Нейросенсорная тугоухость (снижение слуха): случай поздней диагностики и успешного начала слухоречевой реабилитации

Главная » Случаи лечения » Нейросенсорная тугоухость (снижение слуха): случай поздней диагностики и успешного начала слухоречевой реабилитации

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 3 мин.

Поделиться:

Содержание:

В клинику «Центр слуха и речи» г. Черкесска к врачу-сурдологу обратилась мама с 5-летним ребёнком.

Жалобы

Мальчик не разговаривал, произносил только отдельные слова «мама», «дай», «на», называл своё имя, но произношение было невнятным.

Других жалоб у мамы и ребёнка не было.

Анамнез

Ещё с 3–4 лет мама обратила внимание, что ребёнок при разговоре очень внимательно смотрит на губы говорящего, не реагирует на просьбы, не отзывается. Мама интуитивно говорила с сыном громче, чем обычно. Она рассказала об этом неврологу, но специалист не обратила на это внимания. Поэтому мама самостоятельно обратилась к сурдологу, чтобы выяснить, есть ли у ребёнка проблемы со слухом.

Ребёнок родился в срок, весил 3520 г. Гипоксического состояния (кислородного голодания) во время беременности, родов и в раннем послеродовом периоде не отмечалось. Желтухи тоже не было.

Обследование

При осмотре ЛОР-органов никаких изменений не выявилось. Проблем со стороны других органов и систем, по словам мамы, тоже не было.

Чтобы проверить слух ребёнка, решили провести комплексное объективное обследование:
  • импедансометрию — позволяет оценить состояние барабанной перепонки, полости среднего уха и евстахиевой трубы;
  • отоакустическую эмиссию — позволяет обнаружить снижение или потерю слуха;
  • регистрацию коротколатентных стволовых вызванных потенциалов (КСВП) и регистрацию ответов на постоянные модулированные тоны (ASSR) — помогают определить степень тугоухости, выявить нарушения слуховых путей и определить необходимость слухопротезирования.
Этот комплекс исследований проводится во сне: физиологическом или медикаментозном. Со слов мамы, подготовить ребёнка к обследованию в состоянии физиологического сна невозможно, поэтому диагностику выполнили в состоянии медикаментозного сна. Все исследования провели в полном объёме, по результатам стало понятно, что у ребёнка снижен слух.

Диагноз

Двусторонняя хроническая нейросенсорная тугоухость 4-й степени.

Лечение

Для дальнейшей качественной реабилитации маме рекомендовали пройти дополнительные исследования. Также рассказали, как оформить группу инвалидности по слуху.
Ребёнку установили цифровой многоканальный программируемый слуховой аппарат соответствующей мощности с ушными вкладышами на оба уха. Также назначили слухоречевую реабилитацию в «Центре слуха и речи» у сурдопедагога. В ходе реабилитации по рекомендации сурдопедагога сурдолог корректирует настройки слухового аппарата.
Реабилитация направлена на то, чтобы ребёнок смог самостоятельно общаться со взрослыми и сверстниками в любой ситуации, научился правильно писать и говорить и смог в будущем выбрать профессию.

Благодаря протезу и реабилитации отмечаются положительные изменения: ребёнок лучше говорит и понимает речь, начал различать речевые звуки, на обращение отзывается сразу, реагирует, выполняет просьбы, выучил основные сенсорные эталоны (цвета, части тела и др.). В целом мальчик стал более «живым», его взгляд полон внимания.

Несмотря на хорошие результаты, мы активно продолжаем слухоречевую реабилитацию, ведь это длительный и сложный путь. Искренне желаем малышу и его родителям успехов в этом нелёгком деле!

Заключение

Снижение слуха является одной из частых причин задержки речевого развития. При патологии слуховой системы ребёнок не слышит обращённой к нему речи, следовательно, не может её воспроизвести. Из-за этого у малышей развиваются коммуникативные и когнитивные (умственные) расстройства.
Проблема снижения слуха очень актуальная, поэтому с 2008 года в роддомах проводится аудиологический скрининг — объективная диагностика для раннего исследования слуха у малышей. Скрининг выполняется на 3–4-е сутки жизни новорождённого. Далее такое же исследование проводится в один месяц в поликлинике. Если на этих этапах не выявлено изменений, то консультация сурдолога не требуется. Но если хоть на одном из перечисленных этапов определены изменения слуха, нужно обратиться к сурдологу и в возрасте 3 месяцев пройти развёрнутое объективное комплексное обследование. Т. е. к 6–8 месяцам жизни малыша диагноз по слуху должен быть установлен.
Тот факт, что у 5-летнего ребёнка, который почти не разговаривает, такого диагноза не стояло, позволяет предположить, что комплексное обследование слуха ему не проводилось. Поэтому случай ещё раз доказывает ценность объективной диагностики слуховой системы у детей.

Оставить комментарий