В отделение патологии недоношенных и новорождённых детей больницы скорой медицинской помощи города Краснодар 12 марта 2018 года из отделения реанимации и интенсивной терапии была переведена девочка на пятые сутки жизни.
Жалобы
Ребёнок находился на зондовом питании. При осмотре открывал глаза.
Проведение антибактериальной, дегидратационной терапии не влияли на изменение неврологического статуса ребёнка.
Анамнез
В родильном отделении больницы скорой медицинской помощи города Краснодара 7 марта 2018 года родилась девочка на 35 неделе гестации с весом 2100 грамм, 5-6 баллов по Апгар, дыхательная недостаточность II степени по шкале Сильвермана. После рождения ребёнок был переведён в отделение реанимации, проводилась аппаратная поддержка дыхания, коррекция метаболических нарушений, проводилась антибактериальная терапия по поводу врождённой пневмонии.
Мать ребенка 28 лет, роды вторые (I беременность в 2014 году — мальчик, весом 3100 грамм, здоров; II беременность в 2016 году — медицинский аборт; III беременность — настоящая). В анамнезе матери не отмечалось соматической патологии. Беременность в первой половине протекала на фоне токсикоза. Во второй половине — острая респираторная вирусная инфекция на 28 неделе. Роды экстренные, безводный промежуток 10 часов. В анамнезе матери отмечались герпетические высыпания на лице. В области гениталий герпетических высыпаний не отмечалось.
Обследование
Ребёнок находился в позе полуфлексии. На осмотр открывал глаза. Рефлексы орального автоматизма снижены. Отмечалось угнетение спинальных автоматизмов и надсегментарных миелоэнцефальных рефлексов. При проведении осмотра отмечалось диффузное снижение мышечного тонуса в конечностях, мраморность кожных покровов. На момент осмотра судорог не отмечалось. Также регистрировалась лабильность пульса и артериального давления.
В общем анализе крови отмечалось увеличение уровня лейкоцитов. При проведении лабиальной пункции на шестые сутки отмечалось увеличение лейкоцитов до 100*106, смешанный плеоцитоз. Анализ ПЦР крови и ликвора на шестые сутки жизни на герпесвирусные инфекции был отрицательный. Лишь через десять дней (на шестнадцатые сутки жизни) плеоцитоз приобрёл лимфоцитарный характер, пришли положительные результаты ПЦР крови и ликвора на вирус простого герпеса I типа. При проведении нейросонографии регистрировалось повышение эхогенности перивентрикулярных областей.
Диагноз
Герпетический вирусный менингоэнцефалит средней степени тяжести.
Лечение
На шестые сутки жизни, после получения общего анализа ликвора, ребёнку были назначены антибиотики в менингитных дозировках и ацикловир (после консультации с инфекционистом и клиническим фармакологом). На шестнадцатые сутки жизни была откорректирована противовирусная терапия с учётом данных ПЦР.
Через три недели после рождения ребёнок начал самостоятельно сосать, мышечный тонус нормализовался, физиологические рефлексы вызывались, но быстро истощались. При осмотре ребёнок открывал глаза, проявлял двигательную активность. Пациентка находилась в позе флексии. Сохранялись редкие срыгивания после еды.
После выписки из отделения выхаживания было рекомендовано наблюдение за ребёнком у невролога на первом году жизни. Какого-либо медикаментозного лечения ребёнку не требовалось.
Заключение
Данный клинический случай подтверждает известные затруднения в дифференциальной диагностики этиологии неонатальных менингитов и энцефалитов. Своевременно начатое лечение позволяет избежать тяжёлых последствий инфекционного поражения нервной системы. Также заражение герпес-вирусной инфекцией возможно интранатально без явной клинической картины герпес-вирусной инфекции у матери.