозной формы (подростковый период).
Лечение
Мальчику назначили:
- Хлоропирамин — по 1 мл 2%-го раствора внутримышечно в течение недели и по таблетке (25 мг) раз в сутки на ночь на протяжении 10 дней;
- Глюконат кальция — по 500 мг 3 раза в сутки в течение 10 дней;
- Белогент — наносить по 2 раза в сутки на очаги на туловище и ногах;
- бальзам Lipikar — наносить по 2 раза в день на лицо и по всему телу;
- ограничение контакта с водой примерно на 7–10 дней — в остром периоде желательно сократить количество водных процедур до раза в неделю, отдавая предпочтение короткому 10-минутному душу, при улучшении состояния число купаний постепенно доводят до привычного режима.
Через 10 дней состояние пациента улучшилось: зуд прошёл, кожа стала менее сухой, высыпания потускнели и очистились от чешуек, расчёсы и папулы прошли.
Учитывая результат, было решено постепенно отказываться от топических глюкокортикостероидов (Белогента): сначала использовать раз в день, а потом через день. После этого перейти на проактивную терапию: Такропик 0,03 % — наносить по 2 раза в день до полного исчезновения симптомов; затем ещё в течение трёх месяцев по 2 раза в неделю — на места, в которых чаще всего появлялись высыпания.
Чтобы ускорить регенерацию, добавили витаминный препарат Аевит — по капсуле раз в день на протяжении месяца. В качестве базового ухода мальчику назначили ежедневно пользоваться бальзамом Lipikar и принимать душ с Lipikar Syndet.
Родителям также рекомендовали приобрести увлажнитель воздуха и вне обострения отправлять ребёнка на санаторно-курортное лечение в Кисловодск.
На контрольном осмотре через 3 месяца пациент рассказал, что он старательно выполнял все назначенные рекомендации. Как результат, сухость кожи значительно снизилась, дерматит и зуд прошли.
Заключение
Атопический дерматит — это хроническая воспалительная болезнь, которая чаще всего распространена среди детей. Этот клинический случай показывает переход патологии из детского периода в подростковый, описывает его типичное тяжёлое течение и склонность к рецидивам.
Перспективным методом лечения таких пациентов является системная терапия иммунобиологическими препаратами. Она предотвращает развитие тяжёлого хронического течения дерматоза и исключает его негативное воздействие на детский организм.
В нашей стране наиболее активно такие препараты применяют в «Национальном медицинском исследовательском центре здоровья детей» в Москве. Сейчас значительным ограничением для широкого использования является высокая стоимость этих лекарств. Остаётся надеяться, что в будущем такая терапия станет более доступной.