В начале 2021 года в Первый краевой центр телемедицины в Минусинске обратилась 36-летняя женщина с жалобами на слезливость и снижение настроения.
Жалобы
Пациентка рассказала, что часто плакала в периоды переутомления, например после работы. При этом слёзы не снимали напряжение. Сниженное настроение сохранялось даже при приятных событиях и радостных моментах: «Всё серое, блеклое, ничего не радует». Также отмечала проблемы со сном: засыпала с трудом, часто просыпалась по ночам, а на утро не чувствовала себя отдохнувшей.
На фоне слезливости начала появляться тяжесть и боль в голове.
Анамнез
Симптомы появились примерно за полгода до обращения, когда женщина развелась с мужем после 10 лет брака и рождения двух детей. Бывший супруг периодически уходил в загул, злоупотреблял алкоголем в течение недели, дважды кодировался. Во время таких эпизодов все домашние дела ложились на плечи пациентки. При этом муж в состоянии алкогольного опьянения подозревал супругу в неверности, хотя повода она не давала. Алкоголизация приводила к повышенной раздражительности, мужчина вёл себя агрессивно.
После развода женщина продолжала делить квартиру с бывшим мужем, так как они приобрели её в ипотеку на стадии строительства. Родители пациентки не поддержали решение дочери и выступали против развода.
Ранее подобных симптомов не было. Родители пациентки проживают полной семьёй, не разводились. Сама женщина рассматривала развод как крайнюю меру, даже считала изъяном.
Обследование
На приёме пациентка выглядела опрятно, шла на контакт. Правильно ориентировалась во времени и пространстве. Мыслила последовательно, но заторможенное. Настроение было сниженным, отмечалась склонность к слезливости. Эмоционально оставалась маловыразительной. Память несколько снижена, в основном на даты. Фиксирована на ситуации развода. Внимание неустойчивое, легко отвлекалась.
Острой психотической симптоматики не было. Суицидальных мыслей и тенденций не проявляла. Конкретных планов на будущее не имела.
Ранее прошла осмотр невролога и терапевта. Врачи не выявили патологических признаков. Показатели анализов крови и мочи в пределах нормы.
Диагноз
Расстройство адаптации (приспособительных реакций). Длительная депрессивная реакция на стресс.
Лечение
Женщине подобрали антидепрессант, который она принимала в течение года и месяца. Также проводили психотерапевтическую коррекцию. На сеансах пациентка вместе с врачом разобрала стиль своего поведения и изменила установки. Методики и их длительность подбирали индивидуально: применялись ежедневные и многоразовые задания, длительные и однократные.
Женщина комфортно переносила антидепрессант, побочных реакций не было. Уже через месяц ей стало лучше. Через три месяца стабилизировался сон: стал более продолжительным и комфортным, после пробуждения чувствовала себя отдохнувшей. Тогда же пациентка стала искать решение ситуации с жильём, так как считала, что совместное проживание с бывшим мужем сильно влияет на её психологическое состояние.
Спустя полгода женщина стала активнее в обществе: начала ходить с подругами на разные мероприятия, встречается с мужчиной, съездила с детьми на отдых.
На фоне проводимой терапии состояние стабилизировалось. Через год и месяц пациентке расписали схему отмены препарата.
Сейчас женщина строит планы на жизнь, продолжает работать и воспитывать сыновей. С бывшим мужем общается доброжелательно, так как они продолжают воспитывать общих детей.
Заключение
Этот клинический случай показывает, как важно обращаться к врачу-психиатру или психотерапевту для коррекции нарушений, возникших по разным причинам. Ситуация пациентки, вызванная разводом, благополучно разрешилась благодаря лекарственному сопровождению и самостоятельной работе самой женщины, которая доверяла своему врачу и выполняла все его рекомендации.