В октябре 2018 года в приёмный покой центральной районной больницы Алтайского края поступил 3-летний ребёнок с сыпью и повышением температуры до 37,8 ℃.
Жалобы
Пациента также беспокоил насморк, боль в горле, частый сухой кашель, который не проходил в течение дня, слабость, снижение аппетита и ухудшение общего самочувствия.
Малышу капали сосудосуживающие капли в нос, название других препаратов мама ребёнка вспомнить не смогла.
Анамнез
Первые симптомы, включая насморк, боль в горле и температуру, появились за 4 дня до обращения. Через два дня насморк почти прошёл, кашель стал малопродуктивным, а затем появилась сыпь. Тогда родители решили обратиться за помощью.
Ребёнок родился от первой беременности в результате самостоятельных срочных родов. Период новорождённости протекал без особенностей. Привит в соответствии с национальным календарём, прививки переносил нормально. Аллергии нет. В 2 года болел ОРВИ.
По словам мамы, наследственных заболеваний у малыша нет.
Обследование
При осмотре на коже туловища, рук и ног отмечались различные по виду высыпания:
- чётко очерченные круглые красно-синюшные пятна;
- плоские отёчные папулы, плотные при прощупывании и склонные к слиянию, размер — от 2–3 мм до 3 см, по краям образовался отёчный валик, а центр папул, постепенно западая, приобретал цианотичный (синюшный) оттенок.
Слизистая ротоглотки умеренно красная и отёкшая. Миндалины разрыхлены, немного увеличены и отёчны, без налёта.
Дыхание в лёгких жёсткое, хрипов не было. При простукивании звук по всем лёгочным полям проводился одинаково. Живот мягкий, печень и селезёнка нормального размера.
Биохимический анализ крови показал повышенный уровень:
- аспартатаминотрансферазы (АСТ) — 53,7 Ед/л;
- щелочной фосфатазы — 706,4 Ед/л;
- С-реактивного белка (СРБ) — намного выше нормы.
Диагноз
Острый фарингобронхит средней степени тяжести. Многоформная экссудативная эритема.
Пятна на бедре и колене
Сыпь на голени
1 / 2
Лечение
Ребёнку назначили:
- Хлоропирамин — внутривенно;
- Преднизолон — внутривенно;
- Ацикловир;
- антисептик — орошение полости рта.
На фоне проводимой терапии достаточной положительной динамики не отмечалось. Тогда пациента осмотрел краевой дерматолог. Однако коррекция лечения также не привела к значимой динамике.
По согласованию с заведующей, ребёнка перевели в отделение аллергологии и иммунологии в Детской городской клинической больнице № 7 в Барнауле.
В условиях специализированного стационара, где лечение проходило под контролем узкопрофильных специалистов, малыш, наконец, выздоровел.
Заключение
Этот клинический случай показывает, с какими сложностями сталкивается врач при дифференциальной диагностике многоформной эритематозной сыпи на фоне фарингобронхита. Медикаментозная терапия, проводимая в районной больнице, не давала значимого результата, и только после перевода малыша в специализированный стационар он смог выздороветь.