Дизартрия у ребёнка-дошкольника: случай успешной диагностики и лечения

Главная » Случаи лечения » Дизартрия у ребёнка-дошкольника: случай успешной диагностики и лечения

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 3 мин.

Поделиться:

Содержание:

В клинику «Ниармедик» мама привела 5-летнего сына К. с жалобами на речевые нарушения.

Жалобы

Маму беспокоила нечёткость речи у ребёнка, в том числе неправильное произношение звука «р» и шипящих.

Особенно речь становилась непонятной, когда мальчик торопился что-то рассказать, поделиться чем-то, что его очень заинтересовало. Когда он говорил медленно, произношение немного улучшалось.

Анамнез

Дефекты речи были у мальчика с раннего возраста, его многие не понимали, но не считали это отклонением. Мама понимала практически всё, что говорил ребёнок, поэтому тоже не придавала сильного значения произношению.
На проблемы с речью обратила внимание логопед, которая занималась с мальчиком. Именно она посоветовала маме обратиться к неврологу, чтобы точно оценить проблему и пройти лечение.

Беременность у матери протекала без особенностей. Мальчик родился в срок от самопроизвольных родов, закричал сразу. Однако в родах была гипоксия плода (кислородное голодание).
Послеродовый период протекал без осложнений. Маму с ребёнком выписали в срок. Двигательно мальчик развивался в соответствии с возрастом, но речевое развитие проходило с задержкой: отдельные слова начал произносить с 1 года 4 месяцев, простые фразы — с 2 лет 5 месяцев, сложные фразы — с 3 лет и 6 месяцев.
Отдельно можно выделить неблагополучный семейный анамнез по задержке речевого развития: папа мальчика начал говорить отдельные слова только в 4 года.

Обследование

При осмотре выявлены:
  • неправильное произношение отдельных звуков;
  • замена одних звуков другими;
  • напряжение мышц лица, сжатые губы;
  • повышенное слюноотделение;
  • очень высокий голос.
Психическое развитие ребёнка соответствовало его возрасту. Навыки опрятности и самообслуживания тоже сформированы по возрасту. Ребёнок охотно шёл на контакт, выполнял задания чётко, иногда в игровой манере. Уверенно считал до 10, знал схему тела и различал правую и левую стороны. Однако внимание было рассеяно, отмечалась быстрая истощаемость, также выявлена моторная неловкость. В остальном неврологический статус был без отклонений от возрастной нормы.

Мальчику провели УЗИ сосудов головы и не выявили никаких врождённых аномалий развития сосудов и асимметрии кровотока.
В общем анализе крови наблюдался незначительный лимфоцитоз (повышенный уровень лимфоцитов) и нейтропения (сниженный уровень нейтрофилов). Остальные показатели соответствовали возрасту.
По заключению офтальмолога, признаков внутричерепной гипертензии и спазма сосудов на глазном дне у ребёнка не было.

Диагноз

Синдром речевых нарушений (дизартрия).

Лечение

Мальчику назначили:
  • ноотропные препараты курсами дважды по 1 месяцу, дозировку подбирали по весу ребёнка;
  • логопедический массаж (10 процедур), через 6 месяцев — массаж воротниковой зоны и обеих кистей (10 процедур);
  • занятия с логопедом на постоянной основе;
  • упражнения для развития мелкой моторики и дыхательные упражнения.
В ходе лечения проводилось динамическое наблюдение: оценивали, как протекает заболевание и как ребёнок переносит лечение.

Через 4 месяца мальчик стал чётче произносить звуки, также у ребёнка нормализовался тонус мышц лица и улучшилась концентрация внимания во время учебных занятий с логопедом и дома с родителями.

Через год дефекты речи удалось полностью устранить.

Заключение

Этот клинический случай показывает, что при нарушении произношения не всегда стоит ждать, когда речевые навыки сами собой придут к возрастной норме. Нарушения речи не просто мешают общаться с ребёнком и понимать его, но и могут спровоцировать у него раздражительность, задержку темпов речевого и психического развития.

Оставить комментарий