В клинику 4 января 2020 года обратился 31-летний мужчина с жалобами на тревогу и плохое настроение.
Жалобы
Мужчина рассказал, что в последнее время не может сконцентрироваться, потерял аппетит, резко похудел на 3 кг и стал плохо спать: долго не может заснуть по ночам, часто просыпается, а на утро не чувствует себя отдохнувшим.
Тревога усиливалась вечером. Никаких препаратов он не принимал.
Анамнез
Впервые симптомы появились осенью 2019 года. Тогда мужчина обратился к психиатру в государственную больницу. Ему назначили Атаракс, Мидокалм и Мексидол. После терапии пациенту стало лучше, поэтому лечение прекратили. Но за месяц до обращения в клинику к врачу-психиатру случился рецидив с появлением вышеперечисленных симптомов.
Мужчина родился в Екатеринбурге, старший ребёнок из двух детей. Отец по характеру был вспыльчивым и драчливым, мать — спокойная и умная. Оба родителя получили среднее образование. Отец умер, когда пациенту было два года. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена.
В детский сад пошёл с двух лет, в школу — с семи. Там дружил с большей частью класса. Рос и развивался соответственно возрасту. После 9 класса поступил в ПТУ на повара-кондитера. Служил армии с 2010 по 2011 год.
Мужчина характеризовал себя как общительного, дружелюбного и сильного по характеру человека, поэтому испытывал неловкость из-за своего душевного состояния.
Неофициально работает поваром. Со слов пациента, у него нет причин для тревоги, так как на работе и дома всё хорошо.
Обследование
Мужчина находился в ясном сознании, ориентировался во времени, пространстве и собственной личности, общался нормально. Вёл себя спокойно, но не мог усидеть на месте: постоянно ходил по кабинету, так как при ходьбе чувствовал себя лучше.
Внешне пациент выглядел опрятным и ухоженным, но печальным. Говорил тихо и монотонно. Внимание было рассеянным. Эмоциональный фон снижен из-за тревоги. Выраженных проявлений психического расстройства не демонстрировал.
Память и интеллект не нарушены. Мыслил последовательно и критически, суицидальные мысли не возникали.
Физически мужчина чувствовал себя нормально. Артериальное давление 120/80 мм рт. ст. Дыхание нормальное, без хрипов. Пульс ритмичный, 78 уд/мин. Живот мягкий и безболезненный. При простукивании поясницы боль не возникала.
Чтобы исключить появление тревоги на фоне гормональных изменений и недостатка витаминов и микроэлементов, пациент сдал анализы:
- общий анализа крови и мочи;
- биохимический анализ крови на общий и прямой билирубин, трансаминазы, креатинин и мочевину;
- анализ крови на тиреотропный гормон (ТТГ), трийодтиронин (Т3) и свободный тироксин (Т4);
- анализ крови на уровень витамина D3.
Результаты всех анализов были в пределах нормы.
У пациента зарегистрировали высокий уровень тревоги по госпитальной шкале тревоги и депрессии.
Диагноз
Лечение
Пациенту назначили Атаракс по 25 мг в обед и вечером в течение 20 дней и полугодовой курс Эсциталопрама (Ципралекса). Препарат необходимо было принимать по утрам с постепенным наращиванием дозы:
- в первую неделю — 5 мг;
- в последующие приёмы — 10 мг.
Через две недели лечения у мужчины улучшилось настроение, уменьшилась тревога, а через четыре недели полностью прошла.
На приёме мужчину обучили принципу «живи здесь и сейчас», чтобы он мог фокусироваться на настоящем и не слишком сильно углублялся в воспоминания или фантазировал о будущем.
Кроме того, пациенту рекомендовали упорядочить режим рабочего дня, распределить нагрузку, делегировать часть обязанностей другим членам семьи и сотрудникам на работе и не решать все задачи в одиночку.
На повторных приёмах дозу Ципралекса в 10 мг оставили прежней. В предпоследнюю неделю курса мужчина принимал препарат по 5 мг ежедневно, а на последней — через день. На шестом месяце лечения лекарство отменили.
Заключение
Этот клинический случай подтверждает эффективность антидепрессанта с противотревожным эффектом (СИОЗС). В начале, когда лекарство ещё не действовало в полную свою силу, дозу необходимо было корректировать и сопровождать лёгким противотревожным препаратом Атараксом. В отличие от симптоматического лечения, назначенного в предыдущей клинике, в этот раз курс терапии длился шесть месяцев. Такое лечение более эффективно для профилактики рецидива. А метод «здесь и сейчас» помог пациенту справиться с тревогой из-за мыслей о будущем и сфокусироваться на настоящем.