Нарушение памяти - симптомы и лечение

Главная » Про болезни » Психические расстройства » Нарушение памяти: причины, симптомы и лечение

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 14 мин.

Поделиться:

Содержание:

Нарушение памяти (Memory loss) — это патологическое состояние, при котором мозг перестаёт адекватно сохранять, накапливать и добровольно воспроизводить информацию о произошедших событиях, мыслях и ощущениях .

Нарушение памяти
Нарушение памяти

Причины нарушения памяти

Проблемы с памятью могут возникнуть в любом возрасте и по разным причинам: как физическим, так и психическим.

В целом к нарушению памяти могут привести:

  • Естественные процессы старения организма — нарушение памяти, связанное с возрастом. Забывчивость возникает время от времени, например человек не может вспомнить, куда положил ключи от машины, однако при усилии воли может воспроизвести нужную информацию, что указывает на сохранность памяти и умственных способностей .
  • Нарушение работы головного мозга из-за операций, травм, сосудистых патологий, тяжёлой гипоксии, а также хронических болезней, которые нарушают обменные процессы внутри мозга (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, болезнь Альцгеймера, патология надпочечников и др.) .
  • Алкоголизм, употребление наркотиков и длительный приём медикаментов при хронических заболеваниях.
  • Генетические болезни, связанные с поражением ЦНС (болезнь Нимана — Пика, системная атаксия Фридрейха и др.).
  • Длительные хронические стрессы и депрессия .
  • Нарушения сна, в том числе апноэ, и другие патологии, например недостаток витамина В12 .

Стоит отметить, что естественное нарушение памяти, связанное с возрастом, возникает примерно у 40 % людей старше 65 лет и только у 1 % из них это нарушение прогрессирует до деменции .

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы нарушения памяти

При нарушении памяти у человека появляются:

  • забывчивость в несложных повседневных вопросах;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • неуверенность и рассеянность, нарастающие по мере прогрессирования болезни;
  • нарастающая социальная дезадаптация (пациент больше не может приспособиться к условиям социальной среды);
  • проблемы с заучиванием, пересказом и воспроизведением информации;
  • нарушения мыслительных процессов, обстоятельность и двойственность мышления, снижение темпа мышления и остроты ума;
  • трудности с ориентацией в знакомой обстановке .

В целом нарушение памяти — это естественный процесс, который возникает с возрастом. Как правило, оно развивается очень медленно и даже в преклонном возрасте может лишь незначительно повлиять на качество жизни. В остальных случаях темп развития проблем с памятью и сопутствующие симптомы будут зависеть от причины нарушения.

Например, нарушение памяти при шизофрении может сопровождаться апатией, замкнутостью, ослаблением эмоций, потерей мотивации, а при обострении — галлюцинациями и бредом.

Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. Сами пациенты часто становятся рассеянными. Память на события, которые происходили до инсульта, как правило, нарушается временно. Поэтому пациенты не всегда узнают своих родственников или не могут вспомнить название чего-то хорошо знакомого.

Болезнь Альцгеймера, главным симптомом которой становится забывчивость, также сопровождается проблемами с речью и называнием некоторых предметов, возникают перепады настроения. Люди с этой болезнью перестают понимать смысл сложных предложений и слов, теряют способность самостоятельно одеваться, готовить себе еду и другие бытовые навыки.

Патогенез нарушения памяти

Память — это особое свойство организма, фиксирующее необходимую информацию. В норме память не только сохраняет её, но и воспроизводит в нужный момент. Таким образом человек учится, набирается опыта и формирует своё представление об окружающем мире. Её характерными чертами являются:

  • объём определяет количество информации, которое способен запомнить человек, чтобы потом использовать её в своей работе;
  • точность воспроизведения отражает способность максимально сохранять информацию во всех деталях;
  • длительность указывает на срок, в течение которого мозг может хранить информацию в полном объёме.

Механизм нарушения памяти

Поскольку причин нарушения памяти очень много, описать механизм её развития довольно сложно. Поэтому рассмотрим патогенез на примере одной из частых причин нарушения памяти — болезни Альцгеймера.

