Случай заднекапсулярной катаракты неясного генеза у ребёнка 6 лет

Главная » Случаи лечения » Случай заднекапсулярной катаракты неясного генеза у ребёнка 6 лет

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 3 мин.

Поделиться:

Содержание:

В поликлиниклиническое отделение Томской областной клинической больницы в ноябре 2017 года обратилась мама с ребёнком 6 лет с жалобами на снижение предметного зрения ребёнка при взгляде вдаль.

Жалобы

Снижение зрения у ребёнка было выявлено на профосмотре в детском саду.

Девочка рассказала, что при ярком свете зрение становится ещё хуже, в условиях неяркого освещения она видит лучше. При игре на близких дистанциях (чтение, лепка) также отмечала снижение зрения.

Анамнез

При изучении медицинской документации (история развития ребёнка)с момента рождения и до 2016 года рефрактогенез соответствовал возрастной норме. Прибавка остроты зрения также соответствовала возрасту и к 2016 году составляла 0.7-0.8 строчек. Рефракция: слабая гиперметропия. В локальном статусе патологических изменений хрусталика на момент осмотра не обнаружено. В октябре 2017 года обнаружилось снижение зрения до 0.3-0.4, и девочка была направлена на консультацию в ОКБ.

Ребенок желанный, от первой беременности, первых родов. Родилась доношенная, в срок, привита по возрасту. Посещает ДДУ. На диспансерном учёте у узких специалистов не стоит. Вес, рост, интеллектуальное развитие соответствуют возрастной норме. Семейный анамнез по глазным заболеваниям не отягощён.

Обследование

Лицевой отдел скелета развит правильно, ассиметрии нет. Придаточный аппарат глаза без патологических изменений и стигм дизэмбриогенеза. Телосложение нормостеническое.Офтальмологический осмотр: угол косоглазия по Гиршбергу 0°; движения глаз сохранены в полном объёме во всех направлениях взора.

Авторефрактометрия:OD sph -1.75 cyl -2.25 ax 13;OD sph 0.00 cyl +1.5 ax 95.Биометрия: OD 23,04 мм;OS 22.83 мм.Кератометрия:OD вер 43,00 ax 94 гор 41,25 ax 4;OS вер 43,50 ax 90 гор 41,00 ax 180. Visus OD = 0.3 OS = 0.4, коррекции нет.БМС в условиях полной медикаментозной циклоплегии: субкапсулярные симметричные помутнения в области задней капсулы хрусталика.Глазное дно: соответствует норме.Направлена на консультацию к педиатру для исключения сахарного диабета, к генетику для исключения болезней накопления. Общесоматической патологии по результатам исследования смежных специалистов выявлено не было. ОАК, ОАМ, БАК и консультация генетика патологии также не выявили.

Диагноз

Заднекапсулярная катаракта обоих глаз неясного генеза.

Лечение

Учитывая неясность этиологии была избрана выжидательная тактика. 6 мес. пациентка дообследовалась и раз в 3 мес. приходила на осмотр офтальмолога. Динамики ни отрицательной, ни положительной выявлено не было, и пациентке было рекомендовано хирургическое лечение. В феврале 2018 года была выполнена ФЭК+ИОЛ enVISTA +24.0 левого глаза, а через 7 дней ФЭК+ИОЛ enVISTA +24.0 правого глаза. В обоих случаях интраоперационно был выполнен задний капсулорексис. Послеоперационный период протекал без особенностей. Дополнительно назначено аппаратное лечение амблиопии.

Через месяц после лечения острота зрения вдаль составила Visus OD = 0.6 sph +0,5 cyl -1.25 ax 10 = 0,7 OS = sph +0.5 cyl -1.25 ax 180 = 0,7+3 зн.Для чтения текста № 5 вблизи требуемая аддидация составила +3.25.БМС: ИОЛ расположена правильно, в капсульном мешке, чистая.

За счёт восстановления прозрачности сред предметное зрение вдаль стало выше. Но за счёт удаления нативного хрусталика невозможна функция аккомодации. Поэтому для работы вблизи требуются очки с возможностью чёткого зрения на дальних, средних и ближних дистанциях. После адаптации к очкам пациентке будут подобраны мультифокальные контактные линзы.

Заключение

Данный клинический случай показывает, что катаракта у детей может проявляться не с первых дней жизни. Учитывая симметричный характер поражения хрусталиков, данный клинический случай можно рассматривать как проявление системной патологии, которая пока не проявилась. Очень важно правильно назначать оптическую коррекцию у детей после факоэмульсификации, используя все возможные современные методики. Это помогает ребёнку чувствовать себя полноценным, даёт возможность учиться, развиваться, быть равноправным членом общества.

Оставить комментарий