В поликлинику обратился 25-летний парень с болями в паху.
Жалобы
Пациент отметил, что боль отдаёт в колено, особенно при физических нагрузках. Также жаловался на ограничения движений в левом тазобедренном суставе.
Ситуацию осложнял лишний вес парня.
Анамнез
Впервые боль спонтанно появилась за 3 месяца до обращения. Однажды утром пациент просто не смог без боли встать с кровати. За 2 месяца до этого перенёс коронавирусную инфекцию. В процессе лечения принимал Дексаметазон в больших дозировках.
Туберкулёзом, сифилисом, вирусным гепатитом, ВИЧ, сахарным диабетом, тифом и малярией не болел. Ранее перенёс ОРВИ и детские инфекции. Беспокоит артериальная гипертензия. Операции и переливание крови не проводились. Аллергии нет.
Выкуривает около 10 сигарет каждый день в течение 10 лет. По праздникам употребляет крепкий алкоголь в умеренном количестве.
Обследование
При осмотре левого бедра кожа нормального цвета. Движения в суставе незначительно ограничены из-за боли, хруста не было. При прощупывании чувствовал умеренную болезненность в области паха. Острых сосудисто-неврологических расстройств нет.
МРТ показала асептический некроз 3А (средней) стадии по классификации ARCO. Патологический процесс в основном развивался в верхне-переднем отделе головки.
На рентгенограммах признаков повреждения тазобедренного сустава нет.
Диагноз
М87.0 Асептический некроз головки левого бедра.
Лечение
В качестве основного метода лечения использовали остеоперфорацию головки бедра сверлом 4,5. Под рентген-контролем сверло провели в те области, на которых по данным МРТ были сформированы очаги некроза. Такая манипуляция помогла устранить сдавление очага, снизить степень венозного застоя и простимулировать восстановление кости, имитируя свежий перелом.
Авторский инструмент для забора и вклинивания костного трансплантата позволил создать опору в зоне асептического некроза.
В послеоперационном периоде пациенту назначили:
- оссеин-гидроксиапатитный комплекс;
- Альфакальцидол;
- Золедроновую кислоту однократно;
- компрессионный трикотаж в сочетании с Ривароксабаном, чтобы предупредить тромбоэмболию.
Сразу после операции интенсивность болевого синдрома снизилась с 8 до 3 баллов по визуально-аналоговой шкале (с очень сильной до лёгкой). В течение недели болевой синдром полностью прошёл. 8 недель ему нельзя было наступать на ногу.
Спустя 2 месяца контрольная МРТ показала значительный регресс отёка костной ткани. Тогда парню разрешили дозированную нагрузку, ещё через 4 недели он начал полноценно нагружать ногу. Болевой синдром не вернулся.
Трансплантат полностью интегрировался, жалобы больше не возникали. В мире стало на один спасённый сустав больше и на один эндопротез меньше.
Заключение
Этот клинический случай показывает, что правильное своевременное лечение помогает сохранить собственный сустав при асептическом некрозе. Эндопротез имеет ограниченный срок службы, а повторные замены суставов сопряжены с большим количеством осложнений. Поэтому любой ортопед старается прибегать к этому методу лишь в крайнем случае.
К сожалению, сейчас объём асептических некрозов значительно вырос. Это связано с употреблением больших доз Дексаметазона. Данную проблему отмечают все врачи, сталкивающиеся с проблемами опорно-двигательного аппарата. Асептический некроз головки бедренной кости часто становится причиной инвалидности молодых пациентов от 25 до 40 лет и через некоторое время прогрессирует до коксартроза, при котором уже нужно делать тотальное эндопротезирование тазобедренного сустава.
В этом случае неблагоприятным фактором было курение, так как оно влияет на проходимость сосудов. Но ситуацию облегчал молодой возраст пациента, в котором организм быстрее восстанавливается.