Развитие этой болезни связано с накоплением в головном мозге патологического белка — β-амилоида, который обладает нейротоксическими свойствами, т. е. отравляет и повреждает структуру нервной системы. Этот вредоносный белок образует амилоидные, или сенильные, бляшки во внеклеточном пространстве, что запускает сложные патологические реакции, в результате которых тау-белок переходит в «больную» форму за счёт окисления (фосфорилирования) и накапливается внутри клеток мозга в виде клубочков.

Клеточные изменения при болезни Альцгеймера
Клеточные изменения при болезни Альцгеймера

Описанные процессы нарушают работу синапсов, т. е. контакт между нервными клетками, приводят к гибели нейронов и, в конце концов, нарушению психики и работы нервной системы .

Какие виды памяти нарушаются

Существуют разные виды памяти со своими целями и задачами. В зависимости от вида памяти разнятся причины её нарушения.

По характеру психической активности существуют:

  • Моторная память — это запоминание, хранение и реализация разных движений, из которых постепенно формируются разнообразные навыки, например ходьба или письмо. Конечно, тело не повторяет движения точь-в-точь, а меняет их в зависимости от обстоятельств. Но без моторной памяти человеку приходилось бы заново учить каждое движение бесчисленное количество раз. Двигательная память возникает в раннем детстве, первые её зачатки можно наблюдать уже на первом месяце жизни, когда у ребёнка появляются условные рефлексы. Потом он начинает запоминать и воспроизводить движения осознанно, подключая к этим процессам мышление, волю и другие элементы психики. Этот вид памяти нарушается при ДЦП. Она развивается либо позже, либо своеобразно. Также проблемы с двигательной памятью могут возникнуть у людей с черепно-мозговой травмой, нарушениями мозгового кровообращения и при опухолях головного мозга.
  • Эмоциональная память — направлена на запоминание и воспроизведение чувств и эмоций. Она имеет большое значение, так как эмоции показывают, как человек справляется со своими потребностями и взаимодействует с окружающим миром. Такой вид памяти нарушается при болезни Паркинсона. Например, люди с этим заболеванием могут случайно проявлять эмоции, которые не испытывают, например смеяться или плакать, когда им не смешно или не грустно.
  • Словесно-логическая память — отражает процессы запоминания и воспроизведения мыслей, когда человек размышляет и обрабатывает новую информацию. Проследить работу словесно-логической памяти можно на примере запоминания важных диалогов или рекомендованной литературы. Особенностью этого вида памяти является то, что мысли не существуют без языковой поддержки . Такой вид памяти нарушается при шизофрении. Из-за этого человек не может запомнить и искажает информацию, которую только что услышал.

В зависимости от целей деятельности память может быть:

  • непроизвольной — осуществляется автоматически, без особого волевого напряжения и сознательного контроля;
  • произвольной — требует волевых усилий и цели для запоминания информации.

Также существует разделение на кратковременную, долговременную, оперативную и промежуточную память.

Объём кратковременной памяти всегда индивидуален. Он зависит от природных характеристик человека и, как правило, остаётся неизменным в течение жизни. Для кратковременной памяти характерно механическое запоминание (без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала) . В кратковременную память попадают последние 5–6 единиц информации, воспринимаемые через органы чувств. Этот вид памяти страдает при шизофрении: человек становится невнимательным и рассеянным, не может сконцентрироваться. Также проблемы с кратковременной памятью — это один из первых признаков болезни Альцгеймера и энцефалопатии Вернике: человек не помнит события, которые произошли с ним недавно, например снова идёт в магазин за хлебом, хотя только что его купил.

Работа долговременной памяти сильно зависит от кратковременной, так как в неё проникает лишь та информация, которая когда-то прошла через кратковременную память. Это становится возможным благодаря волевому усилию человека. В долговременную память можно поместить куда больше информации, чем позволяет индивидуальный объём кратковременной памяти. Этого можно добиться при постоянном повторении необходимой информации. Иногда при энцефалопатии Вернике также страдает долговременная память, в редких случаях недостаток воспоминаний восполняется событиями, которые никогда не происходили.

