Осенью 2021 года в отделение травматологии и ортопедии муниципальной больницы в экстренном порядке поступил мужчина с резкой болью в колене.
Жалобы
Пациент рассказал, что болезненный синдром появлялся при нагрузке на ногу, например когда наступал на неё.
Он также не мог согнуть колено более чем на 60°.
Анамнез
Мужчина упал и подвернул голень, после чего сразу же обратился в травмпункт, где его направили на МРТ колена. Обследование выявило у него повреждение внутреннего мениска и частичный разрыв передней крестообразной связки (ПКС). Пациенту наложили гипс на всю ногу и госпитализировали в хирургический стационар для операции.
Мужчина ведёт активный образ жизни. Хронических заболеваний нет. Работа связана с физическим трудом.
Обследование
При осмотре пациенту сняли гипс, под которым определялся отёк сустава и гематома. Отмечались симптомы поражения мениска. Точно определить объём повреждения ПКС не представлялось возможным из-за выраженной боли.
Рентген не выявил костных травматических изменений.
Диагноз
Повреждение внутреннего мениска, частичное повреждение ПКС, блокада коленного сустава.
Лечение
В кратчайшие сроки после госпитализации мужчине провели артроскопию колена, которая выявила повреждение внутреннего мениска по типу ручки лейки, т. е. пациент не мог полноценно выпрямить ногу, но до крайней точки разгибания оставалось около 10–15°. Это повреждение блокировало движение сустава. У мужчины также обнаружили полный разрыв ПКС.
Ему удалили переднюю крестообразную связку и подготовили к дальнейшей пластике (установке трансплантата на место ПКС). Также вправили повреждённый мениск, устранили блокаду сустава и наложили шов на внутренний мениск.
Далее пациента направили на реабилитацию.
Восстановление шло в штатном режиме. Мужчине рекомендовали исключить нагрузку на оперированную ногу и ограничить сгибание до угла 60°.
Спустя месяц после выписки его снова госпитализировали для замены ПКС трансплантатом. Всё это время пациент вместо того, чтобы полностью исключить нагрузку на ногу, пытался её дозировать, т. е. опирался на поражённую ногу, но не всем весом. Также он не соблюдал согласованный ортопедический режим.
В ходе второй операции наблюдалась несостоятельность шва мениска, поэтому пришлось удалить повреждённые части мениска до здоровых тканей. Также провели пластику ПКС.
После манипуляции мужчину в ортезе выписали на амбулаторное долечивание.
Заключение
Среди научного сообщества продолжаются дискуссии на тему необходимости шва или удаления мениска. Операция со швом мениска сохраняет орган, но предполагает более сложное и долгое восстановление. В этом случае очень важно выполнять все рекомендации врача, которые касаются ортопедического режима. Однако такой вариант подходит не всем.