Случай успешного лечения кишечной инвагинации без хирургического вмешательства

Главная » Случаи лечения » Случай успешного лечения кишечной инвагинации без хирургического вмешательства

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 4 мин.

Поделиться:

Содержание:

2 ноября 2017 года в 22:30 в приёмное отделение Детской краевой клинической больницы Краснодара обратились родители с ребёнком, которому исполнилось 3 года и 9 месяцев. Малыш был бледным и беспокойным.

Жалобы

Мама ребёнка рассказала, что после кормления он неожиданно начал плакать и поджимать ножки к животу. Такой приступ длился около 5 минут, закончился так же неожиданно, как начался, и повторился ещё 10–12 раз. В это время ребёнок бледнел (становился «мраморным») и у него повышалось потоотделение.

Перерывы между приступами длились 15–20 минут. Когда ребёнок начинал плакать и поджимать ножки, мама давала ему Эспумизан и растолчённые таблетки Но-шпа, разведённые водой. После приёма лекарств приступ временно проходил, малыш выглядел заторможенным, уставшим и сонливым, но со временем начинал вести себя как обычно и спокойно играл с игрушками, пока приступ не начинался снова.
На фоне происходящего мама заметила, что у малыша сильно вздулся живот, поэтому она поставила ему клизму, но вместо кала вышли промывные воды, что ещё больше насторожило женщину.

Анамнез

Первый приступ произошёл примерно в 16:30. Несмотря на все попытки мамы облегчить состояние ребёнка, вечером ему стало хуже. Он отказывался от еды, один раз его вырвало зеленовато-жёлтой массой. После того как самолечение не дало никаких результатов, родители решили отвезти ребёнка в больницу.

Беременность протекала без осложнений. Малыш весом 3570 г родился при первых срочных естественных родах. Сразу после рождения чувствовал себя хорошо. Ребёнок рос и развивался соответственно возрасту. По словам родителей, травм, переливания крови и плазмы, переломов и операций у малыша не было.
Болел ОРВИ, трахеитом и бронхитом, перенёс ветряную оспу, корь и скарлатину. За две недели до обращения в приёмное отделение хирургического корпуса находился на стационарном лечении в детской инфекционной больнице.
Семейный анамнез не отягощён. На диспансерном учёте у узких специалистов ребёнок не состоял.

Обследование

Малыш стонал, плакал и активно дышал. Его кожа побледнела и покрылась холодным потом, слизистая глаз и носа пожелтела, а губы стали синюшными. Визуально определялся симптом Данса (небольшое западение правой подвздошной области).
Чтобы немного успокоить ребёнка, ему внутримышечно ввели Дротаверин, после чего он стал вялым и менее активным. Живот также стал немного мягче. В правой боковой области прощупывалось мягко-эластичное образование, похожее на гладкий, умеренно подвижный валик. При прощупывании ребёнок чувствовал небольшую боль.
После ректального осмотра следов крови или слизи на перчатке не осталось. Верхняя часть прямой кишки была пустой.

Ребёнку назначили УЗИ органов брюшной полости, которое выявило образование в виде двух тёмных (гипоэхогенных) колец со светлым (гиперэхогенным) кольцом между ними, напоминающее мишень.
Обзорная рентгенография показала небольшое количество газа в правой нижней части живота и признаки кишечной непроходимости: расширенные петли кишечника с чередованием тёмных и светлых участков, указывающих на наличие жидкости.

Диагноз

Лечение

Было принято решение провести пневматическую дезинвагинацию — высвободить ущемлённую кишку с помощью воздуха. Чтобы обнаружить инвагинат, перед операцией ребёнку прощупали живот, после чего в прямую кишку ввели медицинское зеркало, к которому присоединили систему нагнетания воздуха (баллон Ричардсона). Малышу сжали ягодицы и начали осторожно и медленно нагнетать воздух. Чтобы следить за продвижением воздуха по толстой кишке, также необходимо было внимательно наблюдать за изменением формы живота ребёнка.
Ассимметричный живот сначала полностью округлился, а потом внутри послышался звук, как от приглушённой хлопушки: воздух расправил инвагинат и проник в тонкую кишку.
При повторном прощупывании живота инвагинат больше не определялся, а рентгеновский снимок показал равномерное распределение расширенных петель кишечника без жидкости и газа. В брюшной полости свободного газа также не было.
Процедура проходила под анестезией. Когда ребёнок очнулся, его перевели в палату интенсивной терапии, так как в обычных палатах не было мест.

Через 1,5 часа матери разрешили дробно поить ребёнка. На следующее утро его покормили.
Послеоперационная терапия включала в себя:
  • антибактериальное лечение;
  • сосудистую поддержку с помощью растворов, восстанавливающих водно-солевой баланс;
  • стимуляцию кишечной моторики.

Малышу сделали рентген с контрастным веществом: ввели раствор бария и прослеживали его продвижение по толстому кишечнику с помощью серии снимков, которые делали через 2, 3, 6 и 12 часов. Рентгенография подтвердила эффективность проведённого лечения, и ребёнок мог начать нормально питаться.
После выписки из стационара малыш в течение года должен проходить осмотры у хирурга.

Заключение

Этот клинический случай доказывает, что при своевременном обращении за медицинской помощью и госпитализации пациента, а также проведении адекватного лечения прогноз благоприятный. В большинстве случаев описанная консервативная терапия помогает устранить инвагинацию без хирургического вмешательства. Но обойтись только деинвагинацией нельзя: после неё нужно провести антибактериальную терапию и через капельницу ввести специальные растворы, чтобы восстановить водно-солевой баланс и нормальную работу кишечника.
Обычно кишечная инвагинация встречается у детей 4–9 месяцев из-за введения прикорма. Поэтому важно, чтобы родители добавляли новые смеси, овощное пюре и соки в рацион ребёнка постепенно и маленькими порциями. Нельзя одновременно давать разные виды прикорма.
Иногда инвагинацией болеют дети 2–3 лет. Чтобы этого не случилось, малышам нужно соблюдать режим питания и чаще гулять. После болезни им приходится снижать физическую нагрузку и не заниматься физкультурой в течение 6 месяцев.

Оставить комментарий