В ноябре 2022 года на приём пришёл 40-летний мужчина с повышенным артериальным давлением (АД).
Жалобы
Пациент рассказал, что повышение АД сопровождалось головной болью, головокружением, резью в глазах и учащённым сердцебиением. По ночам он сильно потел.
Давление обычно поднималось утром, а к вечеру на фоне регулярной медикаментозной терапии снижалось до 130–140/90 мм рт. ст. Мужчина принимал Моксонидин 0,2 мг по 2–3 таблетки в день.
Анамнез
Проблемы с давлением начались ещё в подростковом возрасте. Максимально АД повышалось до 205/160 мм рт. ст. В течение 7 лет пациент проходил комбинированную терапию: Амлодипин (5 мг) + Индапамид (1,25 мг) + Периндоприл (5 мг).
На фоне лечения показатели АД сохранялись на уровне 140/80 мм рт. ст., однако в последние полгода повысились до 150–160/100 мм рт. ст. Мужчина обратился к терапевту, который назначил ему новое лечение: Азилсартан (40 мг) + Хлорталидон (12,5 мг), а также Моксонидин (0,2 мг).
Родители пациента страдали от гипертонии. Сам мужчина не курит, алкоголь употребляет редко.
Обследование
На приёме пациент чувствовал себя нормально. Весил 123 кг при росте 190 см. Индекс массы тела (ИМТ) — 34 кг/м(избыточный). Отёков не было.
Тоны сердца ритмичные и звучные. АД — 170/100 мм рт. ст., частота сердечных сокращений — 78 ударов в минуту. Другие показатели в пределах нормы.
ЭКГ не выявила патологии. ЭхоКГ обнаружила концентрическую гипертрофию левого желудочка (ГЛЖ).
Диагноз
Рефрактерная (устойчивая к медикаментам) гипертоническая болезнь II (умеренной) стадии, ГЛЖ. Риск сердечно-сосудистых заболеваний II (средней) степени.
Компьтерный респираторный мониторинг аппаратом SomnoChek
Лечение
К назначенному терапевтом лечению также добавили Амлодипин 5 мг. Моксонидин в качестве постоянного препарата отменили.
Через неделю гипертензия сохранялась, поэтому дозу назначенных препаратов увеличили до максимальных: Азилсартан — по 80 мг, Индопамид — по 2,5 мг и Амлодипин — по 10 мг. Однако спустя неделю АД также оставалось повышенным — 170/100 мм рт ст. На себя обращал внимание тот факт, что обычно давление повышалось по утрам, а к вечеру снижалось до 130/80 мм рт. ст.
Выяснилось, что пациент храпит. Он также отмечал частое мочеиспускание по ночам, а утром его клонило в сон. За последние 2 года мужчина сильно набрал в весе. В связи с этим у него заподозрили синдром обструктивного апноэ и рекомендовали провести компьютерный респираторный мониторинг сна.
По результатам исследования, у пациента выявили 52,6 остановок дыхания во сне в час, связанных с храпом, что соответствует тяжёлой степени апноэ. Насыщение крови кислородом составило 92 % — средняя степень гипоксемии.
С учётом нового диагноза мужчине рекомендовали опробовать СИПАП-терапию — аппаратное лечение апноэ. Перед сном пациент должен надеть специальную маску, через которую компрессор подаёт в дыхательные пути воздух под повышенным давлением. Медикаментозная терапия также сохранялась в прежних максимальных дозах.
Спустя 3 ночи после пробной СИПАП-терапии индекс апноэ сна стал менее 5, что соответствует норме. АД в пределах 130/80 мм рт. ст., включая утренние измерения.
Мужчина чувствовал себя значительно лучше. Он перестал просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет, начал высыпаться и оставался бодрым в течение дня.
Заключение
Этот клинический случай показывает, что причиной рефрактерной гипертензии часто становится ночное апноэ. Своевременное выявление данного синдрома и назначение СИПАП-терапии позволяет принимать меньше препаратов, улучшить самочувствие и избежать ещё более грозных осложнений апноэ, например нарушений ритма, ишемической болезни сердца или сердечной недостаточности. Кроме того, хронический ночной недосып и дневная сонливость повышают риск аварийных ситуаций на дороге, поэтому главной целью лечения является полноценный ночной сон пациента.