7 июля 2022 года в психотерапевтический кабинет клиники «Надёжная помощь» обратилась 27-летняя женщина, которая чувствовала сильную тревогу.
Жалобы
Пациентку беспокоило постоянное чувство беспокойства «в груди», которое в течение дня «то ослабевало, то усиливалось» без очевидных причин. При усилении беспокойства учащалось сердцебиение, появлялось «жжение» в области груди и шеи. Женщину преследовали негативные мысли по поводу её здоровья.
Она также жаловалась на эмоциональную нестабильность, плаксивость, чувство подавленности, апатию, снижение работоспособности и плохой поверхностный сон (долго засыпала, утром не чувствовала себя отдохнувшей).
Очевидных факторов, облегчающих или усиливающих симптомы, не замечала.
Анамнез
Жалобы нарастали в течение последних двух лет. Пациентка считала, что её состояние связано со сложной семейной ситуацией. 3 года назад женщина вышла замуж. Супруг «ревнивый и строгий», заставил уйти с работы. Пара жила вместе с родителями мужа — людей «старых нравов»: требовательные, ограничивали пациентку «в свободе самовыражения», постоянно «упрекали и воспитывали».
В материальном плане проблем не было. По словам женщины, муж пытался купить её расположение и послушание, однако «отсутствие эмоциональной свободы и возможности самореализации» привело к тому, что она замкнулась и ушла в себя: «сначала просто много плакала, часто болела голова, потом появилась какая-то тревога в груди».
Медицинских препаратов не принимала, за помощью ранее не обращалась, но «слушала в YouTube разных психологов». В итоге решила, что сама с этой ситуацией не справится.
Хронических заболеваний нет.
Пациентка — единственный ребёнок в полной семье. В школе училась хорошо, посещала кружки. Окончила вуз по специальности «экономист». 4 года проработала администратором в отеле, но за 2 года до обращения уволилась, так как на этом настоял муж. Выполняла обязанности «домохозяйки и жены».
Обследование
На приёме женщина ориентировалась во времени и пространстве. Охотно вступала в беседу. Интеллект, мышление и память развиты соответственно возрасту. Была несколько напряжена и тревожна, в плохом настроении. Говорила о «постоянной загруженности в голове»: не отпускали беспокойные мысли о будущем и психологическом состоянии. Эмоционально нестабильна, легко начинала плакать. Мысли о суициде не возникали, но пациентке казалось, что «её силы на исходе». Она понимала свою проблему и была настроена на лечение.
По шкале депрессии Гамильтона (HDRS) — 18 баллов (депрессивное расстройство средней степени тяжести). По шкале тревоги (HAM-A) — 26 баллов (умеренная степень тревожного расстройства).
Показатели ЭКГ в норме. Артериальное давление — 120/75 мм рт. ст., пульс — 64 удара в минуту. Кардиолог и невролог не выявили патологий по своему профилю. Результаты общего анализа крови и мочи в пределах нормы.
Диагноз
Лечение
Женщине расписали план лечения на 3 месяца:
- антидепрессант + анксиолитик;
- еженедельные индивидуальные сеансы когнитивно-поведенческой терапии;
- еженедельная семейная психотерапия.
Лекарственные препараты помогли устранить проблемы со сном и выраженные проявления тревоги и депрессии в течение первых трёх недель лечения.
Сеансы индивидуальной психотерапии наряду с эмоциональной поддержкой были направлены на преодоление собственной низкой терпимости к неопределённости, переоценку ценности беспокойства, выработку оптимальных путей решения проблем, профилактику рецидивов и т. д. Пациентка позитивно восприняла такой план лечения и активно включилась в работу.
Семейная психотерапия проходила совместно с супругом. Её главной задачей было восстановить гармоничные продуктивные отношения.
По истечению трёх месяцев лечения женщине отменили препараты (с постепенным снижением дозы) и продлили поддерживающую психотерапию (сеанс в месяц).
Состояние пациентки значительно улучшилось, она устроилась на работу, и в декабре они с мужем съехали от его родителей. Отношения с супругом улучшились, они смогли найти контакт и взаимопонимание.
Заключение
Этот клинический случай показывает, что лечение невротических расстройств, включая тревожно-депрессивное расстройство, должно быть комплексным. Если причины патологии уходят корнями в проблемные семейные отношения, необходимо проводить совместную семейную психотерапию.