Оперативная память позволяет сохранить информацию, которая необходима в текущий момент. Как только эта информация теряет актуальность, она забывается. Такой вид памяти нарушается при сосудистой деменции. Например, человек может забыть свой номер телефона или домашний адрес, который всегда помнил. Как правило, такое возникает не сразу, а при прогрессировании болезни. Этот вид памяти нарушается при болезни Альцгеймера и синдроме Корсакова.

Промежуточная память сохраняет информацию в течение дня, а во время ночного сна мозг её структурирует и переводит в долговременную память. Поэтому когда человек соблюдает режим сна и бодрствования, утром он готов к запоминанию и анализу новой информации. Если сон длится менее трёх часов, промежуточная память не успевает очищаться, из-за чего возникают проблемы с выполнением других важных мыслительных операций, понижается внимание и объём кратковременной памяти.

Классификация и стадии развития нарушения памяти

В патопсихологии выделяют следующие нарушения памяти:

  • эйдетизм — особенность памяти, при которой лучше развито зрительное восприятие, позволяет человеку удерживать необыкновенно яркие представления и воспроизводить их с высокой точностью;
  • гипермнезия — патологическое увеличение памяти, которое связано с яркими воспоминаниями и, как правило, сопровождается психическими отклонениями (может быть симптомом маниакального синдрома);
  • гипомнезия — ослабление памяти (проявление старческого слабоумия и т. д.);
  • амнезия — полная или частичная утрата способности запоминать информацию.

В свою очередь амнезия классифицируется по разным признакам:

  1. По форме:
  2. ретроградная — человек не помнит события, которые случились до нарушения памяти;
  3. антероградная — память не фиксирует события, произошедшие после нарушения памяти;
  4. антероретроградная — пациент не помнит события ни до, ни после нарушения памяти.
  5. По динамике:
  6. фиксационная — человек не может зафиксировать в памяти текущие или недавно произошедшие события, часто развивается при атеросклерозе, недостатке витаминов группы В и алкоголизме;
  7. регрессирующая — со временем память постепенно восстанавливается;
  8. стационарная — человек не может вспомнить конкретные события, этот фрагмент так и не восстанавливается;
  9. прогрессирующая — пациент постепенно забывает события, которые находятся всё дальше в прошлом (закон Рибо — Джексона);
  10. ретардированная (отсроченная) — события забываются через некоторое время.
  11. По причине развития:
  12. истерическая — в памяти исчезают конкретные неприятные для человека события (потеря близкого, насилие и т. д.), при этом другие воспоминания того же периода сохраняются, это происходит неосознанно, таким образом организм защищает себя от эмоциональных страданий;
  13. аффектогенная — человек забывает не только травмирующие переживания, но и другие связаные с ними события, например те, которые произошли в один день;
  14. стационарная — обычно проявляется на фоне поражения различных органов, чаще бывает прогрессирующей или фиксационной .

Виды ложных воспоминаний:

  • конфабуляция — пациент забывает событие или непреднамеренно заменяет его вымыслом;
  • псевдореминисценция — пробелы в памяти заменяются воспоминаниями из прошлого;
  • криптомнезия — пациент принимает прочитанные или увиденные в кино события за реально пережитые;
  • эхомнезия — пациенту кажется, что события постоянно повторяются, т. е. каждую новую ситуацию он воспринимает как пережитую.

Осложнения нарушения памяти

Параллельно с нарушениями памяти развиваются проблемы при письме, чтении и работе с числами. Со временем человеку всё сложнее ориентироваться в пространстве и планировать свой день, что ограничивает его социальную активность вне дома. При выраженных нарушениях памяти снижается качество жизни, утрачиваются профессиональные навыки и способность к обучению.

Постепенно пациент утрачивает речь и практические навыки, он не может самостоятельно обслуживать себя. Длительное течение, отсутствие грамотной терапии и необходимой реабилитации приводит к выраженному снижению интеллекта .

Диагностика нарушения памяти

Диагностикой заболеваний с нарушениями памяти занимается врач-психиатр и врач-невролог. В первую очередь специалист тщательно собирает анамнез (историю жизни) пациента с помощью родственников или проживающих рядом людей.

