В клинику обратилась мама с заикающимся ребёнком.
Жалобы
При разговоре 5-летний малыш запинался, периодически прерывался, повторял слоги и растягивал слова. Его также мучили ночные страхи и недержание мочи (энурез). Он был раздражительным, эмоционально напряжённым, тревожным и беспокойным. Ребёнок также боялся новых людей и незнакомых мест.
Благоприятная обстановка и ровное дыхание облегчали состояние пациента. Противоположные ситуации, например конфликты, вызывали обратный эффект.
Анамнез
Впервые заикание (логоневроз) появилось в 3 года на фоне стрессовой ситуации при поступлении в детский сад. Ребёнок не хотел там оставаться без родителей и сильно плакал. После сада перестал разговаривать, молчал несколько часов. К вечеру снова заговорил, но запинаясь и растягивая слова.
У психолога ребёнок не наблюдается.
Внутриутробной патологии не было. Первые слова ребёнок сказал в 10 месяцев, фразовая речь появилась в 18, словарный запас бурно пополняется.
Родители малыша подвержены невротическим расстройствам.
Обследование
В разговоре малыш употребляет грамматически верные сложные речевые конструкции. Звукопроизношение не нарушено, но наблюдался страх перед речью (логофобия). Ребёнок был излишне впечатлительным и тревожным.
МРТ головного мозга не выявила никаких очаговых образований.
Диагноз
Логоневроз.
Лечение
Для исправления логоневроза пациенту назначили различные техники массажа: поглаживание, растирание, плотное нажатие, разминание, вибрацию и поколачивание.
Вместе со специалистом ребёнок выполнял упражнения для нижней челюсти, губ и артикуляционных мышц, формировал диафрагмальное дыхание, голосоподачу и вырабатывал плавную речь. Метод базировался на тренировке диафрагмальной мускулатуры, применении низкочастотных звуков и снятии спазмов в начале речи.
Положительная динамика появилась сразу после первого занятия. Пациент начал говорить без запинок. Далее требовался постоянный контроль за произносимой речью.
Уже в первую неделю все речевые симптомы значительно уменьшились.
Для того чтобы полностью избавиться от заикания, понадобился месяц (8 занятий). Существенный прогресс дала первая неделя. Ребёнок всё реже запинался и повторял слоги, речь стала более плавной и непрерывистой.
Заключение
Этот случай показывает, что не стоит отчаиваться. Всегда нужно искать способы, как помочь своим детям в исправлении дефектов. Это значительно облегчит их состояние и придаст уверенности.
Чтобы вовремя помочь малышу, важно знать о признаках заикания:
- ребёнок внезапно замолкает и отказывается говорить;
- употребляет перед словами гласные звуки «а», «и»;
- повторяет первые слоги слов;
- останавливается в середине слова.
При появлении таких симптомов надо мягко остановить малыша и предложить ему подышать. Далее родителям следует попросить ребёнка глубоко вдохнуть животом и спокойно повторить фразу.