Врача интересует:

  • когда начались проблемы с памятью;
  • принимал ли пациент лекарства и пищевые добавки;
  • не начал ли недавно применять новый препарат;
  • какие действия кажутся пациенту трудными;
  • что пациент предпринимал для улучшения памяти;
  • принимает ли алкоголь и в каких количествах;
  • попадал ли в аварию, падал или повреждал голову;
  • болел ли чем-то недавно;
  • чувствует ли пациент грусть, депрессию или тревогу;
  • переживал ли он недавно крупную потерю, серьёзные изменения или стрессовое событие в жизни .

Чтобы выяснить, какой компонент памяти особенно нарушен, используют специализированные тесты:

  • повторение слов сразу же после того, как пациент их услышал, — оценивает работу кратковременной памяти;
  • повторение десяти слов, не связанных друг с другом (тест проводят дважды) — оценивает количество запоминаемых слов во времени;
  • метод пиктограмм — пациенту зачитывают не более 10 слов, после чего он делает вспомогательный рисунок и воспроизводит слова с его помощью, через час пациента просят повторить те же слова ещё раз, в норме он должен воспроизвести не менее 90 % слов;
  • пересказ лёгкого сюжетного текста или небольшой сказки (читать текст может как врач, так и сам пациент) — оценивает нарушения со стороны зрительной и слуховой памяти .

В зависимости от симптомов и течения пациенту могут назначить РЭГ и ЭЭГ (рео- и электроэнцефалографию). Чтобы исключить опухоль головного мозга или инсульт, проводят МРТ или КТ головного мозга .

Электроэнцефалография
Электроэнцефалография

Часто пациентам назначают анализ на уровень концентрации витамина B12 в сыворотке, чтобы исключить его дефицит и нарушения работы щитовидной железы, которые могут быть причиной нарушения памяти .

Лечение нарушения памяти

Тактику лечения подбирают индивидуально в зависимости от причины — основной болезни .

Первичное заболевание, которые привело к нарушению памяти, влияет на выбор медицинского препарата. Например, в комплексном лечении нарушений мозгового кровообращения используют ноотропные препараты, в том числе Фезам. Но не все ноотропы обладают доказанной эффективностью, поэтому правильно подобрать препарат может только врач .

Методы психокоррекции облегчают запоминание и постепенно увеличивают объём памяти:

  • Метод Цицерона — пациент мысленно расставляет необходимые для запоминания объекты в знакомом пространстве (в квартире, по пути на работу и т. д.). Важно «помещать» объекты в ярко освещённые места. Если объекты слишком маленькие, их можно увеличить и наоборот. В качестве объектов выступает что угодно: мысли, идеи, даты. Главное, чтобы связка была яркой, необычной и динамичной. Затем человек детально воспроизводит в воображении эту комнату или улицу и вспоминает то, что зафиксировано в памяти.
Метод Цицерона
Метод Цицерона
  • Метод Айвазовского — пациент несколько секунд смотрит на предмет или пейзаж, а затем закрывает глаза и перебирает в голове детали увиденного: форму предметов, цвет и расположение. Этот метод направлен на развитие фотографической памяти.

Существует много других техник для запоминания в зависимости от того, какой компонент памяти поражён более сильно.

Важно, чтобы пациент постоянно гулял на свежем воздухе, активно общался с людьми, высыпался, придерживался сбалансированной диеты с низким содержанием жиров, ел много фруктов и овощей. Врачи также рекомендуют ежедневно проводить тренировки памяти и интеллекта .

Прогноз. Профилактика

Чтобы достичь максимального результата при лечении, необходимо вовремя обратиться к врачу-психиатру или неврологу, провести диагностику и подобрать комплексную терапию, которая также будет направлена на устранение основного заболевания .

Профилактика нарушения памяти

Чтобы снизить риск развития деменции, следует вести правильный образ жизни, причём это касается не только физического состояния. Например, люди, которые в детстве хорошо учились, реже страдают от нарушения памяти.

Во взрослом возрасте на память негативно влияет снижение слуха, гипертоническая болезнь, сахарный диабет и другие хронические болезни. Поэтому для предупреждения проблем с памятью важно лечить и контролировать эти заболевания. В качестве профилактики врачи также рекомендуют постоянно повторять усвоенные навыки.

В пожилом возрасте многое зависит от гиподинамии, курения, алкоголизма и социальной изоляции. В этот период очень важна физическая активность, она поддерживает работу гиппокампа и влияет на его увеличение. Прогулки, занятия физкультурой и водные процедуры прекрасно влияют на работу мозга, поэтому физической активности необходимо уделять не менее 30 минут в день. Пожилые люди также должны ежедневно решать математические и логические задачи. Также благотворно влияет на интеллект чтение, настольные игры и социальная активность (встречи с друзьями и родственниками, посещение различных мероприятий и путешествия) .

Наиболее частые причины снижения памяти — это болезни сосудов головного мозга и болезнь Альцгеймера, поэтому профилактикой также является исключение алкоголя и других веществ, ухудшающих кровоснабжение.

Доказано, что болезнь Альцгеймера связана с курением: более двух пачек выкуренных сигарет в день кратно увеличивают шансы деменции .

Люди, которые живут в семьях и постоянно общаются между собой, реже страдают от нарушений памяти .

Список литературы

  1. Шевченко Ю. С. Клиническая психотерапия. — М.: Медицинское информационное агентство, 2018. — 504 с.
  2. Бухановский А. О. Клиническая патопсихология. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 416 с.
  3. Малинина Е. В., Колмогорова В. В., Луговых Н. А., Забозлаева И. В. Расстройства памяти, внимания и интеллекта. — Ростов н/Д: ГБОУ ВПО ЮУГ, 2016.
  4. Захаров В. В. Нарушения памяти // Русский медицинский журнал. — 2000. — № 10. — 402 с.
  5. Яхно Н. Н., Захаров В. В., Локшина А. Б. Нарушения памяти и внимания в пожилом возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. — 2006. — № 2. — С 58–62.
  6. Зейгарник Б. В. Хрестоматия по патопсихологии. — М., 1981.
  7. Соловьев А. Г., Новикова И. А., Местечко В. В. Методические рекомендации по профилактике когнитивных и эмоциональных нарушений. — Архангельск, 2015. — 26 с.
  8. Российское психологическое общество. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти в результате различных поражений мозга: методические рекомендации. — М., 2020. — 47 с.
  9. Авдеева И. В., Якушева Е. Н. Реабилитация при нарушениях памяти // Медицинская сестра. — 2017. — № 5. — С. 18–22.
  10. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / под общей ред. Ю. М. Забродиной, Б. Ф. Ломоца. — М.: Прогресс, 1980. — 526 с.
  11. Хрестоматия по общей психологии: психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: МГУ, 1979.
  12. Яхно Н. Н., Захаров В. В. Нарушение памяти в неврологической практике // Неврологический журнал. — 1997. — Т. 4. — С. 4–9.
  13. Российский геронтологический научно-клинический центр. Программа профилактики, раннего выявления и лечения когнитивных расстройств у лиц пожилого и старческого возраста: методические рекомендации. — М., 2019. — 70 с.
  14. Levin M. C. Нарушение памяти // MSD Manuals. — 2021.
  15. Memory loss: When to seek help // Mayo Сlinic. — 2022.
  16. Арабханова М. А., Пышкина Л. И., Кабанов А. А., Колесникова Т. И. и др. Фезам в комплексном лечении нарушений мозгового кровообращения // Журнал неврологии и психиатрии. — 2008. — № 2.
  17. Rusanen M., Kivipelto M., Quesenberry C. P. Jr., Zhou J., Whitmer R. A. Heavy smoking in midlife and long-term risk of Alzheimer disease and vascular dementia // Arch Intern Med. — 2011. — № 4. — Р. 333–339.ссылка
  18. Small G. W. What we need to know about age related memory loss // BMJ. — 2002. — № 7352. — Р. 1502–1505.ссылка
  19. Yasgur B. S. Six Healthy Lifestyle Habits Linked to Slowed Memory Decline // Medscape. — 2023.

Оставить комментарий